Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Роль экологического воспитания – опережать жизнь!

2013 год в соответствии с Указом Президента РФ был объявлен Годом охраны окружающей среды. Важный вывод по итогам проведения мероприятий этого года – в условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Знание основ экологии – важнейший компонент экологической культуры, который необходимо развивать у современных детей.

О том, какие задачи должно ставить перед собой школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды, нужно ли заниматься экологическим просвещением школьников и формированием экологического сознания мы поговорили с педагогом дополнительного образования, заведующим кафедрой естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска Чернухиным Олегом Алексеевичем.

– Какие мероприятия проводились в нашей области и городе в рамках Года охраны окружающей среды? Повысилась ли экологическая грамотность населения?

– Нельзя сказать, что не было никаких мероприятий, посвященных году экологии. В рамках школьной Интерры прошла экологическая конференция для детей. Прошел городской праздник «День Земли». Было много традиционных городских массовых мероприятий для школьников, в которых прослеживалась экологическая тематика. Немало таких мероприятий организовал Дворец творчества «Юниор»… Но на уровне личного мнения, год прошел как-то «обычно». А может быть, это как раз и хорошо… Зато не было таких массовых пожаров, как в 2012 году…

– Существуют ли в школах уроки экологии или об охране окружающей среды говорят только на уроках географии, биологии и т.д.? И как Вы считаете, в рамках основного или дополнительного образования лучше преподавать экологию?

К сожалению, уже давно в наших школах не ведется предмет «Экология». Элементарно не хватает учебных часов. В системе дополнительного образования детей возможностей для организации экологического образования больше, чем у школ, гимназий и лицеев. Любой педагог нашего города имеет возможность разработать свою программу дополнительного образования биолого-экологической тематики и реализовывать ее. В тоже время сказать, что в общеобразовательных учреждениях совсем нет экологии – нельзя. В основном, она есть во внеурочной сфере, в сфере воспитания.

– Олег Алексеевич, какую работу осуществляет кафедра естественных наук и экологии ДДТ УМ «Юниор»?

Кафедрой реализуется программа городских конкурсов и массовых мероприятий экологической тематики. Подготовка к конкурсам и участие в них дает образовательным учреждениям возможность организовывать экологическое образование и воспитание во внеурочной сфере. А детям – получать знания и формировать нормы поведения (экологически целесообразные).

Для младших школьников ежегодно проводится интеллектуальный экологический турнир «Юниорчики». В течение учебного года проходит несколько игр. К каждой игре даются ключевые слова, вопросы. Ребята самостоятельно ищут в литературе и на интернет-ресурсах ответы на них. А во время игры, в командах по шесть человек, отвечают на вопросы. По итогам двух игр определяется лучшая эко-десятка команд, которые попадают на финал. Финальная игра определяет победителя и лауреатов.

По аналогичному сценарию проводится экологический игровой марафон «Зеленый лабиринт» для учащихся 5-7-х классов. Для учеников 8-11-х классов проводится межшкольный экологический фестиваль.

Для всех школьников проводится конкурс детской экологической фотографии «Живой взгляд».

– Есть ли в Новосибирске профильные смены по экологии? Занимаются ли школьники волонтерской работой, например, очищают от мусора берега рек?

Экологические смены для школьников города есть. В частности, Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» проводит такие смены с 2007 года. Участники профильных смен занимаются в Летней Академии Экологии. Занятия проходят по трем направлениям: «Школа эколога», «Школа волонтера», «Школа туриста». В «Школе эколога» ребята учатся методикам полевых биолого-экологических исследований. Кстати, про берега: когда осуществляются полевые выходы, то, прежде чем начать исследования, берег, при необходимости, очищается от мусора. О каком экологическом воспитании можно говорить, если экологические занятия будут проходить среди мусора? В «Школе волонтера» обучаются организации экологических инициатив. В «Школе туриста» приобретают навыки безопасного поведения в условиях естественных экосистем.

– Какова роль экологического воспитания школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения?

– Значение экологического воспитания не зависит от стандартов образования. Роль воспитания, в том числе и экологического – опережать жизнь! Через систему воспитания задаются ценностные ориентиры, к которым надо стремиться, чтобы они стали реальностью. Надеюсь, так будет при любых стандартах.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)