Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(6) Юлия Владимировна Родионова,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №13» Центрального района г. Новосибирска

Лилия Юрьевна Литасова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 13» г. Новосибирска

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

 

В статье представлена работа педагогического коллектива гимназии № 13 города Новосибирска по вопросам здоровьесбережения обучающихся начальной школы на примере построения модели организации внеурочной деятельности «Школа Здоровячка».

Наше будущее – наши дети, а состояние их здоровья – надежный индикатор качества здоровья нации в целом. В своем уставе Всемирная организация здравоохранения рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Современной школе необходимо решать одну из главных проблем - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих пробуждению в детях желания заботиться о своем здоровье. И уделять внимание этому необходимо уже на начальной ступени образования.

В МБОУ «Гимназия № 13» задачи формирования культуры здорового образа жизни детей решаются последовательно. Внедряются интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, используются различные формы и способы взаимодействия с родителями. Опираясь на опыт, который ребенок приобретает на уроках окружающего мира, литературного чтения, физической культуры, в рамках осовения программы внеурочной деятельности «Школа выживания» (разработана учителями начальных классов Кравец Т.Н., Афонасовой О.В.), педагог имеет возможность развивать у обучающихся потребность в самовоспитании культуры безопасного поведения. Нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в гимназии на уроках, так и дома, в кругу семьи. Все это позволяет реализация модели организации внеурочной деятельности «Школа Здоровячка».

Необходимость создания и ведения данного курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема безопасного поведения, здоровьесохранения и здоровьеформирования младших школьников актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов, общественность тревожит проблема безопасного поведения обучающихся на улице, дома. Важно, чтобы просвещение среди детей младшего школьного возраста было своевременным и доступным. Необходимо вовремя сформировать ответственность за свое поведение и здоровье. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в структуру основной образовательной программы включены две важные составляющие: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель этих программ – сформировать поведенческие стереотипы здорового образа жизни, поэтому в гимназии была разработана авторская программа «Школа Здоровячка» (авторы Литасова Л.Ю., Родионова Ю.В.) для 1-4-х классов.

В программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме здоровьесбережения и здоровьеформирования. Дети узнают об использовании здорового питания, двигательных режимах, с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, о необходимости занятий физической культурой и спортом. Помимо этого обучающиеся научатся соблюдать режим дня, согласованный с родителями, врачом, учителем. Изучая данный курс, дети научатся вести себя в разных чрезвычайных ситуациях.

Изучать материал, предусмотренный в «Школе Здоровячка» ученики начальных классов будут во внеурочное время, согласно учебному плану начальной школы гимназии № 13.

Цель программы: формирование у обучающихся начальных классов целостного, сознательного и ответственного отношения к личному здоровью и здоровому образу жизни, собственной безопасности и безопасности окружающих.

Основные задачи программы:

1. Обучить младших школьников навыкам ведения здорового образа жизни, безопасного поведения с целью предупреждения детского травматизма.

2. Развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Воспитывать у младших школьников уважительное и ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей.

Программа кружка «Здоровячок» рассчитана на 2 года обучения для учащихся 1-2 классов по 1 часу в неделю. 1 класс предусматривает 33 часа, 2 класс – 34 часа.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Задача второго раздела – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления, третий раздел посвящен обучению учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:

– составлять режим дня;

– соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

– управлять своими эмоциями;

– выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

– включать в свой рацион питания полезные продукты;

соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

– соблюдать правила пользования общественным транспортом;

– соблюдать правила пожарной безопасности;

– соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Таким образом, педагогическая деятельность, направленная на здоровьесбережение и здоровьеформирование детей, по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Создание в МБОУ гимназии №13 условий для развития здорового и безопасного пространства ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. // Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»