Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Мария Ивановна Гребнева,
учитель истории и обществознания МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

«Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция

Сегодня каждый человек должен обязательно задумываться о смысле и последствиях своих поступков, о степени ответственности за свои действия перед обществом, перед самим собой иначе он будет совершать ошибки, которые очень трудно исправить.

Особенно дорого обходится человечеству безответственное отношение к природе. Воздействия человека на природу на совершенном этапе значительно усилилось, а зачастую имеет крайне негативный характер, приводит к катастрофическим последствиям, ставит мир перед проблемой выживания. Именно поэтому очень остро стоит вопрос об экологическом образовании и воспитании людей, повышении уровня экологической грамотности.

Экология – это широкомасштабное понятие, включающее в себе охрану окружающей среды и контроль над рациональным использованием природных ресурсов.

Важнейшей задачей любого человека должна быть забота об экономическом состоянии окружающей среды.

Сегодня важнейшей задачей школы является формирование активной, ответственной, мыслящей, высоконравственной личности с ярко выраженной гражданской позицией, которой не страшно будет «передать» будущее страны и мира, так как эта личность умеет решать задачи, отвечать на вызовы времени, творить разумное и доброе в социокультурном пространстве. Решение этих задач достигается сложным комплексом психолого-педагогических и методических средств, имеющихся в арсенале школы. Важную образовательно-воспитательную роль играют не только уроки, но и внеурочная работа. Внеурочные мероприятия позволяют расширить сферу применения знаний, компетенций способствуют развитию творческого начала, организаторских способностей у учащихся, воздействуют не только на сознание, но и, что особенно важно,  на эмоционально-духовную сферу участников и зрителей, побуждают их к социальному действию.

Предлагаемая литературно-музыкальная композиция может быть использована при проведении мероприятий, посвященных глобальным проблемам человечества, на открытии недели науки и проектов, как мероприятие в рамках НОУ школьников, при проведении Дня земли.

Мероприятие проводится в актовом зале, где есть экран.

Заранее готовятся презентации:

– кадры, иллюстрирующие цветущую, благополучную землю;

– слайды, отражающие проявления глобальных катастроф.

Вступительное слово учителя:

«Время связывает нас невидимой цепочкой, и тех, кто жил много веков назад, и тех, кто будет жить после нас. Оно, это время, движется из прошлого через настоящее – в будущее. Сегодняшний день уже завтра станет прошлым, переживаемый миг на наших глазах становится историей, а будущее…

Нет, пожалуй, на земле человека, который не задавался бы вопросом, что ждет его, других людей, человечество завтра, через год, то есть в будущем. Что находится там, за линией горизонта сегодняшнего дня?

Очень многие пытались и пытаются приоткрыть завесу времени и заглянуть в будущее. И мы стараемся уловить сигналы грядущего, предугадать его. Возможно ли это?

Много великолепных догадок осеняло головы мыслителей прошлого. В них отразилось милиарды желаний и надежд. Футурология продолжает прогнозировать будущее. Думаю, главная догадка заключается в том, что основы возможности постижения грядущего находятся в настоящем. Молния событий раздирает тучи, сжигает препятствия и высвечивает контуры будущего. Но состоится оно, это будущее?

Сейчас, когда вместе с возможностями безграничного технического прогресса во всех областях человек все острее чувствует груз нерешенных проблем: опасность экологической катастрофы, угроза войны, истощение ресурсов, терроризм... А экология души? А разрушение человеческого в человеке?

Проблема очень острая, вопрос поистине гамлетовский: быть или не быть? Выживет ли Земля? Выживет ли человечество? Каковы рецепты выживания? Как нам сохранить наше будущее? И каким оно должно быть?

Будущее нельзя просто ждать. Его надо создавать, творить, приближать. Время и пространство сжимаются. Разум расширяет и создает ноосферу. Она уже устремлена к космизму.

Все, что происходит на Земле, как частичке бесконечного Космоса, расширяет наши горизонты.

 

Для нас едино все, и в малом,

                               И в большом,

Кровь общая течет по жилам

                          Всей Вселенной.

Ты подошел ко мне, и мыслим

                        Мы вдвоем!

 

(А.Чижевский)

 

Так давайте будем мыслить вместе, включим творчество и фантазию и ощутим ответственность за будущее. Ибо это будущее – это Вы, а значит, оно, будущее, создается здесь и сейчас! Я передаю слово Вам».

Звучит музыка, на сцену выходят ученики.

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя.

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им…

Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.

                                               (Гесиод, философ, «Труды и дни»)

 

Стук Метронома

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки?

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колено

Нужно флейтою связать.

                      (О.Мандельштам)

 

Звуки флейты (можно в записи, а лучше в исполнении ученика-флейтиста)

Скажи, потомок, а каким ты будешь?

Каков твой мир? Мораль? Культура? Свет?

И что волнует Ваше поколенье?

Одни мы во Вселенной или нет?

 

Вопросов много! Времени завеса

Нас разделяет. Что услышу я

И что за толщей лет?

Что нам доносит эхо?

Счастливый смех людской,

Иль плачет так Земля?

Слайды о катастрофах (транслируются на большом экране)

Прогресс лишь ради потребленья

До абсолюта возводя,

Он уничтожит все живое,

Природу, душу, жизнь, меня…

 

И, чтоб найти нам смысл мирозданья,

И, чтоб потомкам мир сей сохранить,

Сказали мудрецы, шепнуло сердце:

«На человека взор свой обратить!»

 

Чтоб не погас огонь любви священный,

Чтоб не покрылась коркой льда Земля,

Чтоб ее сердце билось во Вселенной,

Ты, человек, спаси в себе себя!

 

Взлелей в себе духовное начало,

И вспомни, что не хлебом только жив.

Как важно, чтоб божественных заветов

Глубинный смысл ты, наконец, постиг.

                                    (М. Гребнева, автор сценария)

 

Мы никогда не живем настоящим,

все только предвкушаем будущее,

и торопим его, словно оно опаздывает,

или призываем прошлое и стараемся

его вернуть, словно оно ушло слишком рано.

                                    (Блез Паскаль (1623-1662), французский математик, физик, философ и писатель)

 

Несовершенна наша жизнь сегодня,

Неравенство, и злоба, и корысть.

Престиж, соперничество, состязанье,

Жестокость, разобщенность, эгоизм.

 

Мы этот список продолжать могли бы.

О, как печален облик бытия.

И как хотел бы жить в другом я мире.

В счастливом мире я… и я… и я…

                                    (М. Гребнева, автор сценария)

 

На экране позитивные слайды о Земле, мире, дружбе, любви, детях.

 

«Если путь твой к познанию мира ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!!!»

                          (Генри Филдинг (1707-1754), английский писатель, классик)

 

«Предвидеть – значит управлять», – сказал Блез Паскаль.

Еще в 1923 году Чижевский говорил:

«Когда бы зримый мир был снят, как покрывало,

И ты бы механизм Вселенной увидал.

Где страшно просто все, и всех начал начало

В предельной простоте, как дифференциал, -

Какая б жгучая тоска тебя объяла

И в иллюзорный мир ты б радостно вбежал».

Песенка “Облака, белогривые лошадки”

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».

                                             (Бернард Шоу, английский писатель)

Так сделаем же это девизом третьего тысячелетия. И тогда свет победит тьму, а мир – войну, через гуманизм, через возрождение в человеке человеческого мы придем к вселенскому миру, поднимемся к звездам и принесем туда свет земной цивилизации, прекрасной, как сама весна. И, может, мы наконец найдем братьев по разуму, широко распахнем им нашу душу, и они восхитятся человеком, ибо он сохранил Землю и преумножил ее богатства, озарил мироздание лучами Разума своего.

 

Свободный, независимый, достойный

Меня встречал бы всюду человек.

Надежную защиту индивиду

Смог обеспечить бы грядущий век.

 

Свобода мысли, воли, диалога,

И равноценность наций, рас, культур,

Терпимость и открытость отношений,

И гуманизм общественных структур.

 

Хочу жить в обществе, где нет врагов и подлых,

Где дипломаты правду говорят,

Не подавляют искренних порывов,

Не ищут тайный смысл слов и фраз,

 

Где уваженье права и закона

Есть внутреннее наше естество.

Нам дан закон, пропитанный любовью,

С ним время гуманизма к нам пришло.

 

Нам не диктуют свыше жестко волю,

Здесь принцип невмешательства живет,

И в атмосфере творческой свободы,

Здесь каждый понят. И душа – поет.

 

Сотрудничество, а не подчиненье,

Прямая связь, душевность и тепло.

Здесь жизнь царит, и жизнью наслажденье,

Как ценность высшая все это нам дано.

 

Но каждый в полной мере понимает,

Чем больше нам дано, тем больше спрос,

Ответственность – вот стержень поведенья,

Здесь каждый задает себе вопрос.

 

Как здорово, что будут все открыты,

Не надо прятать нежность и любовь.

Партнерство, альтруизм и солидарность

В достоинство возводим вновь и вновь!!!

 

                                    (М. Гребнева, автор сценария)

 

Пусть 3-е тысячелетие станет Золотым веком Человека, а не бездушной машины. И символом этого тысячелетия станет одно большое сердце, горячее, искреннее, справедливое, гордое, трепетное и любящее.

Двое детей поднимают изображение сердца над головой, а остальные протягивают в его направлении руки.

И надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы, в конце концов,

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов!!!

(В. Чижевский)

Уходят со сцены под жизнеутверждающую музыку, а на экране демонстрируются позитивные слайды.

После окончания композиции можно провести встречу с учеными, можно составить беседу об учении о ноосфере В. Вернадского, можно дать задание: написать сочинение, эссе о глобальных проблемах и путях решения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе