Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(6) Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»

Сегодня изменился социальный заказ на образование, воспитание и личностные качества выпускника. Реформы всех уровней образования затрагивают концептуальные основы воспитательного процесса, содержание, формы, методы, технологии воспитательной деятельности, заставляют искать новые подходы к воспитанию личности молодых людей XXI века.

В законе РФ «Об образовании в РФ» приоритетной задачей современного образования постулируется усиление воспитательного потенциала школы. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание социально-педагогических условий для развития духовно-нравственного потенциала обучающихся на основе отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Мы полагаем, что к числу первостепенных воспитательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Речь идет о сознании, лишенном крайностей национализма и этноцентризма, сознании, в котором знание, понимание культуры своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением культур других народов.

Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, таких как толерантность, умение жить в поликультурном мире, т.к. впервые учащиеся сталкиваются с проблемами взрослого сообщества, именно в школе.

Таким образом, идеи воспитания толерантности  школьников в условиях поликультурного мира выдвигаются сегодня на первый план.

Нами были выделены следующие условия и характер воспитания культуры толерантности: общественные условия развития личности, в частности, общественные внеклассные мероприятия, направленные на развитие поликультурных связей; создание условий для формирования межличностных отношений.

Суть и содержание воспитания культуры толерантности – целенаправленная организация условий формирования позитивного опыта толерантности, т.е. создания толерантной образовательной среды прямого или опосредованного взаимодействия с другими иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Разнообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Школой отнюдь не исчерпывается, в ней не замыкается сфера проявления толерантности: и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. И в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребенка и его толерантности, чем школа.

МБОУ «Гимназия № 13» города Новосибирска системно занимается проблемой воспитания культуры толерантности около десяти лет.

В этом году МБОУ «Гимназия №13» являлась организатором первого городского межшкольного конкурса-фестиваля национальных культур «Мы разные – мы дружим».

Учредитель фестиваля: Главное управление образования мэрии г. Новосибирска.

Фестиваль проходит при поддержке:

  • Управления общественных связей мэрии города Новосибирска.
  • Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  • Отдела образования Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска.
  • Дома национальных культур им. Заволокина.
  • ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО.
  • МБОУ ДОД ДШИ «Весна».

Городской конкурс-фестиваль «Мы разные – мы дружим» входит в систему мероприятий программы воспитания культуры толерантности МБОУ «Гимназия №13» г. Новосибирска (Отдел образования Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам).

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации объединенных наций.

Программа направлена на укрепление толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основной целью фестиваля является создание условий для:

1. Реализации городской толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

2. Воспитания культуры межнациональных и межэтнических отношений у молодежи, стимулирования.

3. Развития духовного и культурного потенциала личности.

4. Формирование социальных и личностных качеств обучающихся.

5. Воспитания гражданина – патриота, способного активно участвовать в созидательном процессе жизни общества.

6. Формирования у подрастающего поколения толерантного сознания и мироощущения.

7. Взаимообогащения национальных культур.

8. Осуществления эффективного сотрудничества образовательных организаций, культурных центров, общественных организаций и учреждений дополнительного образования.

9. Формирования культуры толерантности в школьной среде: развития взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, её традициям.

10. Сохранения и развития народных традиций как части духовного наследия, пропаганды традиционной народной культуры, декоративно-прикладного творчества и ремёсел.

Задачи:

1. Провести культурно – просветительскую и информационную работу  о целях и задачах фестиваля.

2. Включить в процесс работы над проектом  коллективы учащихся школ г. Новосибирска в условиях сетевого взаимодействия.

3. Организовать конкурсы по номинациям: назначить ответственных и прописать положения.

4. Провести конкурсные мероприятия.

5. Провести фестиваль и гостевые программы.

6. Организовать награждение участников фестиваля и конкурсов.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Первый городской межшкольный конкурс – фестиваль «Мы разные – мы дружим», приуроченный к Международному дню толерантности – 16 ноября (Решение ЮНЕСКО), проходил в течение сентября и октября на базе МБОУ гимназии № 13.

Гала- концерт фестиваля и награждение прошли 18 ноября в Юниоре.

В Фестивале приняли участие:

– школьные коллективы (делегации) в составе 10 человек (возраст участников 8 -16 лет);

– национальные творческие коллективы;

– в гостевых программах принимали участие профессиональные (любительские) коллективы и исполнители.

Формы проведения:

Конкурсы прошли по номинациям:

1. Конкурс творческих работ (живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства) «Новосибирск – семья народов».

2. Конкурс видеороликов «Мы вместе».

3. Конкурс презентаций стран «Национальный номер».

4. Конкурс методических материалов для учителей «Учимся толерантности».

Конкурс творческих работ «Новосибирск – семья народов».

Творческие работы могли быть представлены разными направлениями: (живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства) по темам:

  • «Дружат дети всей Земли»,
  • «Мир детям всей Земли»,
  • «Всё лучшее – детям»,
  • «Мир, дружба, любовь»,
  • «Радуга дружбы»,
  • «Мы о мире, о дружбе поём»,
  • «В единстве народов мощь государства»,
  • «Наша сила в единстве»,
  • «Дружба народов»,
  • «В единстве народов сила и мощь России»,
  • «Творчество во имя мира на земле»,
  • «Счастье народов, светлое завтра»,
  • «Мир на земле – радость в жизни»,
  • «Пусть всегда будет мир»,
  • «Если мы за руки возьмёмся?»

На выставку-конкурс принимались творческие работы, выполненные в любой технике формата А-3, А-2 и соответствующие тематике данного конкурса. По итогам конкурса лучшие плакаты были награждены памятными дипломами и подарками.

Конкурс «Национальный номер».

Каждая делегация представляла на конкурс один национальный номер в любом жанре. (Национальная песня, танец, обряд). Максимальное время номера до 8 минут. Критериями оценки являлось: содержание, артистизм, соответствие теме, качество исполнения. По итогам конкурса лучшие номера были награждены памятными дипломами и подарками.

Конкурс видеороликов «МЫ ВМЕСТЕ».

На конкурс представлялся один видеоролик от образовательного учреждения на тему «Содружество Наций». Видеоролик должен был длиться не более 5 минут. Критерии оценки: содержание, соответствие заявленной теме, техническое исполнение и художественность. Работы принимались на дисках в оргкомитет или в электронном виде на электронную почту. По итогам конкурса лучшие видеоролики были награждены памятными дипломами и подарками.

Конкурс методических материалов для учителей «Учимся толерантности».

На конкурс подавались методические материалы по теме «Учимся толерантности» на электронном носителе. По итогам конкурса лучшие методические материалы были награждены памятными дипломами и подарками.

Всего в конкурсе-фестивале приняло участие:

– 5 районов г. Новосибирска;

– 36 общеобразовательных школ;

– 56 педагогических работников;

– 485 школьников.

Список школ – участников в школьном конкурсе-фестивале «Мы разные – мы дружим».

1

МБОУ гимназия №1

19

МБОУ СОШ №160

2

МБОУ СОШ №75

20

МБОУ СОШ №175

3

МБОУ СОШ  №112

21

МБОУ СОШ №187

4

МБОУ СОШ №117

22

МБОУ СОШ №194

5

МБОУ лицей №130

23

МБОУ СОШ №177

6

МБОУ лицей №113

24

МБОУ СОШ №165

7

МБОУ СОШ №111

25

МБОУ СОШ №63

8

МБОУ СОШ №145

26

МБОУ СОШ №57

9

МБОУ СОШ №155

27

МБОУ СОШ №60

10

МБОУ СОШ №90

28

МБОУ СОШ №66

11

МБОУ СОШ №72

29

 МБОУ СОШ №49

12

МБОУ СОШ №197

30

 МБОУ СОШ №1

13

МБОУ СОШ №17

31

МБОУ гимназия №14

14

МБОУ «Флагман»

32

МБОУ лицей №22

15

МБОУ Перспектива»

33

МБОУ гимназия №13

16

МБОУ СОШ №140

34

МБОУ СОШ №24

17

МБОУ СОШ №31

35

МБОУ СОШ №40

18

МБОУ СОШ №80

36

МБОУ СОШ №84

 

Победители по номинациям:

НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОМЕРА

I место

1. Демин Дмитрий, МБОУ гимназия №13, руководитель Шапкина Вера Павловна.

2. Коллектив учащихся МБОУ СОШ №90 ХЭЦ, танцевальный номер «Росиночка», руководитель Иванова Вера Михайловна.

3. Хореографический ансамбль «Отблески», номер «Скоморохи», МБОУ гимназия №13, руководитель Лепехина Валерия Валерьевна.

4. Рыскулов Руслан,  МБОУ СОШ №194, номер «Марш лошадей», руководители Ершова Анна Вениаминовна, Конгарова Ольга Павловна.

5. Акифьев Глеб, МБОУ гимназия №13, руководитель Зайкова Марина Владимировна.

6. Учащиеся МБОУ СОШ №75,национальная песня «Алван вардер», руководитель Маргарян Ани Комисаровна.

7. Учащиеся 4 Б класса, МБОУ СОШ № 160, театральная постановка «Праздник Ивана Купалы», руководитель Колотова Светлана Николаевна.

II место

1. Абгарян Гор,  Абгарян Григор, Мурадян Мэри , МБОУ СОШ№1, армянский народный танец «Ярхушта», руководитель Рыжкова Оксана Владленовна.

2. Шахбазян Артак, МБОУ СОШ №1, песня «Мама», руководитель Рыжкова Оксана Владленовна.

III место

1. Погоря Димника-Даниелла, МБОУ СОШ № 117, песня «Сырба лу Васыле», руководитель Пахомова Наталья Николаевна.

2. «Китайский стиль», МБОУ СОШ № 84, руководитель Тропин Владимир Григорьевич.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

I место

1. Вершинина Наталья Леонидовна педагог – психолог МБОУ  «Лицей №22 «Надежда Сибири».

2. Рублева Ольга Александровна зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 11.

II место

1. Бахмурнова Елена Анатольевна  учитель МБОУ СОШ № 24.

III место

1. Остромецкая Ольга Ивановна заместитель директора по ВР Гимназии № 14 «Университетская».

2. Добровольская Ирина Владимировна заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лицей № 113».

ПЛАКАТЫ

I место

1. Босулаева Маргарита, МБОУ СОШ № 111, руководитель  Бузынина Ирина Викторовна.

2. Кандрашкина Кристина, МБОУ гимназия №13,руководитель Букина Галина Васильевна.

3. Бережнев Иван, Буравлев Никита, МБОУ СОШ № 17, руководитель Гуляшова Наталья Леонидовна.

4. Астухова Дарья, МБОУ СОШ № 75, руководитель Агафонова Олеся Вячеславовна.

II место

1. Учащиеся 1Б класса, МБОУ лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева, руководитель Потапова Ирина Владимировна.

2. Семенова София, МБОУ «Гимназия №1», руководитель  Хрущева Алла Валентиновна.

3. Постникова Кристина, МБОУ СОШ №84, руководитель Умрихина Надежда Викторовна.

4. Григорьева Дарья, МБОУ СОШ № 80, руководитель Тырина Людмила Алексеевна.

5. Долгова Татьяна, МБОУ СОШ № 57, руководитель Дроздова Мария Анатольевна.

III место

1. Незнамова Софья, МБОУ СОШ № 187, руководитель Усольцева Елена Валерьевна.

2. Манаенкова Ирина, МБОУ СОШ № 194, руководитель Темурзиева Фатима Магомедовна.

3. Шкурат Данил, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города  Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31 VIII»,руководитель Буданова Яна Анатольевна.

4. Швецова Дарья, Рябичкова Владлена, Вдовина Анастасия, МБОУ СОШ № 165, руководитель Максимова Татьяна Анатольевна.

5. Крюкова Ирина, МБОУ гимназия №13, руководитель Артемова Наталья Борисовна.

6. Милякина Алёна, МБОУ гимназия №13, руководитель Артемова Наталья Борисовна,

7. Березина Мария, МБОУ СОШ № 165, руководитель Максимова Татьяна Анатольевна.

ВИДЕОРОЛИКИ

I место

1. Гасанова Севиндж Гуджат Кызы, МБОУ СОШ № 84,руководитель Алексеев Анатолий Александрович.

2. Малова Екатерина, Волощук Альбина, Матвеева Алёна, Квинт Екатерина,

МБОУ СОШ № 57, руководитель Рыжакова Анна Викторовна.

2. Воронкина Анжелика, МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ, руководитель Шарапова Ася Сергеевна.

3. Киностудия «Тринашка», МБОУгимназия №13, руководитель Каян Елена Игоревна.

II место

1. Голяндина Марина, Муниципальное казенное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Красномайская основная общеобразовательная школа №49», руководитель Уряшева Оксана Валентиновна.

2. Борисенко Юлия, МБОУ СОШ № 194, руководитель Ершова Анна Вениаминовна.

3. Клуб «Эфес», МБОУ СОШ № 187, руководитель Николаева Марина Борисовна.

4. Литвинов Дмитрий, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная , школа №60 VIII вида», руководитель Яковчик Ольга Михайловна.

5. Зырянова Яна, МБОУ СОШ № 80, руководитель Гладких Марина Викторовна.

6. Трубачева Наталья, Лосева Ксения, МБОУ «Гимназия №14 «Университетская», руководитель Пигарева О.А.

III место

1. Декар Татьяна, Декар Анастасия, Талалова Ника, МБОУ СОШ № 24, руководитель Морозова Татьяна Васильевна.

2. Гончарь Иван, Курбатов Евгений, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №63», с углубленным изучением английского языка, руководитель Семёнова Оксана Львовна.

3. Ученики 5 В класса, МБОУ гимназия №13, руководитель Голошумова Татьяна Дмитриевна.

ПРОГРАММА ГАЛА-КОНЦЕРТА

Первого Межшкольного конкурса-фестиваля, посвященного Международному Дню толерантности «МЫ РАЗНЫЕ-МЫ ДРУЖИМ»

  • Торжественное открытие, приветственное слово.
  • Студия современного танца Динамит «Я – гражданин России».

НАГРАЖДЕНИЕ В КОНКУРСЕ ПЛАКАТОВ

  • МБОУ гимназия №13 «Песня о Новосибирске» Кристина Суварян
  • СОШ №75 Армянская народная песня «Алван вардер» 
  • «Гляжу в озера синие» Омарова Бахэт АртСтудия «Праздничная шкатулка»
  • «Загадочная Индия» Петрова Роксана, АртСтудия «Праздничная шкатулка»
  • СОШ №17 Стихотворение про Киргизию и инструментальное исполнение «Кербез»
  • МБОУ гимназия №13 Скомороший танец

Награждение в конкурсе видеороликов «МЫ ВМЕСТЕ»

за I место (4 ролика-просмотр)

  • СОШ № 90, коллектив «Сибирское кружево», номер «Росиночка»
  • Центр «Флагман», русско-народная песня «Лети перышко»
  • СОШ № 66 Узбекский танец «Моя любовь»
  • СОШ № 1 песня «МАМА»
  • СОШ №1 Армянский танец «ЯР ХУШТА»
  • СОШ №117 Песня «СЫРБА ЛУ ВАСЫЛЕ»
  • Таджикский танец «МУБАРАК» Калондорова Лола

АртСтудия «праздничная шкатулка»

Награждение в конкурсе видеороликов «МЫ ВМЕСТЕ»

за II, III место

  • МБОУ гимназия №13 Украинская песня в исполнение Дмитрия Демина
  • МБОУ гимназия №13 Украинский танец 9 А
  • МБОУ СОШ № 84 Китайский стиль
  • МБОУ гимназия №13 «Саратовские напевы» Акифьев Глеб
  • МБОУ СОШ Немецкий номер «АВГУСТИН»
  • МБОУ СОШ № 194 «Марш лошадей» инструментальное исполнение
  • МБОУ гимназия №13 Чувашский танец и песня «Ытала»

Награждение в конкурсе методических материалов

  • МБОУ СОШ № 160 «Праздник Ивана Купалы»
  • МБОУ гимназия №13 Татарский танец
  • МБОУ гимназия №13 Цыганский танец
  • МБОУ СОШ №90 «Сибирское кружево» номер «Румынский танец»
  • МБОУ гимназия №13 Ансамбль «Зоренька»
  • МБОУ гимназия №13 Ансамбль «Зоренька»
  • МБОУ гимназия №13 Ансамбль «Зоренька»

Награждение в конкурсе презентаций стран «Национальный номер».

Слово Организаторам фестиваля.

  • «Цвети моя земля» Омарова Б., Евстигнеева О. АртСтудия «Праздничная шкатулка»
  • Финальная песня «Мы дети твои Россия» на припеве (ВЗРЫВ ШАРА!)

Надеемся на то, что данный фестиваль станет ежегодным. Приглашаем к сотрудничеству всех желающих.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»