Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ольга Владимировна Воронина,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 96 с углублённым изучением английского языка г. Новосибирска

Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в образовательный процесс в начальной школе

Ничто так не содействует успеху нашей деятельности,

как крепкое здоровье, наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.

Ф. Бекон

Наибольшее число современных проблем в системе образования связано с негативной динамикой здоровья учащихся. Высока степень распространенности заболеваний органов пищеварения среди учащихся 1-11 классов.

Понимая роль питания в сохранении и укреплении здоровья школьников, на протяжении десяти лет веду занятия по программе "Разговор о правильном питании", целью которой является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Программа разработана в Институте возрастной физиологии РАО под руководством Марьяны Михайловны Безруких (директор Института, академик РАО РФ) и апробирована в 46 регионах России, может использоваться в работе в различных типов учебных учреждений.

Первоначально темы программы реализовывались мною через внеклассную работу, систему факультативных занятий, используя рабочие тетради «Разговор о правильном питании» (1-2 класс), «Две недели в лагере здоровья» (3-4 класс), «Формула правильного питания» (5-6 класс), методические пособия для учителя, плакаты и брошюры для родителей.

Стали традиционными праздники  и внеклассные занятия: «День каш», «Хлеб всему голова», «Сырный день», «День молока и молочных продуктов», «Вкусные старты», «Рыженькая осень», «Искусство сервировки стола». Систематически проходят экскурсии на предприятия пищевой промышленности и в музеи города. В процессе изучения тем моими учащимися были подготовлены следующие проекты: «Этот чудо-огород», «Осторожно, еда!», «Шоколад – это вредно?», «Витаминная азбука», «В гостях у обжоры», «Молоко и его родня», «Широка страна моя родная», «Находчивый повар»,  «Полезно или вредно», «Хлеб всему голова», «Каша – пища наша», «Как хлеб пришел на стол», «Плох обед, если хлеба нет», «Фруктовые чудеса», «Овощные сказки», «Русская трапеза», «Огород на окошке», «Ловись, рыбка!», «Знакомые незнакомцы», «Лесная столовая» и другие.

Работая по программе, используя все рекомендации авторов, заметила, что многие темы других предметов пересекаются с темами программы «Разговор о правильном питании». Исходя из этого сделала вывод, что больший эффект для закрепления полученных знаний по программе даёт её интеграция с другими предметами. Темы программы предстают ярче, другие предметы их дополняют.

Приобщение детей к исторической памяти считаю одной из основных задач своей работы, поэтому в занятия по программе «Разговор о правильном питании» ввожу элементы русской народной культуры. Это даёт широкие возможности для воспитания гражданственности, патриотизма, любви к Родине. К словам Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», смело добавляю:

Понять, узнать, увидеть, изменить.

Чтоб ярким было то, чего касались руки

И протянуть времён связующую нить.

Лишь сможет тот до сути дотянуться,

Кто не боится в прошлое вернуться,

Кто верит в будущее, знает настоящее,

И с гордой грустью вспоминает уходящее.

Узнавая кулинарное прошлое народа, учащиеся знакомятся с историей своей родины, учатся её любить, ценить всё сделанное и изобретённое нашими предками. Мною создан цикл внеклассных мероприятий «Путешествие с русской печкой» по теме программы «Где и как готовят пищу», который стал основой для интерактивного сайта «Путешествие на кухню».

На первой странице сайта ребят встречает домовёнок Кузя:

Кто за печкой в доме жил

И избу семье хранил?

Покровитель очага,

Своенравный хулиган.

Он весёлый, озорной.

Кто же это? (домовой)

С нами в сказку он пойдет,
Дальше сказку поведет.
Он и взрослый, и ребёнок.
Это Кузя – домовёнок.

Домовёнок путешествует вместе с детьми и рассказывает много нового и интересного о кухне с древнейших времён до наших дней. В этом ему помогает русская печь, непременный атрибут дома наших предков.

Русскую печь всегда уважали,

Родной матерью называли.

Печь в избе хозяйка главная!

Тёплая, чистая, славная.

Уж её и белили, и мыли,

В ней хлеб пекли,

Щи да кашу варили.

Даже мылись в печи,

Чтобы хворь – болезнь излечить.

На печи спали,

Кости согревали.

Если гость промок, устал,

Тоже на печь попадал.

Ребята знакомятся с подборкой фотографий по разделам «Крестьянская изба», «Боярский терем», «Современная кухня», узнают интересные рецепты старинных блюд. В кинозале дети просматривают музыкальные мультфильмы «Разговор у русской печки», «Пир на весь мир», «Русская трапеза» из которых узнают о жизни предметов крестьянского быта,  о том, как выглядела трапеза и пир у русского царя. Учащиеся с увлечением участвуют в интерактивных играх "Кухонная викторина" (командный вариант) и "Кухонные чудеса" (индивидуальный вариант), отгадывают различные загадки:

 

Во честном пиру, во беседушке

Пила братия пиво, мёд и квас.

Посылал сосед своему соседушке

Чашу полную, и уже не раз.

И ковшами, чумками, и черпальницей

С чаши той резной пиво черпали,

И была она поминальницей,

И на игрищах гости ведали,

Как пускали по кругу, по братии,

Называли русские чашу…(братиной)

Чаша круглая и глубокая

К столу праздничному подавалась.

Желобочек – нос, словно око в ней,

И напитками наполнялась.

Рукоять короткая, чтобы удержать,

А размер от маленькой до ведра

Стали тонкою резьбой украшать,

Звалась чаша та… (ендова).

 

Деревянные, ладьевидные,

Металлические, змеевидные.

По передней части изрезаны,

Звери разные понарезаны.

Есть загадка о них – ты поймёшь:

Утка в море, а хвост на заборе

Что это? (ковш)

Из берёзы, ольхи, осины, липы, клёна

Изготавливался сосуд мудрёный.

Большой, круглый, овальный, с ручками двумя,

Знали все на Руси …(скобкаря).

 

Для проверки знаний детей на сайте предложены десять вариантов различных тестов по разделам. В разделе сценарии размещены разработки внеклассных занятий: «Путешествие на кухню», «Путешествие с русской печкой» и различные презентации: «Пища, сохраняющая зрение», «Путешествие на кухню», «Сказка о современной кухне» со звуковыми файлами.

Ежегодно я и мои учащиеся принимаем участие в конкурсах по программе «Разговор о правильном питании». Я дважды становилась победителем (2007, 2009 гг.). Регионального и очного Всероссийского конкурса учебно-методических разработок по программе «Разговор о правильном питании», была удостоена приза зрительских симпатий, участвовала в работе Межрегиональной конференции «Воспитываем здоровое поколение» в Москве (2007-2011 гг.).

Приятно отметить, что в работе по программе «Разговор о правильном питании» у меня есть единомышленники. На протяжении многих лет на конференции в Москве опыт своей работы представляли:

– 2013 год – Андрюшова Татьяна Владимировна, МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска;

– 2012 год – Соболева Лада Петровна, МКОУ «СОШ № 3 р.п. Линёво» Искитимского района НСО;

– 2011 год – III место Федина Людмила Михайловна, МБОУ «Лицей № 113» г. Новосибирска;

– 2010 год – приз зрительских симпатий - Трубачёва Анна Вадимовна, МКОУ Емельяновская ООШ Мошковского района НСО;

– 2008 год – I место, приз зрительских симпатий – Букреева Наталья Николаевна, МБОУ СОШ № 96 г. Новосибирска;

– 2006 год – Мурд Оксана Богдановна, воспитатель МДОУ № 97 «Сказка» комбинированного вида г. Новосибирска.

Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность, о чём свидетельствуют результаты моей деятельности и работа коллег. Программа позволяет сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, способствует повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволяет грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

По признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, делает его более эффективным и полезным.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 580)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Маленькие советы Большому учителю (или Заметки о сохранении здоровья)
2. Гимнастика для спины
3. Внедрение программы «Разговор о правильном питании» в образовательный процесс в начальной школе