Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(5) Виктория Владимировна Безручко,

учитель биологии
высшей квалификационной категории
МАОУ Лицея № 9 г. Новосибирска

Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций

Фундаментальное положение экологии в современной системе знаний резко диссонирует с тем скромным местом, которое она занимает в школьном образовании. Экология как специальный предмет не нашла пока стабильного и достойного места в общеобразовательных программах.

Экологические сведения в курсах биологии и других школьных предметах фрагментарны и незначительны по объёму. Специальные факультативные курсы экологии в школах не восполняют этого пробела в должной мере, поскольку организованы не везде, посещаются не всеми учащимися, не имеют единой методологической основы и не могут дать учащимся полного представления о том широком круге проблем, с которыми приходится иметь дело современной экологии.

Школе по самому её положению в обществе предназначено играть главную роль в формировании экологической культуры, ведь дети проводят в школе практически весь день.

Учащиеся должны с самого раннего возраста почувствовать свою личную ответственность перед всем миром Природы. Они должны проникнуться пониманием того, что они единственные на планете организмы, способные на неправильные действия, способные нанести вред окружающему миру, поэтому всю свою жизнь они должны сознательно ограничивать свою деятельность.

Формирование экологической культуры должно включаться в систему воспитания с раннего возраста, так как предполагает запечатлевание (импритинг) нужных экологических правил в чувствительные периоды жизни ребенка. Включение элементов экологической культуры на более поздних этапах жизни в средней школе уже не даст импритинга, и мы будем получать все того же человека деструктора, хотя бы и понимающего разрушительность своей деятельности.

Этические аксиомы:

1. Первая и главная этическая аксиома может быть сформулирована как библейское «не убий». Ребенок это поймет, ведь он очень ценит собственную жизнь.

2. Вторая аксиома близка к первой, она запрещает приносить страдания окружающим организмам. Вторую аксиому можно сформулировать, как: «не причиняй страдания, не создавай помехи для жизни и действий организмов».

3. И, наконец, необходимо объяснить ребенку, что чужие замыслы, устремления нужно уважать, что далеко не всегда твое присутствие и вмешательство необходимо или желательно для другого. Это универсальное правило пригодится ему и для общения со сверстниками: «при общении с животными не пугай его своим присутствием, не вмешивайся в его жизнь».

Таким образом, на начальных стадиях воспитания появляется представление о простых правилах сосуществования человека с окружающими его организмами.

В 2011 году было проведено исследование, целью которого являлось: выявить значимость и отношение к предмету экология и их влияние на формирование экологической культуры и мировоззрения учащихся различных ОУ (9-11 классы лицея «Ор-Авнер», Лицея № 9, № 22, Гимназии №1, НОУ № 111 и № 21 – всего 156 человек).

Была составлена анкета, которая позволила бы выявить три аспекта:

- отношение школьников к предмету экология,

- знания в области экологии и её разделов,

- экологическую культуру детей.

Анализ анкет показал следующее:

1. Отношение учеников к предмету в основном положительное. И независимо от наличия профилизации почти все опрошенные осознают значимость экологического образования. Дополнительно и полноценно ребята могут изучать экологию только в лицеях №№ 9, 22, гимназии № 1 на спецкурсах.

2. Уровень экологических знаний учащихся по ответам определяется как достаточно низкий. Редко кто из учащихся  давал полные грамотные ответы.

3. Экологическая культура у опрошенных ребят соответствует требованиям современного этапа. Прослеживается ответственное отношение к природе, желание жить в гармонии с ней.

Начальный этап экологического образования должен начинаться в начальной школе. Ученики на этом этапе получают действительно не само экологическое образование, а образование в области окружающей среды.

Учителя начальной школы активно проводят экологическую работу. Например, участие в экологическом фестивале «Седьмой лепесток», «Лесные домишки», проведение научно-практических конференций, «Экологические уроки» в библиотеке.

Лев Николаевич Ердаков, ученый (кандидат биологических наук), педагог (преподаватель Новосибирского Государственного Педагогического Университета), разработал и издал великолепные пособия практически для всех параллелей, начиная с начального звена и заканчивая 10-11 классами. В среднем звене нашего лицея использование этих пособий осуществляется как на спецкурсах, так и на уроках как элементов экологизации основной программы Пасечника В.В.

На этапе проекта сейчас находится создание сквозной программы по пособиям Л.Н. Ердакова 1-11 классы. Недавно вышла его монография «Непрерывное экологическое образование» (третья книга из серии Экология для зеленых), которую Лев Николаевич посвящает проблемам экологического образования и просвещения. Она адресована в первую очередь преподавателям и воспитателям в детских учреждениях. В той же мере она будет необходима и родителям, желающим правильно воспитать своих детей.

Апробированы программы следующих элективных курсов: «Экологическая зоология», «Основы фитоценологии», «Паразитарная энтомология», «Экология здоровья», «Курсы подготовки к экологическим олимпиадам и конференциям».

В учебный план 8 и 9 классов естественного направления входит спецкурс «Основы экологии». На этом спецкурсе используются разнообразные формы деятельности, начиная с анализа экологических задач и заканчивая защитой проектов.

Формирование экологической культуры происходит через разнообразную деятельность. Школьники лицея № 9 принимали участие в телеконференции в рамках программы IATP "Обучение и доступ к Интернет», где шло обсуждение проблемы антропогенного пресса на рекреацию Нарымского сквера и были предложены меры по решению этого вопроса. Учащиеся заняли 1 место.

Учащиеся лицея участвуют в экологических научно-практических конференциях. Можно назвать следующие темы докладов: «Выявление уровня экологической культуры и мировоззрения учащихся различных образовательных учреждений», «Хакасский и Саяно-Шушенский Биосферные заповедники», «Экологический паспорт лицея № 9», «Антропогенное воздействие на рекреацию Берёзовой рощи» и др.

Не отстают от старшеклассников и младшие ребята. Они так же участвуют в исследованиях и выступают  среди младших школьников на конференциях в Юниоре. Одна из тем «Проблемы бездомных животных в Новосибирске», «Движения у растений», «Работа устьиц в зависимости от экологических условий», «Поведение непарнокопытных в зоопарке» и т.д.

Лицеисты принесли газеты (для отапливания помещений), старые одеяла, корм, крупы, игрушки, немного медикаментов и денег. Всё это было передано в приюты через волонтёров и директора благотворительного фонда Помощи животным Ольгу Грачёву. Всем, кто принял участие в акции, были розданы эмблемы с изображением «доброго сердца».

Осуществились две экспедиции на Алтай и в Хакасию. Вторая экспедиция была осуществлена в рамках экологического фестиваля «ЭкоЮСиб». Итогом работы летней экспедиции стали масса впечатлений, большой объём полученных экологических знаний и экспериментальных навыков и умений, коллекции природных объектов, которые  использовались для научно-исследовательских работ в школах.

Также мы неизменные участники открытого Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета", куда ребята отсылают свои исследовательские проекты. По возможности стараемся посещать Международную экологическую студенческую конференцию, которая проходит в НГУ, являясь слушателями различных секций.

В 2009 году была организована команда для участия в экологическом фестивале «Чистая Обь и её притоки», который проходил на базе Лицея № 22. Ребята участвовали в очень интересной и насыщенной программе, составленной ТГАСУ и «Облкомприродой».

Школьники 5-7 классов лицея традиционно принимают участие в Городских экологических турнирах «Зелёный лабиринт», проводимых ДДТ Юниор. В прошлом году команда учащихся 7 классов Эдельвейс оказалась победителем.

Лицеисты старших классов участвуют в Конкурсах экологических проектов, проводимых компанией Сименс. Участникам предлагается подумать над решением актуальных проблем современного мира в области энергетики, индустрии, здравоохранения, городской инфраструктуры.

С удовольствием ребята осуществляют социальный проект «Помощь зоопарку», где работают на территории зоопарка, собирают овощи для животных.

Традиционно мы участвует в конкурсах Центра защиты прав животных "Вита". В прошлом году конкурс был посвящён жестокому обращению с животными в цирках «Вам весело? А им нет!». Ребята стали призёрами в конкурсе рисунков. В этом году конкурс посвящён жестокой охоте на животных «Не стреляй!».

Нельзя не согласиться с Н.К. Рерихом и Н.Ф. Реймерсом, которые считали, что невозможно навязать экологические знания, экологическую культуру, экологическое мировоззрение. Они должны войти незаметно в обиход каждого и стать непременными стимулами жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»