Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(4) Любовь Васильевна Третьякова,

Отличник народного просвещения,
директор Дома детского творчества имени Володи Дубинина 
г. Новосибирска

Взгляд в будущее системы дополнительного образования

3-4 декабря в Москве проходила Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей, посвящённая 95-летию создания системы дополнительного образования в России, на которой присутствовало свыше 500 работников дополнительного образования детей и других специалистов из более чем 70 регионов Российской Федерации. Новосибирскую область представляли 4 человека: заместитель Министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Д.А. Метелкин, директор Центра дополнительного образования г. Искитима М.И. Курдюмова, директор Дома детского творчества им. В. Дубинина Л.В. Третьякова и заместитель директора Доволенского Дома детского творчества И.В. Кобзистова. Инициатором проведения конференции выступил Общероссийский Профсоюз образования, обеспокоенный положением дел в дополнительном образовании. Выступая на конференции, Председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Ивановна Меркулова отметила, что «потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании», что Профсоюз не может согласиться с тезисом, что дополнительное образование детей «испытывает системный и содержательный кризис», который звучит в проекте разработанной Межведомственной программы по развитию дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

Открыл конференцию Вениамин Шаевич Каганов, заместитель Министра образования и науки РФ. Он обозначил задачу конференции: предложить правительству РФ концепцию развития дополнительного образования детей. Мы, участники конференции, с нетерпением ждали выступления Александра Эдуардовича Страдзе, директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ.

Поздравляя всех нас с юбилеем, Александр Эдуардович сказал: «Что бы мы ни говорили о системе дополнительного образования в стране, но Россия сегодня одна из немногих стран, в которых обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Это наше огромное конкурентное преимущество, потому что во многих странах, даже развитых, такая система только создается».

Министерством образования подготовлен ряд документов, которые определяют дальнейшее развитие дополнительного образования у нас в стране: это проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, предложения по примерным направлениям для разработки показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов образовательных организаций дополнительного образования детей, приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Профессиональные стандарты специалистов в области воспитания и в области педагогической психологии.

В своем докладе А.Э. Страдзе остановился на трёх «столпах», без модернизации которых модернизация дополнительного образования детей в целом не представляется возможной:

1. О методике охвата детей программами дополнительного образования

Необходимо организовать учет обучения каждого ребенка по одной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам, независимо от их направленности, формы освоения (очная, очно-заочная, дистанционная) и организации, где они реализуются. Организационная схема сбора информации определяется регионом самостоятельно. Кроме этого, необходимым условием достоверного учета выбора и посещения детьми образовательных организаций может быть и создание систем электронного учета «очереди» в организации дополнительного образования.

Только технически решить проблему увеличения охвата невозможно. Необходимо развитие новых форм и методик обучения, формирование современных социально-культурных сред для развития и социализации детей с учетом особенностей организации внеурочной деятельности и требований ФГОС общего образования.

Важным ресурсом, обеспечивающим увеличение охвата детей программами дополнительного образования, является также организация внутриведомственного сетевого взаимодействия (общеобразовательная организация – организация дополнительного образования детей), а также организация межведомственного взаимодействия (организация дополнительного образования детей – учреждения культуры – учреждения спорта). Кроме этого, планируется подключение федеральных вузов к реализации программ по дополнительному образованию, в том числе программ научно-технического творчества, биолого-экологической, туристско-краеведческой и ряда других направленностей.

2. О финансово-экономических механизмах

В соответствии с распределением полномочий по финансовому обеспечению дополнительного образования (детей) между отдельными уровнями власти, устанавливаемым законом «Об образовании в Российской Федерации», система дополнительного образования все еще остается в большей степени «муниципальной», что означает для нее финансирование по «остаточному принципу» и сохранение фактически сметного финансирования для бюджетных и зачастую, даже, автономных учреждений дополнительного образования. При этом эффективное выполнение поставленных указами президента №599 от 7 мая 2012 года и №761 от 1 июня 2012 года задач развития дополнительного образования, подразумевающих значительные изменения самой системы, не может быть осуществлено в условиях несовершенных механизмов финансового обеспечения требуемого развития, самой системы. На этом основании на различных уровнях должны быть сделаны следующие шаги. На всех уровнях необходимо осуществить внедрение нормативного подушевого финансирования услуг дополнительного образования, оказываемых подведомственными организациями дополнительного образования. Должны быть установлены соответствующие нормативы затрат на оказание услуг, учитывающие все особенности реализации отдельных дополнительных образовательных программ, в том числе их направленности и год освоения, особенности контингента обучающихся. Расчет нормативов затрат должен быть прозрачен и ясен для образовательных учреждений, их величины должны быть достаточны и необходимы для обеспечения возможности реализации программ учреждениями. Дополнительное образование — это сфера свободного выбора и различных программ может быть множество. Поэтому финансовое обеспечение реализации дополнительных образовательных программ должно осуществляться, в том числе, и на принципах персонифицированного финансирования.

Необходимо ответственно подходить к формированию государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям в части показателей объема и качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. Система государственных (муниципальных) заданий выступает сегодня механизмом оформления государственного (муниципального) заказа, определения приоритетов содержания программ дополнительного образования.

3. Повышение профессионального мастерства

Какие бы изменения не происходили в сфере образования, по-прежнему ключевой фигурой образовательного процесса является педагог. К сожалению, современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, профессионально подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны. Таким образом, современная ситуация развития образования актуализирует новые требования к качествам педагога дополнительного образования детей. Во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т.д.), так и профессиональным педагогом. Во-вторых, он обеспечивает не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных проблемы. В-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают, тем более в условиях индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей. В 2014 году в рамках ФЦПРО запускается проект по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей с использованием эффективного регионального опыта.

На пленарном заседании выступили также А.Г. Асмолов, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», С.Г. Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», В.Л. Хайкин, советник Министра образования и науки РФ и другие.

Эмоциональным было выступление А.Г. Асмолова, и это не случайно, ведь в начале 90-х годов, в период реформирования внешкольной работы в дополнительное образование детей, именно Александр Григорьевич выступил теоретиком новой системы образования. Он в частности сказал, что «школьные учителя не готовы к введению стандартов», что «школа и дополнительное образование должны быть разделены, иначе школа поглотит дополнительное образование». Важной для нас была и позиция Центра социально-экономического развития Высшей школы экономики, которую озвучил С.Г. Косарецкий. Он определил дополнительное образование уникальной системой по сложности. Сложность проявляется абсолютно во всем: в повышении охвата учащихся программами дополнительного образования, в нормативах и показателях эффективности, в заработной плате педагогических работников, в балансе полномочий, обязательств и ресурсов и т.д. Необходимо выработать новое видение дополнительного образования, так как «дополнительное образование не может оставаться заповедником в системе общего образования, где действуют другие механизмы». Завершил свое выступление С.Г. Косарецкий призывом: нужна новая концепция по дополнительному образованию детей.

Во второй половине дня участники конференции продолжили работу в различных организациях дополнительного образования г. Москвы, познакомились с опытом работы Московского детского эколого-биологического центра, Московской городской станцией юных туристов, Центра развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева, Детского музыкального театра «Домисолька» и другими. В ходе общения с нашими московскими коллегами мы пришли к выводу, что проблемы у нас одни и те же, но есть и определенные столичные новшества: существует электронная регистрация государственной услуги на дополнительное образование, без которой ребенок не вправе быть зачислен в учреждение; активно используется институт тьюторства; иные подходы к авторской образовательной программе и т.д.

Второй день конференции проходил в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах. В первой половине дня участники конференции продолжили обсуждение проблемных вопросов дополнительного образования детей на пяти секциях, а во второй половине дня состоялось торжественное закрытие Всероссийской конференции с участием Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Викторовича Ливанова.

Конференция завершилась. Может быть вопросов осталось гораздо больше, чем готовых ответов. Но мы очень надеемся, что благодаря Общероссийскому Профсоюзу образования внимание со стороны государства к дополнительному образованию детей значительно усилится.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 126)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы