Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(3) Наталья Владимировна Захарова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 136»

«Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.

Место урока в урочной системе: первичное осмысление материала (с опорой на знания о склонении имён существительных, полученные в начальной школе).

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о типах склонения имён существительных в русском языке.

Задачи:

1. Образовательная: активизировать знания учащихся о типах склонения имён существительных, совершенствовать навык их определения. Повторить правила правописания гласных в корнях с чередованиями.

2. Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельности, усидчивости, уважительного отношения к родному языку.

3. Развивающая: развивать устную речь обучающихся, их креативные способности, орфографическую зоркость; познавательные процессы: логическое мышление, внимание, память, воображение.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Материалы к уроку: презентации, электронный тренажёр по теме «Склонение имён существительных», видеоролик для проведения физкультминутки, карточка с диктантом «Третий лишний», опорная схема.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Постановка цели.

3. Теоретическая пятиминутка.

4. Орфографическая работа.

5. Изучение нового материала.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала, отработка практический умений и навыков по определению типов склонения имён существительных.

8. Подведение итога урока.

8. Рефлексия.

Ход урока:

Организационный момент (создание в классе рабочей обстановки)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

Введение в тему урока. Постановка цели

Учитель: Сегодня придётся начать урок с просьбы к вам. Есть ли у кого-то из вас красная ручка? Спасибо, иначе на уроке мне нечем будет ставить плюсики в вашу тетрадь, а ведь кого-то сегодня этот плюсик может привести к пятёрке. На самом деле ручку я купила совсем недавно, но всё дело в том, что вчера проверяла сочинения учеников девятого класса, и она закончилась. А закончилась потому, что исправляла много ошибок в окончаниях имен существительных. Вместо «в тетради», пишут в «тетраде», вместо «о помощи» пишут «о помоще». Ребята, а как вы думаете, почему ученики допустили такие ошибки? Чего не учли они при написании окончаний имен существительных?

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя о том, что девятиклассники допустили ошибки в падежных окончаниях имён существительных потому, что забыли склонение данной части речи и не учли его при написании слов.

Учитель: Совершенно верно. Девятый класс…Наверное, уже и забыли, что при написании окончаний необходимо чётко знать тип склонения имени существительного. Только в этом случае можно написать слово правильно. А поскольку впереди, совсем через несколько уроков, мы будем писать изложение, я посчитала необходимым поговорить о склонении имен существительных на нашем уроке. Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: «Склонение имен существительных».

Учащиеся: открывают тетради, записывают дату, наименование работы, тему урока.

Учитель: Ребята, какие слова нашей темы кажутся вам непонятными? Откройте тетрадку для целеполагания и сформулируйте, глядя на тему, цель нашего урока.

Учащиеся: открывают тетрадку для целеполагания, формулируют, исходя из темы цель, урока и записывают её.

Теоретическая пятиминутка

Учитель: Как вы думаете, какое слово в теме является ключевым?

Учащиеся: Имя существительное.

Учитель: Правильно, основное понятие – это имя существительное. Давайте, вспомним, что это такое, закончив мои предложения.

Игра «Закончи предложения»:

1. Все предметы, окружающие нас, мы можем назвать при помощи…

2. Имя существительное – это…

3. Оно относится к самостоятельным частям речи, потому что…

4. Имя существительное имеет постоянные и…

5. К постоянным признакам имени существительного относятся…

6. Падеж и число являются…

7. Приведу пример одушевленного и неодушевленного имени существительного…

8. Собственное имя существительное отличается от нарицательного тем, что…

9. Важным постоянным морфологическим признаком является род. Приведу примеры существительных разного рода…

10. Поскольку имя существительное является самостоятельной частью речи, оно способно выполнять синтаксическую функцию, а именно…

Учащиеся:

Продолжение предложений:

1. Существительное.

2. Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?

3. Имеет вопрос, значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию.

4. Непостоянные признаки.

5.Одушевленое/неодушевленное, собственное/нарицательное, род, склонение.

6. Непостоянными признаками.

7. Заяц, трамвай (пример).

8. Всегда пишется с заглавной буквы.

9. Парта, стол, окно (примеры).

10. Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

Учитель: Молодцы! А давайте-ка докажем на примере существительного тот факт, что данная часть речи имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки. К примеру, возьмем слово «изложение». Как вы думаете, почему я выбрала именно это слово? Определите у него постоянные и непостоянные морфологические признаки. Какую синтаксическую функцию оно может выполнять в предложении?

Орфографическая работа

Учитель: А как вы думаете, чем интересно данное слово с точки зрения орфографии?

Учащиеся: С точки зрения орфографии слово интересно тем, что в нём есть корень с чередованием.

Учитель: Совершенно верно, в нем есть корень с чередованием. Ребята, а какие корни с чередованиями гласных вам известны? От чего зависит их написание?

Учащиеся: Известные корни с чередованиями: ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС. Их написание зависит от наличия определенных условий.

Учитель: Вспомним правописание корней с чередованиями. Посмотрите на следующие высказывания и определите, какое из них верное, а какое неверное.

Игра «Верный/неверный»:

1. Правописание всех корней с чередованиями зависит от наличия/отсутствия суффикса – А.

2. В слове «изл?гать» пишется буква А.

3. Слово «р?сток» является исключением, в нём пишется буква О.

4. В слове «пол?жить» пишется буква О, потому что корень оканчивается на Ж.

5. В корне слова «распол?гать» пишется буква А.

6. В слове «р?скошные» есть корень с чередованием, в нем пишется перед С буква О.

7. Слово «зар?стает» имеет корень –РАСТ.

8. В слове «выр?щенный» перед Щ пишется буква А.

9. Слово «прор?сли» не имеет суффикса А, поэтому в нём пишется буква О.

10. В слове «сл?гать» пишется буква А, поскольку после корня следует суффикс –А.

Учащиеся:

1. Неверно.

2. Верно.

3. Верно.

4. Неверно.

5. Верно.

6. Неверно.

7. Верно.

8. Верно.

9. Неверно.

10. Верно.

Учитель: Ребята, а в каких словах имеется приставка, правописание которой зависит от качества следующей согласной. Произведите морфемный разбор этих слов.

Учащиеся: производят морфемный разбор слов «излагать», «располагать».

Изучение нового материала

Учитель: Ребята, среди слов, правописание которых мы проговаривали, воспоминая чередования, было только одно имя существительное. Вспомните, какое. Докажите, что оно относится к данной части речи. Определите морфологические признаки этого слова. Каким образом вы определи склонение? Вспомните материал, изученный вам в начальной школе, и скажите, сколько склонений имеет имя существительное? Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению?

Учащиеся: Существительное: росток. Оно является существительным, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО? Учащиеся определяют морфологические признаки данного слова уточняют, каким образом они определили склонение и проговаривают, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонениям.

Учитель: Опираясь на ваши знания, давайте попробуем воспроизвести следующую схему:

Первое склонение: существительные ? и ? рода на –А, ?: парта, ?

?:

-  существительные ? рода на ?-?: окно, ?

- существительные ? рода с нулевым окончанием: ?, ?

Третье склонение: существительные ? рода с ? на конце: мышь, ?

А как же определите склонение, если существительное стоит, например, в родительном падеже? Правильно, склонение определяется только по начальной форме.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала, отработка практических умений и навыков по определению типов склонения имён существительных

Учитель: Ну вот немного и разогрелись. Ведь на улице не так тепло, потому что зима хозяйничает на дворе. Кстати, а к какому склонению относится данное слово? А в зимнее время года так хочется попасть в теплый солнечный летний  денёк. Ну, например, на берег реки или моря, а ещё лучше на лесную опушку или в зеленую чащу. Вот я бы с удовольствием отправилась в лес за грибами и ягодами, взяв с собой лукошко. Ребята, а вы бы поддержали меня? Знаете, мечты иногда сбываются. И пусть не в реальности, а лишь только в нашем воображении, но я думаю, что задание, которое мы сейчас будем выполнять позволит нам не только закрепить навык определения склонения существительных, но и даст возможность хотя бы на несколько мгновений почувствовать лето.

Учащиеся: выполняют задание «Определи склонение существительных» (с использованием электронного тренажера).

Учитель: Молодцы! Даже не хочется покидать такую красивую лесную полянку. Ребята, а каких животных можно встретить в лесу? Название каждого животного, названного вами, является именем существительным, а, значит, имеет склонение. Следующее задание – цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: 112 + 211= 323, 223-112=111.

Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница= мышь, волк, лань

Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

Ребята, какие животные могут быть как лесными, так и домашними? Как вы думаете, какие природные факторы необходимы для поддержания жизни лесных животных?

Учащиеся: Кошка, коза. Далее называют природные факторы, необходимые для их жизни.

Учитель: Перед вами лежат карточки, на которых перечислены все ресурсы природы, необходимые для поддержания жизни не только животных, но и человека. Мы с ними познакомимся, а заодно выполним задание «Третий лишний». Прочитайте ряды слов и выпишите из каждого лишнее слово с учётом склонения.

Задание «Третий лишний»

1 ряд: воздух, солнце, тепло

2 ряд: вода, земля, лес

3 ряд: трава, поле, дерево

4 ряд: река, зелень, ягода

Все ресурсы, которые даёт нам лес, являются важными. И без одного из них не смогут жить животные, для которых необходимы пища, вода, солнечное тепло. Посмотрите ещё раз на карточки и скажите, какие виды орфограмм вы видите в словах.

Учащиеся: проверяемые безударные гласные, непроизносимый согласный, С-З на конце приставки, словарное слово.

Подведение итога урока

Учитель: Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации, побывали в летнем лесу и даже собирали грибы. Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения:

1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.

2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…

3. Знание склонения необходимо при написании слов, так как…

4. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы…

5. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…

6. На мой взгляд, данный урок прошёл (бесполезно, с пользой, скучно, интересно), так как…

7. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…

Рефлексия

Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута и хочется верить, что в ваших тетрадях для целеполагания станет на один веселый смайлик больше. Пришла пора выбрать самого активного участника урока и оценить деятельность других ребят.

Я начала урок с просьбы и закончу его тоже просьбой. Ребята, выберите из кружков, которые лежат у вас на столе тот, цвет которого отражает ваше настроение (красный – отличное, синий – унылое) и оставьте перед выходом из класса его у меня на столе. 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Формирование экологической культуры на уроках географии
2. Проектная деятельность в экологическом образовании гимназистов
3. Экологическое образование: проблемы освоения заданий экологической направленности на уроках английского языка
4. Экологическая игра в библиотеке им. Я. Гашека учащихся МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
5. Экология вокруг нас
6. Экологическое воспитание при изучении физики
7. Экзотическая библиотека: открытие Эко-мини-зоопарка «Маленькие чудеса большой природы» в рамках Года Охраны Окружающей Среды
8. Зачем ему днём фонарь?
9. Система формирования научной картины мира в условиях перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения
10. Использование краеведческого материала в учебном процессе
11. «Взгляд в будущее»: литературно-музыкальная композиция
12. Научно-исследовательский проект межпредметного характера как средство развития познавательной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности
13. Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира
14. Развитие орфографической зоркости обучающихся
15. Роль античных и библейских мотивов в интерпретации поэзии Марины Цветаевой
16. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с помощью уроков риторики
17. Развитие критического мышления: стратегия «Кластер»
18. Рефлексия в учебном процессе. Стратегии развития письменной речи
19. Развитие критического мышления: стратегия «Уголки»
20. Стратегии и приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка. Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
21. Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7 классе. О. Генри «Дары волхвов»
22. Урок обществознания в 10 классе по теме: «Что такое культура?»
23. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
24. «Склонение имён существительных»: урок русского языка в 5 классе