Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165

Ведущая рубрики
Все статьи автора(9) Татьяна Игоревна Колышкина,

заместитель директора по научно-методической работе

Дома детского творчества имени В. Дубинина г. Новосибирска

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Система дополнительного образования детей отметила в 2013 году свое 95-летие. Ее возникновение исследователи связывают с появлением в ноябре 1917 года в Народном комиссариате просвещения отдела внешкольного образования, а затем в 1918 году первого внешкольного учреждения – Станции юных любителей природы. Система эта поистине уникальна, не имеющая аналогов в мире. Явление дополнительного образования в России представляет собой системный образец так называемого «неформального» – свободного альтернативного образования, смысл которого в постоянном в развитии и совершенствовании индивида на протяжении всей жизни.

Поздравляю педагогов, детей и их родителей с солидным юбилеем!

Юбилей стал еще одним поводом обратиться к проблемам развития дополнительного образования сегодня. По всей стране прошли форумы и конференции, посвященные юбилейной дате. Представители Новосибирской области приняли участие в Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности» в Челябинске, во Всероссийской конференции «Совершенствование систем дополнительного образования детей в контексте развития региона» в Томске, и, наконец, во Всероссийской конференции в Москве. Рассказ об итогах Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей, посвящённой 95-летию создания системы дополнительного образования в России, читайте в статье Л.В. Третьяковой, директора ДДТ им В. Дубинина «Взгляд в будущее системы дополнительного образования детей».

Знаменателен 2013 год и тем, что был объявлен Президентом России Годом охраны окружающей среды. Эколого-биологическая направленность дополнительного образования не является самой популярной, но в нашем городе немало коллективов, работающих по образовательным программам данного направления. Целый ряд экологических проектов и конкурсов адресован детям разного возраста. Об опыте экологического воспитания в УДОД читайте в статьях Е.Н. Беспаловой (ДДТ им. В. Дубинина), С.Ф. Фуфаевой (ДДТ им А.И. Ефремова), Т.М. Судаковой (ДДТ «Первомайский»).

Еще одним подтверждением востребованности и результативности системы дополнительного образования детей является активность наших авторов.

В.Е. Удодина, педагог-организатор ЦВР «Лад» рассказывает о взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и других образовательных учреждений в организации воспитательного пространства в районе.

Педагоги ДШИ «Весна» представляют некоторые аспекты музыкально-эстетического воспитания в учреждении. Этому посвящены статьи И.В. Шпилевой, Н.А. Баяновой, О.В. Стромбской. Детская школа «Весна» совсем недавно отметила свой 20-летний юбилей. О достижениях юбиляра читайте в статье Е.Ю. Колодиной «Нам – 20 лет!».

Одним из наиболее эффективных средств активизации воспитательного потенциала образовательного процесса на сегодняшний день выступает средовой подход. Об этом можно прочитать в статье Н.В. Шестаковой, заместителя директора ЦДО «Алые паруса». Примером формирования среды безопасной жизнедеятельности на примере организации профильных смен делится педагог ЦДО «Алые паруса» М.Ю. Махнев.

Специальный раздел «Юбилейные заметки» посвящен сегодня юбилеям двух хореографических коллективов: «Пленительные ритмы» (ДДТ им. В. Дубинина») и «Цветы Сибири» (ДДТ «Кировский») и представлению еще одного ведущего коллектива ДДТ «Первомайский», который готовиться к своему 40-летнему юбилею. Это Образцовый коллектив цирковая студия «Верные друзья».



Взгляд в будущее системы дополнительного образования
Автор: Любовь Васильевна Третьякова
Статья понравилась: 126

3-4 декабря в Москве проходила Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей, посвящённая 95-летию создания системы дополнительного образования в России, на которой присутствовало свыше 500 работников дополнительного образования детей и других специалистов из более чем 70 регионов Российской Федерации.

(1392 просмотров)
Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
Автор: Елена Николаевна Беспалова
Статья понравилась: 7

С приходом на работу в ДДТ им. В. Дубинина моя авторская программа «С природой наравне», которая создавалась для работы в сельском районе, была частично изменена и скорректирована на городского школьника, но с учетом наличия такой образовательной базы, как учебный сад Дома творчества. Цель программы – формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде.

(775 просмотров)
Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
Автор: Софья Владимировна Фуфаева
Статья понравилась: 9

Социально педагогическим и социально значимым проектированием Дом детского творчества им. А. И. Ефремова занимается уже более 8 лет и вовлекает школьников, классных руководителей, родителей в социально полезную, познавательную и значимую деятельность. Ежегодный охват детей, задействованных в проектах Дома детского творчества им А. И. Ефремова, – от 400 до 600 человек.

(866 просмотров)
Знать. Беречь. Множить
Автор: Татьяна Михайловна Судакова
Статья понравилась: 6

В объединении «Юный натуралист» Дома детского творчества «Первомайский» обучаются дети с первого по четвертый класс. Девиз объединения «Знать. Беречь. Множить». Цель образовательной программы – создание условий для формирования у детей ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование экологического мышления, понимания непрерывной связи человека с природой, привлечение детей к практической экологической деятельности.

(590 просмотров)
Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
Автор: Вера Евгеньевна Удодина
Статья понравилась: 4

Открытость системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества и государства продиктована требованиями настоящего времени и предполагает социально-педагогическое партнёрство, как наиболее действенный механизм в решении воспитательных задач.

(760 просмотров)
Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
Автор: Ирина Валерьевна Шпилева
Статья понравилась: 5

Музыкальная педагогика – это сложный синтез профессионального и общего музыкального образования. В настоящее время музыкальная педагогика ставит перед собой ряд специфических проблем, требующих сохранения сложившихся профессиональных традиций, освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновление форм и методов обучения, обеспечивающих как воспитание профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.

(656 просмотров)
Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
Автор: Наталья Алексеевна Баянова
Статья понравилась: 4

В нашей стране в настоящее время существует очень много детских музыкальных школ и школ искусств, постоянно открываются новые, где можно получить качественное музыкальное образование. В частности, овладеть техникой игры на таком инструменте, как фортепиано.

(746 просмотров)
Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
Автор: Ольга Владимировна Стромбская
Статья понравилась: 6

Успешность работы хормейстера над певческим дыханием лежит в основе правильного определения характера взаимосвязи и взаимозависимости его с навыком правильного звукообразования.

(989 просмотров)
Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
Автор: Наталья Владимировна Шестакова
Статья понравилась: 4

Одним из наиболее эффективных средств активизации воспитательного потенциала образовательного процесса на сегодняшний день выступает средовой подход. В настоящее время признано, что базовым понятием средового подхода является понятие «образовательная среда», возникшее на стыке педагогики и психологии.

(744 просмотров)
Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
Автор: Максим Юрьевич Махнев
Статья понравилась: 4

На сегодняшний день в Центре дополнительного образования «Алые паруса» реализуется ряд проектов в рамках Целевой программы Всероссийского движения «Школа безопасности», направленных на формирование у обучающихся навыков культуры безопасного поведения.

(626 просмотров)

1. Юбилейные заметки

НАМ – 20 ЛЕТ!
Автор: Елена Юрьевна Колодина
Статья понравилась: 6

История создания Детской школы искусств «Весна» началась в 1987 году. Тогда в средней общеобразовательной школе № 79 появился хоровой коллектив «Родничок». Тогда были необычайно популярны смотры художественной самодеятельности, в которых принимали участие образовательные учреждения города. Будучи хормейстером детской хоровой студии «Товарищ» Межсоюзного Дворца культуры «Строитель», Ольге Кирилловне Грузинцевой (первому директору ДШИ «Весна») было предложено создать в средней общеобразовательной школе № 79 хоровой коллектив.

(742 просмотров)
Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
Автор: Татьяна Игоревна Колышкина
Статья понравилась: 147

В этом году образцовый коллектив – ансамбль классического танца «Пленительные ритмы» Дома детского творчества им. В. Дубинина отмечает свое 20-летие. Ансамбль является одним из ведущих коллективов такого профиля в городе и области, имеет самые высокие награды на Всероссийских и Международных фестивалях. Его педагоги – организаторы регионального конкурса классического танца «Дебют» и конкурса молодых балетмейстеров.

(2021 просмотров)
Мои «Верные друзья»
Автор: Татьяна Ивановна Разенкова
Статья понравилась: 4

В 1997 году при ДДЮТ Первомайского района на базе школ № 148 и 144 был организован кружок юных натуралистов: изучали животный мир, с этой целью постоянно ездили в Новосибирский зоопарк; спасали замерзающих голубей; обучали собак и кошек элементарным командам. Со своими подопечными дети ходили в школы по классам, преподавая «Уроки доброты».

(633 просмотров)
И в декабре у нас цветут цветы
Автор: Алла Владимировна Соболева
Статья понравилась: 3

На дворе декабрь! Зима! Холодно! А в ДДТ «Кировский» круглодично цветут цветы – ансамбль танца «Цветы Сибири». Ансамбль «Цветы Сибири» начал свою работу в 1993 году на базе школы № 64, на Северо-Чемском жилмассиве.

(601 просмотров)