Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Елена Евгеньевна Демечева,
учитель русского языка высшей квалификационной категории МАОУ «лицей № 9» г. Новосибирска

Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»

Кластер в переводе с английского означает «гроздь», «созвездие». Кластер – отражение нелинейной формы мышления, способ графической организации мышления, наглядный мозговой штурм. Эта стратегия возможна на любой стадии освоения материала

?    Стадия вызова (для стимулирования мыслительной деятельности).

?    Стадия осмысления (для структурирования учебного материала).

?    Стадия рефлексии (для подведения итогов).

Стадия вызова. Наиболее удачной на этой стадии является работа в группах или парах. Цель работы – определить  уже известный по данной теме материал, выявить недостающие элементы информации, определить личную задачу на занятии.

Последовательность действий:

1. Посередине листа написать ключевую фразу (тему урока).

2. Вокруг поместить фразы, содержащие известную информацию по данной теме.

3. Установить при помощи стрелок связь между выдвинутыми понятиями.

4. Определить вопросительными, восклицательными знаками, другими значками информацию, требующую уточнения, расширения.

5. В нижнюю часть листа поместить вопросы, на которые учащиеся хотят найти ответы или поместить версии-предположения, требующие уточнения.

Стадия осмысления. Возможна организация любой формы деятельности учащихся: индивидуальной, групповой, фронтальной, самостоятельной. Однако опыт показывает, что наиболее эффективной является самостоятельная работа учеников в группах, где учитель – лишь помощник, направляющий мысль ученика. Цель такой работы – систематизировать, актуализировать изученный материал, создать зрительную картинку-образ изученного материала, на которой в минимальном словесном объёме располагалось бы максимальное количество информации.

Последовательность действий:

1. Посередине написать ключевое слово или предложение (идею)

2. Вокруг поместить слова или предложения, выражающие факты, идеи, образы, подходящие для ключевой идеи.

3. Соединить прямые линии с ключевым понятием (установить логические связи).

Стадия рефлексии. Цель работы – подведение итогов, определение значимости темы, места изучаемого материала в системе предмета. Целесообразно на этом этапе организовать самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, желательно при завершении изучения крупных блоков материала. Такие уроки мы назвали «Прощание с …». Учащимся предоставляется возможность творчески переосмыслить лингвистический материал, представив его в разных формах: лингвистическая сказка, спектакль, слайд-программа и др. При таком построении  стадии рефлексии ученики развивают метапредметные компетентности: овладевают навыками работы с компьютером, дополнительными источниками информации, организации групповой деятельности, формируют ответственное отношение к общему делу, развиваются творчески. Примеры таких работ:

Пример расположения материала на стадии вызова

Пример расположения материала на стадии осмысления

Работа с кластером на уроках развития речи. На наш взгляд, наиболее интересной представляется работа с кластером на уроках подготовки к сочинению или изложению.

Представляем фрагмент урока «Подготовка к написанию сочинения-описания состояния человека».

Прочитаем исходный текст (Белоусов «Как тяжело любить такой любовью»). Задание: Определите главных героев и установите связи между ними. Кто из них является главным героем? Почему вы так решили? Определите одной фразой состояние героя. Поместите эту фразу в середину листа. Постарайтесь вспомнить, с помощью каких деталей автор передаёт состояние героя. Составьте кластер. Попробуйте цитатами подтвердить предположение.

- Примерные названия частей кластера:

- отчаяние. Уныние от неразделённой любви;

-что-то сломалось;

-спасение в бегстве

Представьте, что чувство Григорьева было бы разделено. Что бы он испытал? Через какие детали это можно передать?

Составляющие для кластера:

- взгляд;

-движения (руки, плечи);

-временное состояние;

-отношение с окружающими;

Перманентное состояние;

-окружающая среда.

Главные правила:

1. Записывать любые идеи, дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.

3. Построить как можно больше логических связей. Не следовать ранее определенному плану.

Дома дети пишут творческие работы на основе кластера.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе