Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Елена Анатольевна Елшина,
учитель биологии и географии первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 158 г. Новосибирска

Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения

Уровень современной науки и техники требует от человека компетентности в различных областях физики, химии, биологии. Для успешной адаптации в социуме человек должен обладать определенной суммой знаний и умений в области естественных наук. Одна из основных целей современного образования – дать учащемуся эти знания и умения.

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Однако особая роль в познании окружающего мира принадлежит предметам естественнонаучного цикла. Именно эти предметы тесно связаны с одной из наиболее интересных проблем современного образования, с состоянием современной науки в целом, – формированием единой естественнонаучной картины мира. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия. В подростковом возрасте происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

В программах предметов обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий. Одним из метапредметных результатов обучения и является формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Интегративный подход к изучению отдельных предметов школьного курса дает возможность не только получать прочные и глубокие знания, но и может быть использован в воспитательных целях, формируя личность ответственную, способную принимать решения, действующую в различных областях социума, воспитывая человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды.

Была предложена система, формирующая у учащихся единую картину мира. Она состоит из двух взаимосвязанных частей: спецкурсы для старших классов и элементы этих курсов, используемые на уроках биологии, географии и физики. Курс «Основы формальной логики» может быть использован и для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА. Другая составляющая системы – курс «Концепции современного естествознания». Старшеклассники уже подготовлены к этому курсу, имеют достаточный уровень знаний по биологии, физике, химии, гуманитарным предметам, нужно лишь составить из этого знания единую картину. Курс реализует и системный подход (системы на разных уровнях организации материи), и вероятностный подход (квантовомеханические системы, больших совокупности объектов). Это позволяет реализовать  в рамках курса различные формы интеграции: объектную (рассмотрение объекта с различных точек зрения), понятийную (раскрываются общенаучные понятия), концептуальную (раскрываются ведущие концептуальные идеи), методологическую (затрагивает методологию и методы познания).

Курс логики и курс естествознания могут изучаться отдельно, независимо друг от друга, и в едином блоке. Возможно и представление учащимся лишь одного из курсов. Применение логики работает на содержательную функцию учебного процесса. Применение элементов естествознания работает в основном на содержательную функцию учебного процесса, влияя также и на мотивационно-целевую.

В результате использования приведенных методик учащиеся активно участвуют в работе научно-практических конференций не только школьного, но и районного и городского уровня. Также хочется отметить, что понимание мира в целом, понимание места человека в этом мире заставляет человека бережно и ответственно относиться к природе, воспитывает духовно богатую и развитую личность.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе