Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Система дополнительного образования детей отметила в 2013 году свое 95-летие. Ее возникновение исследователи связывают с появлением в ноябре 1917 года в Народном комиссариате просвещения отдела внешкольного образования, а затем в 1918 году первого внешкольного учреждения – Станции юных любителей природы. Система эта поистине уникальна, не имеющая аналогов в мире. Явление дополнительного образования в России представляет собой системный образец так называемого «неформального» – свободного альтернативного образования, смысл которого в постоянном в развитии и совершенствовании индивида на протяжении всей жизни.
Поздравляю педагогов, детей и их родителей с солидным юбилеем!
Юбилей стал еще одним поводом обратиться к проблемам развития дополнительного образования сегодня. По всей стране прошли форумы и конференции, посвященные юбилейной дате. Представители Новосибирской области приняли участие в Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности» в Челябинске, во Всероссийской конференции «Совершенствование систем дополнительного образования детей в контексте развития региона» в Томске, и, наконец, во Всероссийской конференции в Москве. Рассказ об итогах Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей, посвящённой 95-летию создания системы дополнительного образования в России, читайте в статье Л.В. Третьяковой, директора ДДТ им В. Дубинина «Взгляд в будущее системы дополнительного образования детей».
Знаменателен 2013 год и тем, что был объявлен Президентом России Годом охраны окружающей среды. Эколого-биологическая направленность дополнительного образования не является самой популярной, но в нашем городе немало коллективов, работающих по образовательным программам данного направления. Целый ряд экологических проектов и конкурсов адресован детям разного возраста. Об опыте экологического воспитания в УДОД читайте в статьях Е.Н. Беспаловой (ДДТ им. В. Дубинина), С.Ф. Фуфаевой (ДДТ им А.И. Ефремова), Т.М. Судаковой (ДДТ «Первомайский»).
Еще одним подтверждением востребованности и результативности системы дополнительного образования детей является активность наших авторов.
В.Е. Удодина, педагог-организатор ЦВР «Лад» рассказывает о взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и других образовательных учреждений в организации воспитательного пространства в районе.
Педагоги ДШИ «Весна» представляют некоторые аспекты музыкально-эстетического воспитания в учреждении. Этому посвящены статьи И.В. Шпилевой, Н.А. Баяновой, О.В. Стромбской. Детская школа «Весна» совсем недавно отметила свой 20-летний юбилей. О достижениях юбиляра читайте в статье Е.Ю. Колодиной «Нам – 20 лет!».
Одним из наиболее эффективных средств активизации воспитательного потенциала образовательного процесса на сегодняшний день выступает средовой подход. Об этом можно прочитать в статье Н.В. Шестаковой, заместителя директора ЦДО «Алые паруса». Примером формирования среды безопасной жизнедеятельности на примере организации профильных смен делится педагог ЦДО «Алые паруса» М.Ю. Махнев.
Специальный раздел «Юбилейные заметки» посвящен сегодня юбилеям двух хореографических коллективов: «Пленительные ритмы» (ДДТ им. В. Дубинина») и «Цветы Сибири» (ДДТ «Кировский») и представлению еще одного ведущего коллектива ДДТ «Первомайский», который готовиться к своему 40-летнему юбилею. Это Образцовый коллектив цирковая студия «Верные друзья».