Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(5) Альбина Максимовна Габоян,
учитель биологии МАОУ «Лицей № 9» Железнодорожного района г. Новосибирска

Формирование экологической культуры на уроках биологии

На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Для каждого человека Родина во многом ассоциируется с природой того края, где они живут. А то, как будущий гражданин относится к природе того уголка земли, в котором ему было суждено родиться и жить в большой степени зависит и от того, какие знания он получит и на предметах естественно – научного цикла. Природа удивительный и интереснейший для изучения предмет. Экологическая культура включает определённые идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля". Неправильно полагать, что сфера нравственно – экологической ответственности начинается и действует в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. При этом одним из важнейших моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье и школе.

Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения регионального компонента в изучение биологии, организация научно – исследовательской работы и реализация социально – значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе по предмету.

На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной  деятельности.

В своей экологической работе применяю различные формы. Учащиеся принимают участие с исследовательскими работами на НПК, создаются проекты в защиту природы и представление их на УчСибе, принимаем участие в конкурсах, проводятся игры, познавательные уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.

Воспитательное воздействие усиливается за счёт использования местного материала. Само слово «Экология» переводится с латыни как дом, жилище. В рамках экологического направления учащиеся готовят доклады, сообщения, презентации о лекарственных и редких растениях, об исчезающих животных. Для того, чтобы заинтересовать учащихся защитой природы, используются и нетрадиционные формы. Одна из них экологическая сказка, в которой мы попытались представить будущее нашего города, если будет нарушено экологическое равновесие природы. Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего.

Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 5 и 6 классе на уроках природоведения и биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом с использованием регионального компонента.

Проведение уроков зоологии в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» – основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. На уроках активно используются межпредметные связи с ОБЖ.

При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида.

В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней. Организовываются выезды на природу – это Ботанический сад, поездка в ТГУ по обмену. Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы.

Важнейшей задачей экологического образования является установление приоритетности экологических знаний, поскольку все другие науки направлены лишь на разработку технологий, и только экология способна организовать их в систему, которая будет отвечать законам Природы и наконец, замыслу ее Творца.

Экологическая культура предполагает, что наука, технологии, религия, философия, образование, литература, искусство – все вместе создают образ жизни человека. В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Ведется активная работа по созданию системы  экологического образования как  основы устойчивого развития общества. 

Если современная образовательно – воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и Природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной  деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

Экологическое воспитание личности школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.

Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»