Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Марина Ивановна Басова,
руководитель музея МАОУ Лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах

В 2012-2013 учебном году в лицее был сформирован 5 математический класс, в котором обучение велось по стандартам второго поколения. Ранее с данными стандартами работа в средней школе не велась, что вызвало определенные затруднения у педагогов. На данном контингенте учащихся осуществлялась апробация ФГОС по истории  по УМК  авторского коллектива Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, А.В. Кузнецова, С.С. Кузнецовой, А.А. Николаевой, М.Е. Турчиной, Л.Н. Монченко, С.В. Паршиной. УМК по истории представлен полным комплектом (Программа, учебник, проверочные и контрольные работы, методические рекомендации для учителя). В УМК заложено сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

Образовательная программа «Школа 2100» по истории авторского коллектива Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, А.В. Кузнецова, С.С. Кузнецовой, А.А. Николаевой, С.В. Паршиной является продолжением линии обучения начального звена, работающего по этой же образовательной системе. Программа составлена на 5-9 классы. В её основе лежат педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»[1], а именно:

1) Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

2) Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

3) Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Курс истории в 5 классе (Всеобщая история) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом «Обществознание», который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).

Учебник Д.Д. Данилова и др. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» состоит из четырех разделов, ключевая проблема которых звучит так: «Какое наследство оставили нам древние?». Важным, на мой взгляд, является вступительная статья учебника, объясняющая ребенку правила работы с содержанием (условные обозначения, алгоритмы выполнения продуктивных заданий, проектов, критерии самооценки учебных достижений, порядок продуктивного чтения). Каждой главе предшествует лист контроля «Выделенные факты и понятия, которые надо знать и уметь ими пользоваться», что позволяет ребенку целенаправленно изучать материал.  По содержанию параграфы очень объемны, т.к. в основу работы положен принцип минимакса, сформулированный академиком А.А. Леонтьевым и предполагающий разноуровневость обучения и формирование индивидуальной образовательной траектории каждого: ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. В конец учебника вынесены проблемы уроков, лента времени, материал для урока – обобщения и словарь основных понятий.

Содержание программы предполагает следующие линии развития:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Для проверки сформированности УУД авторами создана тетрадь для самостоятельных и контрольных работ, состоящая  из 4 контрольных работ. Работа состоит из 4 вариантов по 5-6 заданий в каждом (задания на умения группировать; определять по датам век, этапы, место события; выделять главное, обобщать; выделять причины и следствие; давать и объяснять свою оценку исторических явлений). Каждое задание включает 3 уровня (необходимый, программный, максимальный), что позволяет осуществлять при проверке личностный подход и самооценку ученика. Промежуточными формами контроля являются: оформление таблицы, составление схемы, тест, творческая работа, анализ текста, игра, понятийный диктант.

Методическое пособие для учителя содержит подробные карты уроков по технологии проблемно-диалогического обучения. Структура  каждого урока направлена на создание условий для самостоятельного определения проблемы, поиска путей её решения и формулировку аргументированных выводов. Изучение темы предполагает перечень обязательных смысловых единиц по всем урокам в рубриках: «Выделенные факты и понятия необходимо запомнить и уметь пользоваться», «Определяем проблему урока», «Вспоминаем то, что знаем», «Сравниваем свой вывод с авторским», «Применяем знания». Объемный учебный материал параграфов осваивается по принципу минимакса (ученик может узнать максимум, но должен под руководством учителя освоить минимум), что создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать эту нужную им информацию учились сами школьники (задания, связанные с поиском в тексте главного). В учебнике содержатся творческие задания (опиши разговор, составь маршрут экскурсии), которые побуждают учащихся «вживаться» в изучаемый исторический материал и позволяют на практике осуществлять принцип  смыслового отношения к миру. Очень важным и результативным при апробации стал проектный вид деятельности учеников. Во вводной статье к учебнику авторы объясняют пятиклассникам смысл и правила проектов, в параграфах – предлагают темы.

По результатам работы в 5 м классе в ходе апробации УМК образовательной программы «Школа 2100»  авторского коллектива Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, А.В. Кузнецова, С.С. Кузнецовой, А.А. Николаевой, М.Е. Турчиной, Л.Н. Монченко, С.В. Паршиной я могу выделить следующие достоинства:

1. УМК по истории в 5 классе для реализации ФГОС является полным и включает в себя: Программу, учебник, рабочую тетрадь в 2 частях, проверочные и контрольные работы, методические рекомендации для учителя.

2. УМК по истории Д.Д. Данилова и др. для основной школы является логическим продолжением линии УМК образовательной программы «Школа 2100», по которой занимается начальное звено лицея № 9, что в будущем обеспечит преемственность в обучении.

3. Такую же преемственность обеспечивает и применяемая технология проблемно-диалогического обучения.

4. Можно говорить о достаточно высоком качестве обученности учащихся 5 класса и положительном отношении к предмету (согласно данным службы психологического сопровождения, единицы ребят относят историю к сложным предметам или испытывают дискомфорт на уроках).

Следует отметить, что данная инновация проводилась на классе, сформированном из учащихся с достаточно высоким уровнем интеллектуальных способностей, что затрудняет объективность сравнения результатов обученности с теми классами параллели, которые занимались по другому стандарту и УМК.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Ода классному руководителю!
2. Формирование экологической культуры школьников как одного из аспектов ценностно-смысловых компетенций
3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников
4. Формирование экологической культуры на уроках биологии
5. Воспитательное пространство школы
6. Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого
7. Телеисследование: как мы получаем НЕНУЖНУЮ информацию
8. Проект «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»: интернет-олимпиада по обществознанию
9. Проект «Я гражданин России»
10. Реализация проекта «Мы разные – мы дружим»: первый городской межшкольный конкурс-фестиваль, посвящённый международному дню толерантности»
11. Конкурс профессионального мастерства классных руководителей
12. Курс внеурочной деятельности «Основы актерского мастерства» и его влияние на всестороннее развитие личности учащихся начальных классов»
13. «Осенины» по Шекспиру
14. Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5-х классах
15. Турнир Юных Биологов (ТЮБ) как одна из форм интеллектуального соревнования, формирующего у учащихся гностические и информационно-коммуникативные компетенции
16. Модель добровольческого отряда. Из опыта работы 9 класса «А» МБОУ гимназии № 9
17. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного изучению правил дорожного движения
18. Сценарий внеклассного мероприятия «Связь с природой»
19. Классный час «История закаливания и его значение в укреплении здоровья человека»
20. Сценарий внеклассного мероприятия «Врачи Новосибирска в Великую Отечественную войну»