Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Юлия Владимировна Запольская,
учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен не только на предметные результаты, но и провозглашает важность метапредметных и личностных результатов. Именно последние позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это важно в условиях, когда жизнь меняется очень быстро, и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем.

В связи с необходимостью проведения уроков, нацеленных на новый образовательный результат, передо мной встал вопрос «Как учить?». Традиционные методы обучения, обеспечивающие репродуктивное усвоение знаний, в современных условиях себя исчерпали. Необходима современная образовательная технология, благодаря которой ученики становятся полноценными участниками образовательного процесса. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Недаром гласит китайская пословица: ««Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму».

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Около 20 лет назад появилась технология проблемного диалога.

В чем суть технологии? Вот как на этот вопрос отвечает автор технологии Е. Л. Мельникова: «Любая технология отвечает на вопрос «Как…?», «Как строить?», «Как лечить?». Технология проблемного диалога отвечает на вопрос «Как учить?», причем не «вообще и в принципе», а конкретно на уроках открытия знаний».

Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни.

Технология проблемного диалога может быть использована в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она уже реализована в образовательной системе "Школа 2100". Данной технологией я заинтересовалась, начала изучать и использовать в своей педагогической деятельности.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

2. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Главное требование к поставленной проблеме – ее значимость для школьников, интерес к ней, поэтому важно, чтобы проблема была понятна и доступна обучающимся.

Типы проблемных ситуаций:

1) проблемные ситуации с удивлением – в их основу заложены разные противоречия (между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом);

2) проблемные ситуации с затруднением (между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя).

Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с удивлением, в основе которой заложены разные противоречия (между двумя положениями, между житейским представлением и научным фактом).

Например, на уроке окружающего мира в 3-м классе по теме «Тела и вещества» предлагается проблемная ситуация через противоречие между житейским представлением учащихся и научным.

Миша: Как же разнообразны природные тела!

Лена: При чём тут тела? Тело бывает у человека. Ну, ещё у нашей собаки Айны.

Учитель спрашивает: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?» Проблема: как слово «тело» употребляется в быту и науке?

Для уроков математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале. Ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога:

1) Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески.

2) Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из урока окружающего мира в 1-м классе по теме «Богатства природы» (ОС «Школа 2100) с использованием подводящего диалога на этапе формулирования темы.

 

ТАБЛИЦА

Этап урока и комментарии

Вопросы и предложения учителя детям

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Технология проблемного диалога.

Интерактивная беседа.

Актуализация имеющихся знаний для изучения новой темы. Происходит формирование связной целостной картины мира, т. к. находим связь ранее изученных понятий с новыми.

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации – мотива для изучения нового учебного материала.

Диалог, подводящий детей к теме урока.

Прогнозирование как одно из средств развития регулятивных УУД.

Дети высказывают свои предположения. Повторить наиболее правильную формулировку и фиксировать вопросный план на интерактивной доске.

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

1. Что мы уже знаем?

- О чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

- Как называется сказка, иллюстрации к которой вы видите? («Гуси-лебеди».)

- Что предложила сестрице сделать печка, когда та обратилась к ней за помощью?

- Чем был пирожок в начале своего пути?

- Кто помогал зернышку стать пирожком?

- Могло бы зёрнышко вырасти без помощи природы?

- Какие природные силы помогли ростку ржи вырасти?

- Что нужно взять из природных богатств, чтобы растопить печь?

- О чем попросила девочку яблоня?

- О чем попросила молочная река кисельные берега?

- Откуда взялся молочный кисель?

- Благодаря кому появились все эти предметы?

- А можно назвать все, что из чего они сделаны, богатством? Чье это богатство? Откуда оно взялось?

- О каких богатствах идет речь?

2.Сообщение темы урока.

- Какая у нас будет тема урока?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

- Сегодня мы узнаем: Какие же богатства природы бывают? Как их человек использует?

- Какое умение мы сейчас формировали? (Умение планировать предстоящую работу.)

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Технологию проблемно-диалогического обучения универсальна, поэтому я использую ее на уроках по разным предметам, во внеурочной деятельности и в воспитательной работе.

Есть и первые результаты применения данной технологии. Проблемно-диалогические уроки – уроки учения с увлечением. Дети работают на уроках с интересом, радуются своим открытиям. В их глазах горит искорка творчества. Знания, полученные самостоятельно, намного прочнее и сохраняются надолго. Проблемный диалог способствует развитию всех групп общеучебных умений. Работая по алгоритму каждый день, ребенок приучается планировать свои действия, а это, прежде всего организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая и отвергая другую, ученики учатся договариваться – а это коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. Если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений. Ученик на уроке активный деятель и творец.

Технология проблемно-диалогического обучения мотивирует на творчество не только школьников, но и учителя. Профессия учителя одна из самых творческих. Продукт творчества – это урок. Имея в руках данную технологию, процесс построения урока становится быстрым, радостным и результативным. В 2012 г. я приняла участие в конкурсе профессионального мастерства среди учителей начальных классов общеобразовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области «Мой лучший урок» и заняла I место в номинации «Окружающий мир».

Технология проблемного обучения интересна для всех участников образовательного процесса. Она действительно является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература

1. Начальное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с. – (Современное образование).

2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – N 9. – С. 3-8

3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе