Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(8) Елена Владимировна Сиротина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района г. Новосибирска

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики

Для младших школьников большое значение имеет формирование коммуникативной культуры, культуры общения между собой, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Уже несколько лет я преподаю предмет «Детская риторика в рассказах и рисунках» (программа Т.А. Ладыженской и др.) и считаю, что изучение курса «Детская риторика» направлено на развитие следующих коммуникативных умений:

– объяснять значение эффективного культурного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

– отличать истинную вежливость от показной;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

На своих уроках в игровой форме учу детей правилам общечеловеческой культуры, вежливости, учтивости, приветливости, доброжелательности, умению различать доброе и злое, честное и бесчестное, предлагая ребятам решить множество различных жизненных ситуаций и риторических задач. Например:

1. Для повторения «Правил вежливого общения» использую  приём «Обсуждение стихотворений». Например: С. Михалков “Лапуся”.

1) Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа: – Дверь открой!

Притвори ее, герой! –

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: – Сам закрой!

За обедом скажет мама: – Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо: – Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю, все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю, но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить,

А они ко мне: – Голубчик,

Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне: – Внучок, – Ляг, лапуся, на бочок!

Я такое обращенье ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья и поэтому грублю.

Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

– Почему мальчику нерадостно? Отчего он грубит? (Мальчик стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считает себя взрослым, а его постоянно называли «Лапусей». Следует детское внимание обратить на то, что нельзя грубостью выражать свои обиды.)

2) Игра «Доскажи словечко» помогает ученикам вспомнить важные вежливые слова. Работаем хором.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит… (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…… (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят… (до свидания).

2. При изучении «Правил телефонного разговора», даю детям задание найти ошибки в разговоре и исправить их.

«Позовите Сашу! Я хотела узнать домашнее задание по чтению…». После анализа разговора получается вот такой текст:

«Здравствуйте! Это говорит Полина. Пригласите, пожалуйста, к телефону Сашу. Спасибо! Саша, привет, это Поля. Будь добр, скажи, что задали по чтению. Спасибо. Всего доброго!»

3. Для проведения физической разминки использую игру на внимание «Пожалуйста!». Предлагаю ребятам выполнить упражнения, но начать выполнение только тогда, когда я произнесу вежливое слово.

-Встаньте, пожалуйста.

-Поднимите руки.

-Улыбнитесь.

-Будьте любезны, подарите друг другу улыбку.

-Пожалуйста, закройте глаза.

-Мои дорогие, прошу вас, тихо сядьте.

4. Для расширения словарного запаса учеников, уточнения лексического значения слов на уроках риторики внедряю работу с толковыми словарями. 

– Найдите значение слова «спасибо». Дети нашли следующее объяснение: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: – Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» – превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

5. Для отработки практических навыков культурного поведения, решаем с учениками  риторические задачи, выясняем ошибки, допущенные ребятами:

-Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Обратившись к прохожему, мальчик совершил три ошибки. Какие? Объясни.

-Лене срочно нужно обратиться к учителю, а та разговаривает с другим педагогом. Лена подбежала к учителю и сказала: «Тамара Федоровна…». Чтобы вы посоветовали девочке?

-Бежит Петя по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему – школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. Что хотел сказать Петя, она так и не поняла. Какие рекомендации вы дали бы мальчику?

Дети уже знают, что словесная вежливость имеет особое значение для успешного общения. Но можно ли считать по-настоящему вежливым того, кто умеет говорить вежливые слова, но никогда не поможет другому человеку делом?

Анализируя стихотворение Агнии Барто «В зеркале», приходим к выводу, что вежливое поведение делает человека симпатичным, и даже красивым, невежливое – уродует человека. Важно чтобы дети рассказывали о тех добрых делах, которые они сделали или собираются сделать в ближайшее время.

Воспитательные и развивающие возможности риторики, как учебного предмета формирующего коммуникативные навыки, внешнюю и внутреннюю культуру ребёнка, высоки. В итоге изучения курса ребята понимают, что культурное общение:

– поднимает людям настроение, говорит об уважении к собеседнику, о его такте, деликатности, готовности оказать услугу;

– повествует о том, что не нужно скупиться на вежливые  слова и добрые поступки, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые окружают нас, было приятно, удобно – хорошо.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе