Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ольга Васильевна Рачек,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения», МБОУ СОШ № 82, г. Новосибирск

Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»

Курс «Основы актёрского мастерства» я внедряю в работу с учениками начальной школы уже более 15 лет. Главная цель моего курса: сохранить душевное здоровье ребёнка, его эмоциональное равновесие.

Убеждена, что сегодня театр должен на себя взять миссию защитника детства от предрассудков, научить сострадать и любить, помочь объединить духовной близостью детей и родителей. Разбуженное эстетическое чувство, богатство нравственных впечатлений развивает в детях, юных актёрах и зрителях творческие возможности, которые найдут выход в труде, в отношениях с людьми, в обретении активной жизненной позиции.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Конечно, обращаем особое внимание на работу артикуляционного аппарата. Хорошая дикция – очень важное средство выразительности устной речи. Делаем гимнастику для губ, проговариваем слоги, поём слоги на мелодии знакомых песен, читаем с нарастанием силы голоса, темпа, изменяя окраску голоса, работаем над дыханием и, конечно, используем скороговорки – самый хороший способ разбудить артикуляционный аппарат. «Кто хочет разговаривать, тот будет выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно…».

Предлагаю также немое чтение стихов, фраз, слов, работает лишь артикуляционный аппарат (губы, мимика, жесты). Ставлю вопрос «Узнай произведение?»

Обилие мимических знаков («скривился», «округлил глаза», «вытаращил глаза», «скорчил рожу», «расцвёл улыбкой», «надулся», «задрал нос»…) и жестов даёт возможность выразить всю палитру характера литературного героя. При этом я подчёркиваю, что всего один жест может полностью изменить смысл слова. Можно погрозить пальцем, подозвать кого-то кистью руки, прижать руку к сердцу, указать на себя (пальцем в грудь). Дети показывают свои жесты, мы разгадываем, что это означает.

Общеразвивающие игры, включённые в театральный тренинг, не только готовят ребёнка к художественной деятельности, развивают внимание, наблюдательность, воображение и фантазию, умение ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывает смелость, находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Предлагаю речевую разминку. Включаю музыку.

1. Возьмите в руки воображаемую горящую свечу осторожно, закройте глаза, постарайтесь послать добрые пожелания всем присутствующим здесь.

2. Держим свечу. Сделаем медленный глубокий вдох носом (1-8), такой же медленный глубокий выдох ртом. Свеча не погасла. А сейчас вместе со мной тремя резкими короткими выдохами задуем свечу.

Спасибо, сядьте, пожалуйста.

3. Разомнем язычки: вращаем язычком вправо, влево (1-4), накалываем язычком щеки (1-8), настроили губки, вытянули «О», вращаем губки вправо, влево (1-4), надули щеки (обиделись). Улыбнулись (1-4)!

Особого внимания заслуживает взгляд «язык глаз». Глазами можно выразить любое чувство.

Фрагменты из сочинений «Глаза – зеркало души»:

  • «В глазах у человека спрятана душа».
  • «Когда человеку весело, глаза блестят, улыбаются».
  • «Посмотри, вглядись в глаза своего товарища – и поймёшь, в каком он настроении».
  • «По глазам читают, как по открытой книге».
  • «Бывают «шипящие глаза», вот-вот взорвутся – злой человек».

Постепенно перехожу к инсценированию. Инсценирование таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения, как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту, в нём осуществляется счастливое сочетание творческого воображения и литературного «соображания» учащихся; оно активно содействует развитию устной и письменной речи.

Таким образом, мы сумели представить на суд зрителей-учеников нашей школы, их родителей:

Инсценирование произведений русского фольклора:

– Небылицы в лицах, потешки, дразнилки.

– Театрализованные представления: «Деревенские посиделки», «Все на святки!»

– Инсценирование стихотворений: Б. Заходер «Вежливый индюк», С. Маршак «Кот и лодыри», Э. Мошковская «Вежливое слово», Э. Успенский «Разноцветная семейка», Я. Бжехва «Дырки в сыре».

– Спектакли по произведениям: К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Доктор Айболит», С. Маршак «Кошкин дом», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», «Карнавал Сказок».

– Новогодние представления «Подарок для Снегурочки», «Проделки нечистой силы».

– «Рио-Рита» – музыкально-литературная композиция к Дню Победы.

– Открытые уроки театра, литературного чтения с элементами театра: «Слова бывают разные, слова бывают всякие», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Самые настоящие чудеса», «Смеёмся, грустим, размышляем», «Внешняя и внутренняя красота», «Смех – дело серьёзное», «Театр открывается».

Сталкиваясь с художественным произведением, замечаю, что художественная речь способна пробуждать различные чувства, способна менять настроение, заставляет смеяться, грустить, задумываться, размышлять.

Дети с огромным желанием ждут очередной пьесы, роли. Но мы помним – маленьких ролей нет. Бессловесную роль сыграть труднее.

И вот – пьеса готова! Ждут зрители. Сколько волнений! Куда пропадает озорство?! Сколько радости! Ведь премьера – это новые костюмы! (помогают родители). Это праздник!

Как же не заговорить с детьми о театре? Театр – в переводе с греческого – «место для зрелищ». Что же главное в театре? «Умелая игра актёров», – говорят дети. «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администрацию, пригласить музыкантов – и всё-таки театра ещё не будет, а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьесу, даже без грима и обстановки, а театр уже есть», – говорил В.И. Немирович-Данченко.

Конечно, уроки театра тесно связаны с уроками литературного чтения. Огромное значение на этих уроках придаю работе над выразительностью чтения. Выразительность развивается не спонтанно, сама собой, а с каждым этапом поднимается на определённую ступень. Практически это осуществляется таким образом. После первичного чтения определяется общая эмоциональная направленность произведения или состояния героя, отношение к нему. При этом очень важно выразительное чтение учителя, являющееся образцом. Оно должно быть выразительным на всех этапах уроков, даже при чтении задачи на математике. Грамотная, выразительная речь учителя способствует совершенствованию культурной речи учащихся. Например, читаю рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». Спрашиваю: «Какое чувство вызвала судьба больного зайца с обожжёнными лапами?» (Жаль, хочется помочь…). Настроение? (Грустное, печальное, серое, хочется плакать). Можно выразить своё настроение цветом (Квадраты серые, синие). Предлагаю показать мимикой своё отношение. Уточняю: «А если бы заяц оказался у вас в руках? Покажите жестом!» (Жесты – погладить, прижать, укрыть…). Даю задание: «Прочтите самый грустный эпизод!»

Особенно эмоциональны в художественных произведениях диалоги. Вспомним разговор Бабки Анисьи и Вани. Бабка Анисья одно предложение произносит: «Что ж вы оба плачете, сердечные?» А отношение к ней уже сложилось. (Добрая, жалостливая, любит животных, хочет помочь). Даже внешний облик дети смогли нарисовать, представить. Сразу же составляем словесное рисование портрета Бабки Анисьи, что способствует развитию творческому воссоздающему воображению детей.

Завершая работу над объёмным текстом, как правило, предлагаю темы для письменных сочинений-размышлений. Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

Вот некоторые из тем сочинений, которые я предлагаю детям:

1. «Беспокойное сердце Тимура», «Всем хорошо! Все спокойны. Значит и я спокоен тоже» (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

2. «Ворованным добром не выстроишь дом» (К. Колоди «Приключения Пиноккио»)

3. «Жизнь не мила в разлуке с детьми» (С. Лагерлёф «Удивительные приключения Нильса с дикими гусями»)

4. «У каждого человека свои звёзды», «Ты в ответе за тех, кого приручил» (С. Экзюпери «Маленький принц»)

5. «Лес – сосуд для спасения души», «Всё бывает и всё проходит», «Иные могут продать за деньги: честь, верность и сердце», «Великое благо – верить и любить», «Жизнь – смешение: добро и зло, счастье и несчастье, правда и ложь» (Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»).

Уроки актёрского мастерства дают свои маленькие, но положительные результаты в развитии личности учащихся. Глаза у детей ясные, горящие, пытливые. Дети становятся терпимее, добрее друг к другу. Можно назвать эти уроки уроками общения: Родители – Учитель, Родители – Дети, Дети – Учитель. Образовался творческий союз, в этом союзе и происходит развитие детей.

Станут ли мои маленькие артисты артистами в будущем – ещё неизвестно, но верю, что станут сознательными, духовно заполненными, оптимистичными, несмотря на такое нелёгкое наше время. Театр помогает нам, поэтому мы его любим!

– Мы так устали от учений,

От двоек,

Школьных сочинений,

От физкультуры и трудов,

От схем,

Диктантов,

Трудных слов.

От собственной устали лени,

Законов, формул и спряжений,

От теорем и орфограмм,

Нравоучений пап и мам.

– А чувства?

– Чувства в нас остыли,

Мы всё, что знали, позабыли,

Мы даже к жизни охладели

(Ну что за жизнь на самом деле!)

И если б не театр, то б…

То б тапки белые и в гроб!

(Березина Т.Н. учитель школы № 191).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»