Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Татьяна Владимировна Колмакова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи

Рефлексия – третья и заключительная стадия в структуре технологии развития критического мышления, на которой осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации. В процессе рефлексии то содержание, которое было новым, становится присвоенным, превращается в собственные знания. По сути, рефлексивный анализ и оценка присутствуют на всех этапах работы, но на других стадиях она имеет другие формы и функции. А на заключительной стадии рефлексия становится основной целью деятельности и ученика, и учителя. На этой стадии необходимо использовать как индивидуальные, так и групповые и  коллективные форы работы. Последние особенно эффективны для  рефлексивного анализа, в ходе которого проясняется смысл материала, намечаются новые направления деятельности. В процессе обмена мнениями учащиеся получают возможность  убедиться в том, что один и тот же текст может вызвать разные оценки, впечатления, суждения, которые могут быть спорными или приемлемыми. Это осознание обеспечивает далее возникновение и существование истинного диалога, обеспечивает развитие творческого и критического мышления. В процессе индивидуальной работы (выявление собственных затруднений, определение направлений и содержания собственной деятельности) появляется возможность личностного развития.

Авторы технологи обозначают следующие основные функции стадии рефлексии:

– коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

– информационная (приобретение нового знания);

– мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

– оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Добавим, что технология декларирует «прозрачность» преподавания, т.е. такую организацию учебного процесса, когда ученики видят и понимают, как он осуществляется. Это и является самым новым в технологии и трудным в её освоении. В своей работе мы остановимся на стратегиях письменной рефлексии, покажем их дидактическое преломление на уроках русского языка и литературы в среднем звене лицея.

Каждому словеснику известна фраза «Читать – значит, перечитывать» как некое руководство к действию. Д. и К. Бирс утверждают: «Писать – значит, переписывать». Под таким переписыванием мы понимаем не упоительное занятие Акакия Акакиевича, а возможность и способность переделывать, переосмысливать, находить нужные слова, новые образы, создавая текст, создавать своё отражение, reflexio. Рассматриваемые далее стратегии позволяют формировать у ученика вкус к письму и переписыванию, к размышлениям в письменной форме.

Пятиэтапная стратегия создания письменного текста

Эта стратегия позволяет обобщить и систематизировать материал, определить методы работы с информацией, способы общения ученика с одноклассниками и учителем, её можно использовать для работы по созданию итогового текста после изучения темы, раздела, посещения театра и др. Покажем этапы работы по созданию письменного текста после изучения жанра «Баллада». Предлагаем тему сочинения «Что и как я узнал о балладе». К пяти этапам, рекомендованным технологией, мы добавили ещё один, вводный, назвав его «Осмысление темы». На этом этапе необходимо осмыслить значение каждого слова темы, выделить главные, установить между ними причинно-следственные связи, определить количество частей в сочинении, их основное содержание. Очевидно, что в предложенной теме главное слово – баллада. Количество частей определяется вопросами: что? и как?, основное содержание – канонами жанра и способами деятельности по усвоению его канонов. Вместе с детьми констатируем, что задача трудная, но выполнимая, и приступаем к её решению в пять этапов.

1этап. Инвентаризация, так называет его технология, мы назвали его «Всё в копилку!», поскольку такое название понятнее детям, позволяет уяснить суть приёма, обеспечивает свободу действий.  На этой стадии в тетради (в папке, альбоме) дети записывают (размещают) всё, что могут собрать по теме. Это могут быть признаки жанра, названия, герои, авторы, мысли, суждения, впечатления, яркие эпизоды уроков, таблицы, схемы, рисунки, фотографии,  способы и методы изучения материала темы и др., в зависимости от темы работы и места её выполнения.  В нашем случае целесообразно разделить тетрадный  лист на две части: что? и как? Эта работа коллективная, вместе обогащаем «копилку» каждого, и в то же время отражает индивидуальные направления ученика в познании и написании будущего текста. На первом этапе активизируются имеющиеся знания и пробуждается познавательный интерес. У детей возникает желание спросить, уточнить, дополнительно обратиться к учебнику, другим источникам информации.

2 этап. Проба пера. Стадия реализации смысла, работа с собранной информацией, индивидуальная деятельность. Необходимо, чтобы на доске или в справочных тетрадях, если это не первый опыт такой  работы,  были размещены «Писательские секреты». Например, такие: «Интересно читать текст с началом, интригой и непредсказуемым финалом». «Начало должно быть оригинальным: цитата, вопрос, спорное суждение». «Помни о зацепляющем крючке», «Сочинение – мысленный диалог или спор с собеседником», «Интересно читать о том, что видели или знают все, но никто не заметил в увиденном самое главное» или «Слона-то я и не приметил», «Глаголы вызывают желание читать быстрее, а прилагательные медленнее» и др. Копилку этих секретов желательно пополнять после каждого занятия. Хорошо, если учитель тоже будет создавать свой текст вместе с детьми. Такой приём дисциплинирует учеников, убеждает их в важности и серьёзности выполняемой работы. В конце этапа учащиеся создают некий законченный текст, с которым необходимо продолжить работу. Для этого можно объединиться в группы не более 4-х человек или пары, можно работать коллективно.

3 этап. Редактирование. На этой стадии ученики выслушивают друг друга, высказывают своё мнение по поводу услышанного, дают оценку, рекомендации, советы. Для того чтобы слушание было активным, эффективным, продуктивным, предлагаем ученикам во время выступления товарищей заполнять такую таблицу:

Что мне понравилось

в тексте

На чём остановилось

внимание: что поразило, удивило,

заставило задуматься

О чём хотел бы спросить,

узнать подробнее

Что хотел бы исправить, дополнить, изменить, улучшить, посоветовать.

(Я бы…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно, чтобы ученики в данном случае не столько оценивали, сколько выражали свои мысли и чувства, проявляли такт, доброжелательность, терпимость, заинтересованность в успехе друг друга. Это тоже надо формировать и воспитывать в учениках. По окончании работы на этом этапе каждый ученик получает два-три отзыва, рекомендации, которые он фиксирует и использует для коррекции написанного текста.

4 этап. Правка. Деятельность на этом этапе индивидуальная. Ученики исправляют, корректируют, дополняют текст на основе пожеланий слушателей. Здесь важна консультация, поддержка учителя.

5 этап. Презентация (публикация). Представление учащимися  в той или иной форме своих работ. Желающие ученики по очереди выходят перед классом и представляют (сидя или стоя, кому как удобно) свои сочинения. Задача учителя – создать наиболее комфортную обстановку: аплодисменты после каждого чтения, акцент на достоинствах во время обсуждения, поощрения и т.д.

При регулярном использовании этой стратегии в учениках воспитывается вкус к письму, стремление реализовать себя через письменную речь.

Применяя данную стратегию впервые, целесообразно провести предварительную подготовку. Отвести дополнительный урок, ознакомив с этапами работы, сделать соответствующие записи в справочных тетрадях.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе