Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Фаима Римовна Абдуллина,
Учитель начальных классов ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 Республика Башкортостан, город Уфа

Использование краеведческого материала в учебном процессе

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачёв

В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.

Один из целевых ориентиров Закона «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных  культурных традиций. В проекте

«Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема стоит перед образовательным учреждением. Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям наиболее ценные, стабильные знания и опыт, которые накоплены предшествующими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из этого, одним из важнейших направлений работы школы среди прочих, можно считать краеведение.

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и приводит следующее определение: «Краеведение в школе, это изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области»(3,С. 475).

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных способностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «Цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а так же социальной адаптации».

Таким образом, можно сформулировать цель и задачи краеведческой работы.

Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории, культуре родного края.

Задачи:

– развитие познавательного интереса к изучению родного края;

– формирование гражданской позиции, общественно активной личности, культуры общения и поведения в социуме, любви к родной земле;

– развитие личностных, качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Данные задачи решаются практически на всех предметах. Каждый педагог начальной школы старается найти интересный материал по изучению родного края, связать его с темой урока, что позволяет не только углубить и расширить  познавательные интересы детей, но и создаёт условия для творческого развития личности.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на всех уроках: в предложениях и текстах по русскому языку, в задачах по математике,  можно использовать произведения местных (башкирских) авторов на уроках литературного чтения, на уроках технологии, музыки и изобразительного искусства. При этом фрагментарное  введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины должно идти в логике с основными темами курса, в соответствии с его целями и задачами.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, включение краеведческого материала в учебный  процесс осуществляется  диффузным  путём. Стихотворные тексты - самый доступный материал для первоклассников, так как легко запоминается на слух,  они понятны и интересны детям. 

Стихи известных башкирских поэтов мы начинаем разучивать ещё в букварный период. Они доступны и понятны детям по содержанию, легко запоминаются, и поэтому и очень нравятся детям:

           Яблоко                                                   Жеребёнок

С ветки яблоко упало,                       В чистом поле – жеребёнок,

Не пропало, а попало                        Рыжий, маленький ребёнок.

В тень прохладу и запело,                Он на шёлковом лугу

Что оно уже поспело.                         Щиплет травку на бегу.

                                                            Травка очень сочная        

                                                            Солнцем позолоченная,

                                                            Шепчет травка:

                                                            «Ешь меня, чтобы вырасти в коня!»

                                                                                                   (Муса Гали)

Анализ стихотворных текстов, мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать традиционную орфографическую работу любого вида: выделение орфограмм в словах, определение частей речи, разбор слова по составу и другие. Такая работа развивает орфографическую зоркость, зрительную память.

Самым доступным материалом для младших школьников являются короткие и лаконичные высказывания, которые башкиры называют «мэкэл» (в переводе с арабского «слово, сказанное к месту»). Они помогают детям разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Произведения устного народного творчества – загадки, прибаутки, считалочки, пословицы, поговорки, созданные за многовековую историю башкирского народа, помогают детям познакомиться с историей и традициями коренного населения нашей республики. Поэтому знакомство с этими жанрами фольклора можно начинать уже во время обучения грамоте в первом классе. Чрезвычайно ценным материалом являются загадки. Это один из древнейших жанров народного творчества, который использовался в древности как испытание на сообразительность и мудрость. Дети любят загадки, с удовольствием их запоминают и повторяют, поэтому они уместны на любом уроке, так как активизируют познавательную активность, развивают слуховую память, способствуют развитию речи и обогащению активного словаря. К примеру, несколько загадок о явлениях природы:

Вечером умирает, утром оживает (день).

Кадка в небо поднялась и над нами пролилась (дождь).

Голова её на горе, а ноги в море (река).

Меня срезали, меня вязали, колотили, вешали, в огонь и воду клали, снова вынимали, потом ножом резали (зерно, хлеб).

Глубочайшая мудрость и мораль народа особенно ярко представлена в пословицах, в виде готовых норм, правил, нравственных поучений. В основе народных поучений лежит утверждение положительных идеалов, положительных человеческих качеств и осуждение отрицательных черт. Высшим проявлением положительного идеала следует считать патриотические чувства народа выраженные в его пословицах:

Родная земля дороже золота.

Родная земля дороже чужой земли, хоть там и льют золотые и серебряные дожди.

Тот, кто с другом расстался, семь лет плачет, тот, кто расстался с Родиной – плачет всю жизнь.

В жизни любого народа главным и определяющим фактором является труд. Поэтому вполне естественно, что тема труда и в пословицах занимает центральное место. Идейную сущность большинства башкирских пословиц составляет мысль о том, что труд – основа жизни и источник существования. Например:

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Сила волка в зубах, а человека в делах.

Кого любит работа, того любит и народ.

Наряду с прославлением мастерства и трудолюбия, пословицы резко осуждают лень:

Трутням праздник и по будням.

Друг лентяя сон.

Лёжа на берегу плавать не научишься.

Издавна в народе высоко ценилось чувство дружбы, коллективизма товарищества. Эти качества ценились у всех народов всегда, ценятся они и в наше время. Пословицы этой тематики – незаменимый материал на уроках для организации воспитательных моментов:

Друг не в веселье, а в беде познаётся.

У кого много друзей, у того много сил.

Если есть друг, в беду не попадёшь.

Во время ознакомления с башкирскими пословицами надо предложить детям вспомнить похожие русские пословицы, чтобы сравнить их значения и увидеть, что они во многом схожи, то есть выражают житейскую мудрость народа, которая копилась на протяжении нескольких столетий. В результате знакомства с пословицами дети делают книжки-малышки, в которых записывают и иллюстрируют понравившиеся пословицы.

К концу учебного года первоклассники уже способны самостоятельно прочитать башкирские сказки: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лев и заяц», «Юлдыбай – охотник», «Сарабай», «Обманутый волк», «Четыре друга», «Петух – батыр»,»Курица и коршун», «Щедрый заяц», «Два барсука» и другие. Когда навык чтения станет более осознанным, можно предложить детям чтение по ролям, а потом и инсценирование сказок. Детям нравится такая деятельность, так как у них появляется право выбора и возможность проявить свои творческие способности. Можно использовать чтение небольших отрывков из художественных произведений, заучивание стихов башкирских поэтов Мусы Гали, Абдулхака Игебаева, Гульфии Юнусовой и других башкирских детских писателей.

На следующем этапе обучения стихотворные и другие тексты используются для орфографических минуток, для письма по памяти, для комментированного письма, для повторения и закрепления орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени и спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте Башкортостана, народных промыслах и обычаях башкир. Такие тексты легко ложатся на слух, быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к природе родного края.

При отборе краеведческого материала для учащихся начальной школы необходимо помнить, что материал, используемый на уроках должен соответствовать возрасту детей, быть доступным для понимания, излагаться просто и понятно, содержать факты из истории и культуры своего города, района, улицы, а также он должен знакомить школьников с общественно-политическими событиями наших дней.

Вот примерные тексты, которые можно предложить учащимся на уроках для комментированного письма, списывания, диктантов, изложений.

Моя родная земля – Республика Башкортостан. Столица нашей республики – город Уфа. Уфа – самый старинный город в Башкирии. Нашей столице уже 439 лет.

Я живу в Стерлитамаке. Это самый красивый и чистый город в России. У нас много красивых парков и скверов. Наш город растёт и хорошеет. Мы любим свой родной город.

В Башкирии много красивых рек. Самая большая река – Белая. У неё есть ещё одно название – Агидель. В нашем городе протекают и другие реки. Это Стерля, Ашкадар, Ольховка. Рядом с городом протекает маленькая речка Селеук.

По усмотрению учителя при работе с текстом можно предложить различные задания грамматического характера. Текст для списывания «А. Матросов» знакомит учащихся с подвигом нашего земляка во время Великой Отечественной войны. Перед началом работы детям можно рассказать о том, что в годы ВОВ наша республика проводила на фронт свыше 700 тысяч бойцов, которые сражались на всех фронтах, защищали Москву и Ленинград, сражались с врагом под Сталинградом и на Курской дуге. Тысячи воинов из Башкирии были награждены боевыми орденами и медалями.

На уроках математики можно проводить различные арифметические диктанты, задания на сравнение величин, составлять задачи, используя цифровые данные о длине, глубине рек и озёр, о высоте гор, цифры из истории, данные о количестве городов и численности их населения. Например, при изучении многозначных чисел можно провести такую работу: Запишите числа парами, сравните:

В городе Ишимбай проживают 69 900 человек, а в Кумертау 67 500человек.

В Стерлитамаке проживают 269 700 человек, а в Уфе 1 082 000 человек.

Для подобных заданий предлагаю использовать данные из следующих таблиц:

 

          Реки Башкортостана

название

длина в

км

1.

Белая

1640

2.

Караидель(Уфа)

918

3.

Ай

549

4.

Дёма

535

5.

Юрюзань

404

6.

Инзер

307

7.

Быстрый Танып

345

8.

Зилим

215

9.

Сим

239

10.

Нугуш

235

11.

Уршак

193

 

          Озёра Башкортостана

название

площадь

1.

Аслыкуль

22кв. м

2.

Кандрыкуль

15,6 кв.м

3.

Аккуль (Белое)

8,32 кв. м

4.

Чебаркуль

9,5 кв.м

5.

Яктыкль(Банное)

7,8 кв.м

6.

Узункуль

4,6 кв.м

7.

Талкас

4,8 кв.м

 

                            Горы Башкортостана

название

Высота в метрах

 1.

Ямантау

1640

 2.

Иремель

1582

 3.

Хребет Зигальга

1427

 4.

Машак

1373

 5.

Нары

1327

 6.

Аваляк

1291

 7.

Болшой Шатак

1271

 8.

Крытытау

1118

 9.

Уралтау

1068

10.

Крака

1037

11.

Масим

1040

12.

Ирендык

987

13.

Зильмердак

909

14.

Каратау

692

15.

Юрматау

884

 

Данные из вышеуказанных таблиц можно применять и на уроках окружающего мира, включая их в содержание уроков по соответствующим темам.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе