Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Анна Викторовна Баранова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

…Из всех приключений, уготованных

нам жизнью, самое важное и интересное –

отправиться в путешествие внутрь самого

себя, исследовать неведомую часть самого себя.

Ф. Феллини

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Формированию этого способствует рефлексия. Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В своей педагогической деятельности осуществляю рефлексию на любом этапе урока.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния применяю в начале урока и в конце деятельности. Её задачи: установление эмоционального контакта с учащимися; выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой. Использую следующие приёмы: карточки с изображением смайликов; цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент); приём незаконченных предложений.

Рефлексия деятельности целесообразна на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока. Её задачи: осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных решений; оценивание активности каждого на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации). Использую приемы: «лестница успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку); «дерево успеха» (плод – всё получилось, цветок – всё получилось с помощью, листок – не получилось); «пятерочка» (учащимся предлагается ладошка. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.); приём незаконченных предложений: У меня получилось… Я научился… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни…

Рефлексию содержания учебного материала провожу на этапе изучения учебного материала. Её задачи: выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта. Чаще всего применяю прием незаконченного предложения: Я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Для меня было открытием… Также использую: «светофор» (зелёный – нет ошибок, жёлтый – были ошибки, но я исправил, красный – много ошибок); «цветочную  поляну»  – цветок – вид деятельности на уроке: к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.

Таким образом, рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным. В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 44)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе