Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Дарья Александровна Алехина,
учитель биологии МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов

Человек, овладевший экологической культурой,

подчиняет все виды своей деятельности

требованиям рационального природопользования,

заботится об улучшении окружающей среды,

не допуская её разрушения и загрязнения…

А.А. Плешаков

 

Одной из глобальных проблем современности, затрагивающей интересы всех жителей нашей планеты, является усиливающееся загрязнение окружающей среды. Поэтому с каждым годом вопросы экологического образования учащихся становятся все более актуальными. Однако учителя многих учебных заведений отмечают, что у современных выпускников слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем. В связи с чем, ключевым принципом проектирования экологического образования должна быть практическая направленность, а приоритетом – не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей.

Одним из эффективных методов в экологическом образовании является метод проектов (основатели и разработчики — Дж.Дьюи, В.X.Килпатрик). Он не является принципиально новым ни в мировой, ни в русской педагогике и довольно широко используется на практике.

В его основе лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Основные требования к использованию метода проектов в экологическом образовании:

1. Наличие значимой в экологическом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема шумового загрязнения в ОУ, городе, мониторинг водных ресурсов области и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад директору ОУ, статья в школьной газете, участие в международном проекте и т.д.).

3. Планирование действий по решению проблемы/задачи, т.е. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Наличие продукта деятельности, т.е. результата работы над проектом.

7. Презентация продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной системе, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения. Однако практика показывает, что экологические проекты наиболее глубоко и содержательно выполняются в ходе внеурочной деятельности гимназистов.

Так, в МАОУ Гимназия № 10 проектная деятельность гимназистов организована в рамках работы Школьного естественнонаучного общества. В 2013-2014 учебном году основной темой секции биологии и экологии является «Шумовое загрязнение». Проект выполняют гимназисты 6 класса, которые только знакомятся с вопросами экологии и делают «первые шаги» в проектной деятельности.

Данный проект является частью международного проекта глобальной школьной лаборатории GlobalLab (globallab.org), целью которого является составить «шумовую карту» в разных городах России и мира. В рамках нашего проекта мы оценили уровень шума в нашей гимназии (во время перемен в коридоре, столовой, «в начальной школе» и т. д.). В дальнейшем мы планируем расширить территорию исследования до города.

В заключение хотелось бы сказать, что в современном мире, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку его основная цель – не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания.

Литература

1.  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов./ Н. Ю. Пахомова – М.: АРКТИ, 2003. – 110с.

2.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров./ Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе