Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию разработку урока обществознания в 10 классе.

Тип урока: проблемно-диалоговый

Цели урока:

1. Познакомить ребят с понятием «культура», выяснить причины многообразия существующих определений.

2. Выявить проблемы, связанные с многообразием культур, акцентировать внимание ребят на актуальности диалога культур.

3. Развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, рационально решать познавательные задачи, на примерах раскрывать важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

4. Развивать умения участвовать в дискуссии.

5. Мотивировать на формирование таких ценностных ориентиров, в основе которых лежит уважение к культуре прошлого и настоящего, признание равноправия национальных культур, в основе которых – созидающее начало.

Задачи урока:

1. Познакомить с основными подходами к пониманию культуры как явлению общественной жизни.

2. Определить основы видовой классификации культуры

3. Анализируя высказывания о культуре, определить основные функции культуры.

4. Анализируя видеоматериалы, выявить особенности основных форм и разновидностей культуры.

5. Развивать творческую деятельность учащихся, включая их в решение проблемных задач.

6. Создавать условия для осознания национальной и культурной идентичности молодых людей, ответственности за сохранение основ национальной культуры и, в то же время, необходимости воспитания в каждом чувства толерантности, как основы внутреннего мира в нашей многонациональной стране.

Обсуждаемая проблема: какие последствия для современного общества,  влечет за собой социо-культурная энтропия?

Используемые образовательные ресурсы: учебник: Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., Просвещение, 2012г.; экран, проектор, компьютер; подготовленные учителем схемы (презентация); листы формата А3, рабочие листы с таблицами, высказываниями о культуре; видеосюжеты (выступление ансамбля народного танца Моисеева, выступление Д.Билана на стадионе, флэш-моб «Наш ответ лизгинке»).

Предполагаемый результат: учащиеся смогут получить опыт представления собственного видения проблемы; анализируя видеоматериалы, самостоятельно выявят особенности основных форм и разновидностей культуры; получат опыт работы с учебной и внеучебной информацией, в процессе данной работы продолжается развитие навыков систематизации информации, выявление причинно-следственных связей, оказывающих влияние на развитие изучаемого социального явления. Будут определены объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие современной культуры. Самостоятельно учащиеся выявят позитивные и негативные стороны влияния на современного человека массовой культуры, влияния контркультуры.

План урока:

1. Что такое культура?

2. Основные подходы к пониманию культуры. Классификация культуры.

3. Функции культуры.

4. Формы и разновидности культуры. Опасность социокультурной энтропии.

5. Диалог культур.

Сценарный план урока.

1. Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня на уроке мы начнем изучение новой темы. Нельзя сказать, что тема для вас совсем неизвестная. Уже очень много раз на уроках и истории, и литературы, и обществознания, да и на других уроках тоже, употреблялось слово «культура». Сейчас я попрошу вас в течение 1 минуты на листах, лежащих на партах, молча, не совещаясь, написать по 3 ассоциации со словом «культура» (это может быть слово, словосочетание, фраза). Лист (формат А3) рассчитан на 4 человека (ребята поворачиваются друг к другу), каждый занимает свой «угол» на листе.

Итак, минута прошла.

Теперь в течение 3 минут ваша четверка, молча, должна представить конечный результат ассоциативного ряда в середине листа (разговаривать при этом нельзя) – прием «молчаливая дискуссия».

Далее результаты работы групп вывешиваются на доску и озвучиваются.

2. Вы не оригинальны в разнообразии подходов к определению понятия «культура», т.к. в науке существует около 200 определений. Как вы думаете, почему? (разные критерии положены в основу определения).

3. На экране появляется 1 слайд. Действительно, сегодня существует 3 подхода к пониманию культуры: технологический, деятельностный, ценностный. Приводятся примеры.

4. Кроме того, весьма условно, принято выделять материальную и духовную культуру (слайд 2). Как вы думаете, почему это деление условно (возможно выйти на удовлетворение потребностей в сильном классе)?

5. У вас у каждого на парте лежит таблица с одной из классификаций функций культуры. Как вы думаете, какая из перечисленных функций в данной таблице включает в себя фактически все? (социализации) Почему? (влияет на становление личности, на развитие личности и общества в процессе усвоения опыта социума). Одна из колонок таблицы пуста. Ниже расположены высказывания, характеризующие культуру. Заполните, пожалуйста, последнюю колонку высказываниями, соответствующими, на ваш взгляд, перечисленным функциям.

 

Функция

Ее содержание

Соответствующее высказывание

познавательная

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

А

оценочная

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций

Е, Ж, З

регулятивная

Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

Г, И

информативная

Осуществление передачи информации, знаниями, опытом предшествующих поколений

Б

коммуникативная

Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение

Д

социализации

Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, поведению, стремление к самосовершенствованию

В

Высказывания:

А) Культура – знание истории духовной жизни общества (познавательная)

Б) Культура – это знание наук и технологий, разработанных в обществе  (информативная)

В) Культура – это усвоенное наследство (социализации)

Г) Культура – это владение всеми способами гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме  (регулятивная)

Д) Культура – это знание современных способов понимания мира и поведения в нем. (коммуникативная)

Е) Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру (Антоний Кэмпиньский) (оценочная)

Ж) Моральная культура должна основываться на принципах (Иммануил Кант) (оценочная)

З) Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться (Флоренский П. А.) (оценочная)

И) Тот, кто не приобрел культурных навыков, – груб (Кант И.) (регулятивная).

6. Кроме многообразия и значимости для развития общества и человека функций культуры, принято выделять 3 формы и 2 разновидности культуры. Я предлагаю вам обратить свое внимание на таблицу, которую должны заполнить в ходе дальнейшей работы с видеосюжетами и с учебником (стр.84-86). Итак, внимание на экран (предлагаются 2 видеосюжета, по ним задаются вопросы, к какой предложенной в таблице форме культуры вы отнесете данный сюжет, по каким признакам вы это определили?)

Форма культуры

Особенности

Примеры

 Народная

  

 Массовая

  

 Элитарная

  

 

7. На слайде 3 картины П.Пикассо и К.Малевича. Выясняем признаки элитарной культуры. Обращаем внимание, что никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит принуждения и назидательности. В её основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя. Природа даёт нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

8. Слайд с готом 4. К какой разновидности культуры мы можем отнести это течение? Обратите внимание на Слайд 5. Разновидности культуры.

9. Не могу обойти вниманием высказывание Н. Бердяева: «Культура родилась из культа». (Слайд 6). А какой культ лежит, по вашему мнению, в культуре готов. Культ смерти. Можно ли назвать, с позиции ценностного подхода культуру готов культурой? Почему нет? (разрушающее начало, нет перспектив развития, нет созидающего начала).

10. На доске появляется термин «энтропия». Какие примеры социо-культурной энтропии вы можете сейчас привести? В чем опасность данного общественного явления? (тупик в развитии)

11. Включается видеосюжет «Наш ответ лезгинке». Можно ли в данном случае говорить об энтропии? (нет, жизнеутверждающее, созидательное начало, объединяет людей, формирует чувство национальной идентичности и т.д.). А в данном видеосюжете элементы каких форм культуры вы заметили? (народной, молодежной субкультуры, массовой).

Следовательно, речь идет о диалоге культур. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 83, прочитайте высказывание Д.С. Лихачева о диалоге культур. Я предлагаю в качестве домашнего задания порассуждать самостоятельно над мудрыми словами, а свои мысли изложить на бумаге в виде эссе.

Ну а в конце нашего урока я предлагаю вам составить синквейн по изучаемой теме. Правила составления синквейна таковы:

Первая строчка – представляет собой существительное, как правило, ключевое слово, понятие урока или тему.

Вторая строчка – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.

Третья строчка – три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным.

Четвертая – ключевая фраза, наиболее важная идея.

Формула:

существительное

прилагательное           прилагательное

глагол        глагол         глагол

ключевая фраза

существительное

Оценки выставляются по результату работы на уроке, заполнению таблиц, составлению синквейна.

Домашнее задание: §8, эссе

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе