Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Мария Леонидовна Ефимова,
директор экскурсионного бюро «Ветер перемен»

Зачем ему днём фонарь?

Новосибирск – стремительный город, и мы с вами живем в нем стремительно. И вот долгожданные выходные, уффф выбрались наконец-то на берег речки, моря, озера, а там раздражающие глаза и душу, оставленные кем-то горы мусора, и всяких там непристойных кучек, прикрытых бумажкой, и вот уже и отдых не тот, и понимаешь, что одной семье не по силам убрать и вывезти столько. Хочется зажечь фонарь и побежать вдоль берега с воплем: «Ищу человека». Достойны ли мы называться людьми, если порой ведем себя, как невесть кто? А наши дети, которые видят все это? Конечно, мы убрали, убирают волонтеры, добровольцы разные и т.д. А может, вспомним о том, что чисто не там, где убирают, а там  где не сорят. Проблема есть, и довольно-таки серьёзная. И решать её нужно, начиная с младшего детского возраста.

Стоит уже много и серьезно говорить об экологическом образовании. И одним из направлений, которое сможет частично решить данную проблему, мы считаем экологический туризм, в частности экскурсии. Согласно определению Всемирного фонда дикой природы, экологический туризм – «это путешествия в мир природы. Экотуризм прививает любовь к природе, повышает экологическую культуру путешественников, уважает интересы местного населения и способствует охране природы». В настоящее время в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

На экоэкскурсиях, изучая и познавая, ребенок научится ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, что способствует формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности. Здесь формируется система представлений о природных комплексах. Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал природы, формировать ценностное отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Не будем лукавить, экологический туризм в Новосибирской области не развит. Проблема есть, ресурсы есть, а экотуризма нет!!! Мы-то рады предложить, экскурсионное бюро разрабатывает такие экскурсии. Есть отличные экскурсии на предприятия, перерабатывающие опасные отходы, пластик, макулатуру, где можно понаблюдать за производством. Заодно получить информацию, куда можно сдать, например использованные лампочки или батарейки или стеклотару, пластик, отработанную технику, металл. После нашей экскурсии рука «не поднимется» выкинуть лампочку или батарейку в мусорное ведро. Благоприятные возможности для реализации комплексного подхода в экологическом образовании представляют экскурсии в природную среду, и тут в Новосибирской области ресурсов хоть отбавляй. В этом году Школой молодежного туризма «Каста», директор Анохин Александр Васильевич, были разработаны замечательные пешеходные природоведческие экскурсии. Здесь задействованы такие природные объекты, как «Салаирский кряж», «Бердские скалы», «Зверобой», «Кинтерепский ветровал», «Каменистая степь», «Новососедовская пещера» и другие. Добавив транспортное сопровождение и путевую заметку, мы получили замечательные экскурсии для городских ребят.

Хотелось бы, чтобы преподаватели и родители осознавали значимость таких экскурсий, и как можно чаще обращались к нам. Вспомним немного историю экскурсионной деятельности.

Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. Экскурсионное дело в нашей стране имеет больше чем двухвековую историю, начиная свое летоисчисление с первых школьных экскурсий последней четверти восемнадцатого века. Именно в это время передовые российские педагоги, просветители, среди которых, прежде всего, необходимо назвать имена члена Российской академии наук, участника разработки плана школьных реформ 1782 – 1786гг. Янковича де Мериево, академика Российской академии наук, автора первого русского учебника по естествознанию «Начинания естественной истории…» Василия Федоровича Зуева, писателя, журналиста, издателя Николая Ивановича Новикова, неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу. Глубокое теоретическое обоснование данный новый метод обучения, нашёл в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогики в России. Он настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений. В конце восемнадцатого начале девятнадцатого века очень ограниченное число преподавателей использовали экскурсию как метод обучения. В конце девятнадцатого начале двадцатого века уже во многих учебных заведениях России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Таганроге и во многих других городах Российской империи.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий в России сыграло также введение 9 марта 1902 года специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км  предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись. Но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 года.

Экскурсионная деятельность, интенсивно развивающаяся в стране, в начале двадцатого века получила определенную теоретическую базу. Появлялись разные статьи, книги с попытками освещения теории экскурсоведения. Вот выдержка из рекомендаций организации экскурсий на природе, которые давались «Русским экскурсантом»: «Избрав поживописней место за городом, лучше на берегу пруда или реки, на поляне, среди сосен, отправляемся в путь развернутым строем по 6 человек в ряд с оркестром и песенниками впереди. После прибытия на место и необходимого краткого отдыха занимаемся приготовлением неприхотливого завтрака, для чего в специально привезенных с собой котлах учениками варится пшенная каша, картофель и уха, если удалось достать рыбы; на полянке приготавливается чай с бутербродами. После утоления голода вся школа разбивается на группы, из которых каждая занимается тем, чем хочет. В ходу футбол, лапта, прыганье с крутизны в песок, собирание ракушек, катание на лодке и т.д. День быстро склоняется к вечеру, пароход приходит за экскурсантами, и все усталые, но веселые и довольные возвращаются в город».

Первая мировая война повлияла на географию школьных экскурсий и дальних поездок. Но не стала причиной их прекращения. Число дальних сократилось, но продолжали развиваться ближние. Причем экскурсии превращались в обязательную форму работы с учащимися в учебных заведениях Российской империи. В 1915-1917 годы в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов  школ разных ведомств. И в новой программе было указано, что для каждого класса должны быть разработаны план и программы экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по нескольку полных учебных дней в течение года. Таким образом, можно считать, что к 1916 году в учебных заведениях России экскурсии, связанные с учебным материалом, становятся равноправными среди других методов обучения.

Октябрьская революция, свершившая в 1917 году, изменила всю страну, став началом нового этапа её исторического развития. В это время экскурсия активно используется как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны. В феврале 1919 года была создана экскурсионная секция при отделе Наркомпроса. Ими были разработаны и введены в работу естественно-исторические и гуманитарные станции (Павловск, Царское село, Лахта, Сестрорецк и т.д.). Замечательная бизнес-идея. Школьники приезжали на станцию на один день (можно было и с ночлегом), ходили на экскурсии, где собирали коллекции, знакомились с экспонатами станции; если это была гуманитарная станция, то здесь было посещение музеев, архитектурных памятников. Несмотря на крайне тяжелое экономическое положение в стране, питание для экскурсантов на станциях было бесплатным, а добирались до станций по специальным проездным документам, выдаваемых экскурсионной станцией. Всего было открыто 15 экскурсионных станций, к сожалению, в дальнейшем прекративших свое существование.

В 30-е годы создаётся Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Вся идеологическая машина государства была направлена на политическое просвещение трудящихся и формирование убежденных борцов за идеи социализма.

Большая роль отводилась развитию краеведческих и историко-революционных экскурсий. Целью этих экскурсий являлось воспитание защитника и продолжателя дела революции.

Экскурсионное дело, в первые годы советской власти, стало серьезным средством идеологического воздействия на массы.

Характерной чертой экскурсионных бюро того времени  являлась их постоянная связь с выдающимися событиями, происходящими в стране, например, к Всемирному конгрессу женщин, в Москве, была подготовлена экскурсия "Замечательные женщины Москвы", а также со знаменательными датами событий (историко-революционная тематика, ленинская, военно-историческая). В каждом бюро превалировала та или иная тематика, но задача у них была одна: формирование идейных борцов за идеалы коммунизма.

В 80-е годы достигнуты большие успехи в области теории и методики экскурсионного дела. Главное экскурсионное управление Центрального совета по экскурсиям и туризму, возглавляемое Емельяновым Б. В., подготовило и издало большое количество методических указаний по основным проблемам экскурсионной работы.

О постоянной работе партии и правительства страны по организации активного отдыха её граждан свидетельствует совместное Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986-1990 годах и на период до 2000 года", принятое в июле 1985 года. В нем еще раз подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании учащихся, в широкой пропаганде достижений страны, её экономики, науки, культуры.

Но перспективы развития туристско-экскурсионного дела в стране, намеченные новым постановлением, достигнуты не были, причиной чего явилась перестройка, произошедшая в стране, перевод туристской и экскурсионной деятельности на коммерческие основы.

Экскурсионное дело стало чахнуть, и это закономерное явление. Стране, лишившейся идеологической платформы, не нужны стали и идеологические механизмы, управляющие сознанием масс.

Все новое – это хорошо забытое старое. Может быть, стоит использовать метод проведения экологических экскурсий для воспитания нового поколения, заботящихся о родном крае, о его будущем.

Стоит вернуться к природоведческим экскурсиям, с которых и начиналось экскурсионное дело в стране. Насыщенных экологическим содержанием, что соответствует требованиям времени. Экоэкскурсии должны превратиться в обязательную форму работы с учащимися в учебных заведениях, как это было в Российской империи и стать мощным «экоинструментом» идеологического воздействия на массы, как это было в годы Советской власти. Чем больше будет уделяться внимание экологическому образованию и просвещению ребенка, чем больше он будет знать о природе посещаемой территории, культуре ее населения, тем меньше у него будет желания вредить. В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо им показать мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 68)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе