Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Татьяна Васильевна Соловьёва,
классный руководитель 3 «Г» класса, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска

Проект «Я гражданин России»

Данный проект направлен на изучение истории родного города, подразумевает содействие воспитанию чувства любви к малой и большой Родине, изучение жизни и подвигов участников Великой Отечественной войны.

Гражданственно-патриотическое направление выбрано по причине того, что на основе беседы с учащимися были выявлены пробелы в знаниях и, одновременно, интерес к изучению таких понятий, как «гражданин», «патриот», «гражданская позиция».

Целью данного проекта является содействие воспитанию гражданственно-патриотических качеств у младших школьников – юных граждан РФ. Цель проекта полностью соответствует цели программы развития воспитательного пространства « Воспитание для будущего» МОУ СОШ № 64. В процессе реализации данного проекта совместно с учащимися 1-4 класса (7-11 лет) планируется содействие научению детей осознавать себя частичкой большого мира, чувствовать свою необходимость, ценность в этой жизни.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Вот почему я  обратила внимание на патриотическое направление в воспитательной работе. Мной составлен проект по патриотическому воспитанию, рассчитанный на четыре года (с первого по четвёртый классы).

С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей сложились следующие цели и задачи проекта.

Цели и задачи проекта

Цель проекта «Я гражданин России»: содействие воспитанию гражданственно-патриотических качеств у младших школьников.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

1. Создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;

2. Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

3. Создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;

4. Воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

I этап “Россия – Родина моя!”

Цель: Изучение истории родного города Новосибирска

Задачи:

1. сбор материала об истории возникновения города Новосибирска;

2. экскурсия по городу Новосибирску;

3. посещение музеев, театров, выставок;

4. совместное создание альбома, посвящённого любимому городу.

Результат: знакомство детей с историей города Новосибирска, памятными датами, достопримечательностями, выдающимися личностями. Альбом, посвящённый городу Новосибирску, в создании которого примет участие каждый ребёнок.

 

Этап I

мероприятие

срок

ответственные

 

  • День Знаний “Тебе, Россия, пою я песнь свою!”
  • Беседа: Права и обязанности ученика»
  • Беседа “Мой родной город»
  • Экскурсия на предприятия города.
  • Заочное путешествие “Улицы Новосибирска”
  • Классный час “Поэзия родного города”.

сентябрь – октябрь

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет.

 

  • Классный час “Фольклор сибиряков”
  • Вечер “Народные традиции” (Сибирская кухня, костюмы, обряды)

ноябрь – декабрь 

Классный руководитель,

родительский комитет, библиотекарь школы.

 

  • Цикл бесед “История Российской государственной символики”
  • Государственные флаги России XIX – XX веков.
  • История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
  • Эволюция герба России.
  • Классный час “Мы граждане России”.
  • Поисковая работа: сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны.

 

январь – март

Классный руководитель,

родительский комитет.

 

  • Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
  • Вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны “Дедушкин орден на ладони внука”.

апрель – май

Классный руководитель,

родительский комитет.

 

 

II этап “В судьбе страны – судьба моей семьи”

 

Семья – это среда, где человек должен учиться творить добро.

В. Сухомлинский

Цели: воспитание чувства любви и ответственности к семье и Родине

Задачи:

1. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

2. Развитие у ребят осознанного восприятия семейных ценностей.

3. Воспитание чувства гармонического видения мира;

4. Установление тесного сотрудничества между школой и семьёй.

Результат: накопление материала о жизни старших поколений семьи, о трудовых и военных подвигах членов семьи, оформление материала совместно с родителями в Древо жизни.

 

Этап II

мероприятие

срок

ответственные

 

  • Урок-игра “Любовь и сердце мамы”
  • Беседа-рассуждение “Забота мамы”
  • Урок-игра “Мудрость и любовь отца”
  • Беседа-размышление “Роль отца”.
  • Конкурс сочинений “Наши родители”
  • Диалог-обсуждение “Наши братья и сёстры”
  • Беседа с элементами игры “Дружная и счастливая семья”.
  • Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”.
  • Лекция-рассуждение “Воспитание человечности

сентябрь – май

Классный руководитель,

родительский комитет.

 

III этап “Патриоты”

Цели: Воспитание мужества, чувства локтя, любви к Отчизне.

Задачи:

1. Приобщение ребят к изучению традиций Вооружённых сил РФ.

2. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

3. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

4. Знакомство со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск.

Результат: приобретение знаний о традициях Вооружённых сил РФ, знакомство со структурой Вооружённых сил РФ, формирование понимания значимости здорового образа жизни, Мини-зарница как, возможность проверки знаний, подведения итогов (дети участвуют в разработке мероприятия).

                       

Этап III

мероприятие

срок

ответственные

 

  • Изучаем историю Вооружённых сил”
  • Заочное путешествие “Древние виды стрелкового оружия;
  • Урок-сообщение “Системы стрелкового оружия современной армии;
  • Классный час “Современные рода войск”
  • Викторина “Крылатые слова полководцев”
  • Встреча с воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.

сентябрь – декабрь

Классный руководитель,

родительский комитет, библиотекарь школы.

 

  • “За здоровый образ жизни”.
  • Весёлые старты “Будешь сильным, будешь ловким со спортивной подготовкой”.
  • Викторина “Добрые молодцы и мудрые девицы”.
  • Беседа “Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека”.
  • Заочное наставление курящим родителям “Пассивное курение”
  • Деловая игра “Не начинайте курить!”
  • Классный вечер “Будь здоров, дорогой!”

январь – март

Классный руководитель,

родительский комитет.

 

  • Чтение книг о войне
  • Посещение музеев военно-патриотической направленности
  • Вахта памяти

 

апрель – май

Классный руководитель,

родительский комитет, библиотекарь школы.

 

Ожидаемый результат. В процессе реализации данного проекта мне бы хотелось, чтобы дети научились осознавать себя частичкой Большого мира, почувствовали свою необходимость, нужность в этой жизни, научились видеть в себе людей, полезных обществу, своей семье, своей стране.

Таким образом, если мне удастся воспитать хоть кого-то из своих ребят Человеком социально ориентированным, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриотом своего Отечества, способным жить в многообразном мире в гармонии со всеми людьми, значит, я на правильном пути.

 

Практическая значимость результатов

Для учеников:

  • приобретение знаний о родном городе (истории, достопримечательностях, выдающихся людях);
  • осознание ценности семьи, формирование уважения к старшему поколению и семейным традициям;
  • осознание значимости физического и духовного здоровья;
  • формирование активной гражданской позиции.

Для школы:

  • дополнительное развитие гражданственно-патриотического направления по программе развития воспитательного пространства «Воспитание для будущего»;
  • более тесное сотрудничество школы и семьи;
  • воспитание активных граждан, способных в дальнейшем повышать свои знания, самостоятельно разрабатывать дела по данному направлению, развивая его.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»