Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(3) Ирина Николаевна Попова,
заместитель директора по воспитательной работе
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района г. Новосибирска

Экологическое воспитание при изучении физики

Вопросы экологического воспитания всегда стояли очень остро. Развивая промышленность, используя новые технологии в производстве, создания условия для большего комфорта жизнедеятельности человека, мы порой не задумываемся над тем, какой ценой это все достается и какие последствия для окружающей среды это несет. Сегодня перед школой стоит проблема воспитания людей, способных защитить окружающую среду от своей же неразумной деятельности. Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой, – важнейшая задача школы. При этом физика, как одна из наук о природе, должна учить, как использовать законы природы, не нанося ей вреда. Учащиеся должны осознать, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии с окружающим его миром. Изучение в школе основ охраны природы позволит учащимся овладеть экологической культурой, сформирует у них целостную картину мира и представления о взаимодействии общества и природы в условиях НТП.

В содержании курса физики есть ряд тем, на базе которых можно наиболее эффективно провести уроки под знаком экологического образования и воспитания. Уроки экологической направленности можно проводить по обобщающим темам, например: «Энергосберегающие технологии», «Прогресс и природа», «Освоение космоса и экологические проблемы» и др. Занятия могут проходить и как вводные к новым темам курса.

Формировать экологическую грамотность учащихся можно и во внеурочное время, во время проведения внеклассных мероприятий, так например, в прошлом году учащиеся нашей школы приняли активное участие в телекоммуникационном образовательном проекте «Удивительный мир физики», который проводил Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем.

В рамках данного проекта участники команд изучили вопросы энергосбережения, возможности экономного использования природных ресурсов, изучили вопросы значения энергосбережения для России. Ребята выполнили исследовательские задания, используя Интернет-ресурсы, подготовили разработку занятия «Дом, в котором мы живем» и презентацию, провели его с учащимися. По итогам своей работы подготовили отчет-презентацию и по итогам проекта заняли 5 место.

Так, например, команда 8 класса «А» подготовила вот такой отчет:

Исследовательское задание

Энергосбережение. Сегодня мы будем экономить тепло и свет. Для этого сначала определим, каким образом этого можно добиться.

Экономия электроэнергии. Расход электроэнергии происходит от пользования электрическими приборами (холодильник, телевизор, утюг, стиральная машина, компьютер и т.д.).

Например, используя каждый день эти приборы, за месяц средний расход электроэнергии составляет 150 кВт*ч. Тогда средний расход электроэнергии за день составит: 150 кВт*ч / 30дней = 5 кВт*ч.

Есть в нашей повседневной жизни такие приборы, которые невозможно не использовать каждый день (холодильник, телефон и т.д.), они потребляют электроэнергию постоянно. Но вот от некоторых мы запросто можем отказаться.

Проводим опыт, отказавшись от использования некоторых приборов, сколько электроэнергии нам удастся сэкономить. Утром снимаем показания счетчика электроэнергии.

19160 кВт*ч – это общий расход электроэнергии за весь период пользования счетчиком. И весь день не включаем телевизор, компьютер, не используем стиральную машину, свет включаем тоже реже. Вечером снимаем показания еще раз 19162 кВт*ч.

Теперь от этих показаний отнимаем утренние и получаем расход электроэнергии за день: 19162 кВт*ч – 19160 кВт*ч = 2 кВт*ч

Таким образом, не включая телевизор, компьютер, стиральную машину и др. приборы за один день мы затратили 2 кВт*ч.

Чтобы узнать, сколько электроэнергии нам удалось сэкономить, мы просто от среднего показателя отнимем количество энергии, затраченное сегодня:

5 кВт*ч – 2 кВт*ч = 3кВт*ч

Рассчитав, таким образом, количество электроэнергии, сэкономленное всеми членами нашей команды, получаем следующие результаты:

Малова Екатерина

2 кВт*ч

Матвеева Алёна

3 кВт*ч

Мухина Мария

2 кВт*ч

Тлепбергенова Дарья

4 кВт*ч

Черношейкина Елизавета

3 кВт*ч

Общее кол-во электроэнергии

14 кВт*ч

Экономия тепла (горячая вода, отопление)

Расходование тепла происходит каждый день. Особенно большие объемы тепла расходуются в зимний период, когда температура воздуха снижается, и человеку нужно все больше и больше использовать сторонние источники тепла. В летний же период при теплой погоде, такой острой необходимости нет. Но даже когда на улице холодно можно попробовать сэкономить немного на тепле.

Сейчас почти в каждой квартире стоят приборы учета расхода воды и тепла. Поэтому очень несложно можно определить средний расход воды и попробовать сэкономить. По аналогии с электроэнергией определим расход воды за месяц, отнимая показания текущего месяца от предыдущего. Например:

Сентябрь 49 м3 / октябрь 63 м3, вычитая 63 м3 – 49 м3 = 14 м3

За месяц расход горячей воды составляет: 14 м3

Средний расход воды за день составит: 14 м3 /30 дней = 0,47 м3

Утром смотрим показания на счетчике воды, записываем их. А теперь расходуя горячую воду меньше, не оставляя кран открытым, когда отходишь в другую комнату, умываясь более прохладой водой и т.д., в конце дня проверяем показания еще раз. Вычислив разницу между показаниями утром и вечером, получаем 0,28 м3. Таким образом, за один день нам удалось сэкономить: 0,47 м3 – 0,28 м3 = 0,19 м3

Наша команда, проводя данный опыт в течение дня, сэкономила следующее количество горячей воды»:

 

Екатерина

0,24 м3

Алёна

0,19 м3

Мария

0,22 м3

Дарья

0,17 м3

Елизавета

0,21 м3

Общее кол-во горячей воды

1,03 м3

 

А вот такое занятие провели девочки в своем классе:

 

Занятие по теме: «Дом, в котором мы живём»

Чтобы все богаче стали,

Нужно нам учиться,

Проявив терпение,

Энергосбережению.

Цели:

– способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

– привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов;

– стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход занятия (весь ход работы сопровождается презентацией):

Екатерина:

– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о нашем любимом доме, в котором мы живем. Попытаемся с вами разобраться и научиться, как правильно пользоваться его удобствами.

Дарья: (слайд)

– Самое частое, что мы используем, это энергия. Но за неё нужно платить, как и за все удобства. Так как же сэкономить свои средства? Попробуем разобраться. Для начала определим, что означает само слово – энергия? Как вы считаете?

Класс предлагает свои варианты.

Дарья:

– Давайте попробуем сформулировать вывод из всего того, что вы сейчас сказали. Итак: если тело или несколько взаимодействующих между собой тел могут совершить работу, то говорят, что они обладают энергией. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить и т.д.

Елизавета: А теперь давайте отгадывать загадки (класс отвечает хором на загадки)

Елизавета:

Провела я солнце

Сквозь свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало в доме весело. (Электролампочка.)

Мария:

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу,

Где меня, ребята, нет

Не зажжётся в доме свет. (Электричество)

Алена:

Вот так дом – одно окно:

Каждый день в окне кино.

Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Екатерина:

Что за чудо-агрегат

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать? (Компьютер)

Дарья: А сейчас давайте попробуем ответить правильно на ряд вопросов. У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других? (слайды)

(Класс предлагает свои варианты)

Ответ: В семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Существуют правила, которые помогут значительно сократить энергопотребление: Не ставьте холодильник близко к батарее, вплотную к стене. Чем ниже температура теплообменника, расположенного на задней стенке холодильника, тем реже он включается; Регулярно размораживайте холодильник, так же не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.

Елизавета:

– Какая лампа наиболее энергоэффективная? (слайды)

(Класс предлагает свои варианты)

Ответ: Наиболее энергоэффективная лампа – светодиодная. Её преимущества: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

Мария:

Как вы думаете, используется ли электроэнергия в пустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставить включенным в сеть?

(Класс предлагает свои варианты)

Ответ: Конечно. Любой электроприбор, который находится в режиме «standby» (ожидания) потребляет незначительное количество электроэнергии.

Алена:

– Увеличивает ли расход электроэнергии накипь в электрочайнике?

(Класс предлагает свои варианты)

Алена:

Ответ: да. Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно.

Екатерина:

А сейчас мы с вами посмотрим интересное видео, которое покажет нам наглядно то, что мы с вами сегодня обсуждали (просмотр видео).

Дарья:

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы очень надеемся, что вы все запомнили и будете использовать приобретенные знания в будущем.

Елизавета:

Просим вас дома нарисовать домашние электроприборы и принести нам, а мы в кабинете физики сделаем выставку ваших рисунков. Мы очень рады нашей встрече с вами. Теперь мы будем приходить к вам с новыми темами, о которых будем рассказывать вам.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе