Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Антонида Михайловна Романова,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска

Формирование экологической культуры на уроках географии

География – это арена, на которой проходит вся наша жизнь. Действительно, география окружает нас постоянно. Весь мир вокруг нас – это пособие по географии. Он удивительно красив и таит в себе много загадок. Но, к сожалению, сегодня, этот мир уязвим. Современная география – это наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства стран и т.д., а наука объяснительно-прогнозирующая, призванная решать конкретные практические проблемы, которых накопилось так много на нашей замечательной планете – Земля. Одна из самых значимых глобальных проблем – экологическая.

Чтобы решать эти проблемы необходимо воспитывать человека с ранних лет (детский сад, школа, семья), формируя экологическую культуру через бережное отношение к природе, рациональное использование природных ресурсов, просвещение посредством распространения знаний об экологических ситуациях, экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды.

«Земля наш дом и дом всех живых существ. Сама Земля – живое существо» – Декларация Земли. Земля – дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Это положение главное, ибо осознание личности должно начинаться с понимания того, что Земля – это наш общий дом. Это мировоззрение можно благотворно развивать на современных уроках географии, обращая внимание на уязвимость географических оболочек, напоминая, что хозяйственная деятельность человека должна быть разумной, прививать ответственность за свои поступки и противопоставлять неограниченному материальному потреблению накопление духовных ценностей. Дети должны начинать видеть красоту и превосходство духовного богатства над материальным.

В настоящее время в соответствии с ФГОС география изучается с пятого класса. В учебном плане на неё отводится по 35 часов (1 час в неделю) в пятом и шестом классах. С учётом неизбежной адаптации детей, перешедших из начальной школы в среднее звено, этого времени очень мало. И всё же я стараюсь на своих уроках уделять внимание экологическому воспитанию. С первых уроков дети должны понимать, что по мере развития географических знаний о Земле изменяется уровень развития производительных сил, и, следовательно, растёт нагрузка на природу. После изучения раздела «Развитие географических знаний о Земле» мы подводим итоги, ученики делают выводы. Используя вопросы для обсуждения, предложенные в конце раздела, они охотно рисуют картины будущего, составляют небольшие прогнозы, любят проектировать, выполняют презентации по темам: «Деятельность человека в формировании лика Земли», «Антропогенные ландшафты», «Влияние космоса на человека и наоборот», «Загрязнение гидросферы», «Экологические проблемы Мирового океана» и другие.

В шестом классе рассматриваются такие оболочки Земли, как гидросфера, атмосфера, биосфера, природные комплексы Земли. На уроках формируются знания о Земле как планете людей, об общих закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Такие темы курса, как: «Человек и гидросфера», «Человек и атмосфера», «Человек часть биосферы», «Экологические проблемы в биосфере», «Природные комплексы» позволяют привлекать огромный арсенал средств для формирования и развития экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Множество примеров, связанных с воздействием хозяйственной деятельности человека на гидросферу (загрязнение Мирового океана, вод суши), на атмосферу (явление парникового эффекта, влияние транспорта, выбросов вредных веществ предприятиями), на биосферу (уничтожение животного и растительного мира, заражение водоемов и др.), с изменением природных комплексов, созданием антропогенных ландшафтов, стимулируют УПИ учащихся.

Используемый УМК «Сферы» позволяет проводить географические исследования на уроке и дома, рекомендуя найти ответы на вопросы:

– каково значение атмосферы для Земли?

– какие виды загрязнения атмосферы возникают в результате хозяйственной деятельности человека?

– какие экологические кризисы были в истории человечества?

предлагая, вопросы для обсуждения в форме дискуссий:

– как может измениться положение покровных ледников в случае глобального потепления? Как при этом изменится вся водная поверхность Земли?

– чем вы можете подтвердить выражение: «Автомобиль главный виновник загрязнения атмосферы»?

– возможны ли экологические кризисы без участия человека?

– что имеется ввиду, когда человека называют главной геологической силой?

УМК предусматривает возможность проведения исследований, например, определить, на каком материке больше всего объектов, находящихся под угрозой исчезновения.

Учащиеся 5-6 классов с интересом работают над проектами. Так, в проекте «Значение открытия Нового Света» ребенок приводит положительные и отрицательные аспекты, которые затем подтверждаются примерами: уничтожение коренных жителей, нанесение вреда природе – исчез с лица Земли вид птицы «странствующий голубь», почти не осталось бизонов, следовательно, изменился природный комплекс этой части света. Такая работа развивает УПИ, воспитывает гуманность, бережное отношение к природе, учит экологически целесообразному поведению в окружающей среде, формирует умение работать с различными источниками знаний.

Учащиеся 5-6 классов с удовольствием работают с различными ресурсами УМК «Сферы»: с электронным приложением, в тетради-тренажере, тетради-практикуме, тетради-экзаменаторе, пользуются интернет-ресурсами, на которые имеются ссылки в конце каждого раздела учебника.

Особенно продуктивно развивать экологическую культуру позволяет курс экономической и социальной географии России и мира, изучаемый в 9-11 классах. Содержание материала в нем дает возможность рассматривать экономический потенциал (ЭП) стран и мира в целом через сумму других видов потенциалов: природно-ресурсный (ПРП), демографический (ДП), научно-технический (НТП), производственный (ПП). Иными словами: ЭП = ПРП + ДП + НТП + ПП. Таким образом, изучая в логической последовательности природные ресурсы, население, развитие производительных сил, эволюцию отраслей хозяйства, неизбежно возникает вопрос взаимодействия человека и природы, который пронизывает все темы курса. Хозяйственная деятельность людей, использование природных ресурсов, развитие отраслей, транспорта, рост городов и многое другое ведет к необратимым последствиям. Примеров тому много и о них нельзя молчать. Стараюсь доносить информацию через вплетение фактического материала в содержание урока. Например, при изучении отраслевой структуры хозяйства России провожу дискуссии о том, как влияют отрасли промышленности на атмосферу, гидросферу, литосферу.

Так, число городов с очень высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна в период 1993-99 гг. уменьшилось с 44 до 25, а с 2000г. возросло до 35 и рост продолжается.

Страдают водные ресурсы. Крайне неудовлетворительное качество воды водоемов в Архангельской, Ульяновской, Кировской, Владимировской, Нижегородской областях, Санкт-Петербурге и др. субъектах федерации. На долю промышленности приходится около 81% выбросов в атмосферу от всех стационарных источников в стране, 32% сброса загрязненных вод в водные объекты и почти весь объем (94%) образовавшихся токсичных отходов. (Данные на начало века). К сожалению, традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. Все эти аргументы и другие используем на уроках для обоснования критического состояния географической среды.

При изучении регионов России проводим с учащимися анализ состояния окружающей среды в них, выявляем экологически грязные отрасли экономики. Так, в Сибирском округе это энергетика, металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая и нефтегазодобывающая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Подводя итог, учащиеся составляют прогнозы, ищут пути выхода из ситуаций, составляют проекты решения экологических проблем.

Очень благотворным в плане воспитания экологической культуры является курс экономической и социальной географии мира. Во-первых, через содержание материала, предусмотренного программой, можно легко осуществлять экологическое воспитание. В теме «Мировые природные ресурсы» рассматриваются не только классификации природных ресурсов, но и особенности их использования, рациональное и нерациональное природопользование.

Аспекты природопользования:

1.                Изъятие природных ресурсов ведет к проблеме ресурсообеспеченности;

2.                Возврат отходов ведет к экологическим проблемам;

Учащиеся приводят множество примеров, такие уроки проходят эмоционально и интересно.

Во-вторых, учащиеся 10-11 классов – это уже взрослые люди, почти выпускники, они имеют свою позицию, мнение, обладают к этому времени достаточными знаниями по другим дисциплинам, легко используют межпредметные связи, умеют анализировать, делать выводы, прогнозировать, видят мир таким, каков он есть. Школьники старших классов легко разбирают ситуации, любят уроки – ролевые игры, дискуссии.

Регулярно, каждый год провожу урок – конференцию «Стихийные природные явления и техногенные катастрофы. Их влияние на жизнь людей и на состояние окружающей среды».

За две недели до конференции начинаем подготовку. Избираем ведущих специалистов, это:

«Представитель Сибирского регионального ведомства по географии стихийных явлений»;

«Министр по мониторингу последствий техногенных катастроф»;

«Зам. Министра МЧС России по борьбе с последствиями стихийных явлений и техногенных катастроф»;

«Ведущий специалист центра медицинских катастроф».

Специалисты сидят за столом, перед ними таблички (Ф.И.О., должность специалиста). Остальная аудитория – это сейсмологи, экологи, гидрологи, метеорологи и журналисты.

Специалисты выступают с докладами по данной теме, после чего аудитория задаёт им вопросы, а журналисты берут интервью, затем отражают информацию в прессе. Уроки проходят очень интересно, часто с нестандартными ситуациями, дети любят играть роль взрослых деловых людей, часто неожиданно импровизируют, что придаёт уроку особенный колорит. Несомненно, они помогают развивать творческие способности, обогащают знаниями, воспитывают экологическую культуру. После таких уроков появляются газеты, рисунки, плакаты, статьи, отзывы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе