Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска


Маргарита Сергеевна Эберт,
библиотекарь МКУК ЦБС им. В. Белинского, филиал им. Я. Гашека

Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 10 августа 2012 года подписал Указ № 1157 «О проведении в Российской Федерации в 2013 году Года охраны окружающей среды». Главная цель принятия такого решения — «обеспечение права каждого человека на благоприятную окружающую среду».

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Итак, экология – очень интересная, занимательная и познавательная наука. Слово «экология» переводится как «наука о доме». Всегда полезно и важно знать о месте, в котором ты живёшь, поэтому 9 «А» и 9 «Б» классы МАОУ гимназии № 11 «Гармония» решили принять участие в этой игре, которая проходила в читальном зале библиотеки им. Я. Гашека.

Эту игру для нас провела Эберт Маргарита Сергеевна, выражаем ей большую благодарность. Игра была настолько интересная, что мы не заметили, как пролетело время.

За игровым столом собрались участники игры, которые должны были проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Игра состояла из разных туров, с необычными и увлекательными заданиями:

Разминка;

1.Животные и птицы;

2. О заповедниках;

3. Приметы;

4. Правила поведения в лесу;

5. Красная книга НСО.

Знатоки экологии держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились с заданиями. Молодцы!

Яна Лахина поделилась своими впечатлениями: «Подобного рода познавательные игры объединяют коллектив, делают его единым и неразрывным целым. Помогают лучше узнать друг друга, узнать что-то новое и важное. Куда лучше провести время со своими друзьями за полезным занятием, чем просидеть в четырёх стенах, бездарно растрачивая время на компьютер. На самом деле, нам так редко удаётся выехать на природу, а если и получается, то мы порой губим лес, животных, не зная правил поведения, а такая игра позволила многим вспомнить такие лёгкие, но важные правила.

А как же подарки? Куда же без них. Обе команды получили по горшочку с цветами.

Давайте сохраним природу! Ведь для этого не нужно много делать, достаточно просто хорошо относиться ко всему живому…. Разве это много?»

Итак, начнём игру.

1 ТУР:

1. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик).

2.Где раки зимуют? (В норах на берегах рек)

3.Самое быстрое животное суши? (Гепард)

4.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).

5.Какая птица иногда кричит, как кошка? (Иволга)

6.Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка)

7.Какое морское животное  ныряет глубже всех? (Кашалот)

8.Какую птицу все бьют и называют вором? (Воробей)

9.Самое быстрое морское животное? (Касатка, дельфин)

10. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

2 ТУР:

1.Что такое заповедник? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

2.Все вы знаете слова А.С.Пушкина «Почернело сине море…» О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами.)

3.Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, погибает, оказавшись в условиях дикой природы).

4.Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы.)

5.Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве? (Ископаемые)

6. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (Охрана природы)

7.Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях? (Вода)

8.Верхний слой земли, необходимый растениям? (Почва)

9.Организмы, которые встречаются в всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения)

10.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее? (Человек)

11.Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырье? (шиповник, черника, земляника, облепиха, боярышник, костяника.)

12.Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет.)

13.Из какого дерева делают лыжи? (из березы)

14.Из какого дерева делают спички? (из осины)

15.Как называют в Сибири гнездо белки? (гайно)

16.Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)

17.Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся в листопад)

3 ТУР:

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие лета,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

1.Багряные зори. (К ветру)

2.Утром туман стелется по воде. (К хорошей погоде)

3.Дым столбом. (К морозу)

4.Утром на траве роса. (Дождя не будет)

5.Длинные сосульки. (К затяжной весне)

6.Вечером с реки поднимается пар. (К дождю)

7. Бледный цвет луны. (К плохой погоде)

8.Клен плачет. (К дождю)

9.Если ночью был иней…(Снега не будет)

10.Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным)

4 ТУР:

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы должны сказать как правильно вести себя в лесу, за каждый правильный ответ 1 балл, чем больше ответов, тем больше баллов.

«Воскресенье в лесу»

Рассказ с ошибками

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли!

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!»

Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали.  Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

А вот как нужно вести себя в лесу:

1. Не включать громкую музыку.

2. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые – грибы – деревья.

3. Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается.

4. Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет)  и металлические банки (разрушаются через 100 лет).

5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Не брать зверят и птенцов из леса в город – если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.

7. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом – в него может попасть молния!

8. Никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк.

9. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

5 ТУР:

Международным Союзом охраны природы принято решение создать специальную книгу, куда занести все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений.  Эту книгу назвали «Красной книгой».

Почему красной? Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году.

Внимание, конкурс. Кто больше всего названий животных, птиц и растений назовет, занесенных в Красную книгу Новосибирской области.

На территории Новосибирской области образовано 24 заказника. Один из них заказник «Талицкий», расположенный в Маслянинском районе Новосибирской области. 48 заповедников, один из заповедников «Исток реки Карасук».

Необходимо заботиться о том, чтобы растения и животные не исчезли из нашей среды обитания. Ведь с каждым исчезнувшим видом нарушается экологический баланс, что негативно сказывается и на жизни человека.

Приложение. Презентация «Я хочу дружить с природой»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 47)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе