Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(5) Елена Геннадьевна Ерёмина,
учитель истории высшей квалификационной категории
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 116 V вида
Калининского района г. Новосибирска

Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию

Двадцать лет назад, 12 декабря 1993 года, была принята новая Конституция Российской Федерации – основной закон государства. В честь знаменательного события разработан и реализуется проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА». В рамках проекта среди школ Калининского района проводится Интернет-олимпиада по обществознанию.

Цель:

– правовое просвещение, популяризация знаний о Конституции Российской Федерации;

– повышение роли права в духовно-нравственном воспитании детей;

– воспитание патриотизма через творческое исследование конституционного права;

– привлечение внимания к проблемам прав человека;

– развитие у школьников творческой инициативы и интереса к истории своего региона, страны;

– выявление способных и одаренных детей.

Предлагаю Вашему вниманию вопросы для проведения Интернет-олимпиады, надеюсь, что представленный материал будет полезен как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Интернет-олимпиада по обществознанию

Задание № 1

– Что считается прообразом создания первой Конституции России? Докажите, что это действительно был шаг на пути к Конституции.

Задание № 2

Люди заговорили о своих правах десятки веков назад. Еще в XVII веке английский философ Джон Локк так сформулировал идею естественного происхождения прав человека: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…»

– Перечисли международные документы о правах человека.

– В какой статье (статьях) Конституции РФ отражен смысл высказывания Джона Локка?

Задание № 3

– Восстанови деформированный текст:

«Очень важная конституционная гарантия защиты прав и свобод – ?... Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока ?... Более того, неустранимые  сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Никто не обязан свидетельствовать ?...»

Задание № 4

– Известно, что водительские права не выдают людям с нарушением цветового зрения. Есть ли в этом ограничении нарушение прав граждан? Аргументируй свой ответ.

Задание № 5

Мать новорожденного Ильи является гражданкой РФ. Его отец, гражданин Великобритании, настаивает на получении сыном гражданства этого государства. Родители не смогли прийти к соглашению по вопросу о гражданстве ребенка.

– Гражданином какой страны будет Илья, если известно, что он родился на территории России?

Задание № 6

– О каких правах человека идет речь в стихотворениях (перечисли статьи Конституции):

1. «Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - всё равно

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано».

2. «Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке,

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке».

3. «Если жар всё тело ломит,

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы».

4. «Я росточком не доволен,

И пока не так силён.

Но не смей мне делать больно.

Есть у нас такой закон».

5. «Есть еще такое право –

Помнить, думать и творить.

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить».

Задание № 7

Конституции РФ действует на всей территории нашей страны, без исключения. Она обладает высшей юридической силой. Следовательно, ни один закон или правовой акт, принятый в стране, не должен противоречить Конституции. Российская Конституция имеет прямое действие.

– Что означает «прямое действие»?

– Когда прямое действие Конституции запрещается?

Задание № 8

– О каком основополагающем правовом принципе идет речь в сказке?

– В какой статье Конституции РФ отражен этот принцип?

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. Но в одной из сказок делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений.

«… Совесть шла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, сокрушаясь о своих плохих поступках. Многие дурные люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии. Многим не нравилось, что Совесть мешает им спокойно спать. И обратились они к самому хитрому человеку.

Тот сказал: «Есть выход. Можно сделать так, что Совесть не сможет приходить к вам. Давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего – нет. Законы будут знать чиновники, а простые люди будут приходить к ним и спрашивать: можно или нельзя? И тогда все освободятся от Совести, потому, что на её упрёки станут отвечать: «Поступили так потому, что так в свитках написано». И все тогда будут спать спокойно».

Так и сделали. А специально для Совести включили правило: «Кто явился ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать его в тюрьму». И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому чиновнику, упрекая его за злоупотребления, тот вызвал стражу, и Совесть заточили в тюрьму».

Задание № 9

– В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются государством:

А) Вознаграждение за труд вдвое больше, чем взрослым.

Б) Половина зарплаты, даже если они ленятся и ничего не делают на работе.

В) Сокращенное рабочее время.

Г) Четыре выходных дня в неделю.

  • Ответ на этот вопрос и еще много всего интересного и полезного можно узнать на сайте Президента РФ (на страничке «ДЕТЯМ»).

Задание 10

– Установите соответствие между конституционными правами и группами прав человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

 

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) 

право выбирать род деятельности и профессию

Б) 

право на получение государственных пенсий по возрасту, инвалидности, 
потере кормильца и т. п.

В) 

право на свободу и личную неприкосновенность

Г) 

право на свободу творческой 
деятельности

Д) 

право на защиту своей чести и доброго имени

 

   

1) 

гражданские (личные)

2) 

социально-экономические

3) 

культурные

 

Задание № 11

– О каких правах идет речь в перечисленных ниже литературных произведениях:

Название сказки

 

Какое право нарушено 

Статья Конституции

«Красная шапочка»

  

«Три поросенка»

  

«Лягушка-путешественница»

  

«Золушка»

  

«Золотой ключик или приключения Буратино»

  
 

 

Задание № 12

– Передай одним-двумя предложениями смысл рисунка. Можно использовать цитаты.

Задание № 13

– По Конституции РФ гарантом прав и свобод человека является Президент. За соблюдением прав человека наблюдает Уполномоченный по правам человека, за соблюдением прав детей наблюдает Уполномоченный по правам ребенка. Напишите им о фактах нарушения прав, предложите конкретные меры, чтобы исправить положение.

Задание № 14

На карте-плане воображаемой местности отмечены общественные места, здания: школа, больница и др.

– Где и как могут быть реализованы права человека в обществе. Какое право человек может реализовать в том или ином общественном месте. Подтверди выводы статьями Конституции. Ответы запиши в таблицу.

№ пункта

№ статьи

Содержание статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»