Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ирина Валерьевна Шпилева,
педагог дополнительного образования, методист ДШИ «Весна», г. Новосибирск

Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла

Музыкальная педагогика – это сложный синтез профессионального и общего музыкального образования. В настоящее время музыкальная педагогика ставит перед собой ряд специфических проблем, требующих сохранения сложившихся профессиональных традиций, освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновление форм и методов обучения, обеспечивающих как воспитание профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.

Современная музыкальная педагогика – область сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением, овладением информацией и мастерством, но и с развитием потенциальных возможностей ребёнка, с процессом становления и совершенствования ребёнка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Поэтому основная цель воспитательного процесса Детской школы искусств «Весна» – воспитание через творчество.

Одной из важных особенностей воспитательного процесса является возможность создания подлинно диалогового характера взаимоотношений между педагогом и обучающимся. Взаимоотношения в детской школе искусств достаточно отличаются от взаимоотношений между учителями и учениками образовательной школы. Это объясняется тем, что ребенок приходит на занятия в ДШИ по желанию, а не по обязанности, он не испытывает страха. Вследствие этого, между ребенком и педагогом устанавливаются доверительные, комфортные отношения, основанные на свободе и уважении личности ребенка, заботе о его здоровье, способствующие процессу формирования у обучающегося гуманистических ценностных ориентаций.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что музыкальные занятия при правильной их организации играют важную роль в творческом и общем развитии личности. В исполнительской практике и процессе восприятия музыкальных произведений каждый ребенок открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Безусловно, развитие «эстетического отношения» само по себе не решит все конкретные задачи воспитания человека, это произойдет лишь опосредованным образом под воздействием многих факторов. Но раннее пробуждение эстетических чувств создает общую духовно-нравственную основу для формирования личности.

Необходимо научить ребенка эмоционально, «адекватно» художественному содержанию, воспринимать музыкальные сочинения, а, следовательно, «научить мыслить на языке искусства музыки». Во всех звеньях музыкального образования это «сверхзадача» решается комплексно, но в первую очередь, целенаправленно на занятиях по музыкальной литературе.

Предмет музыкальная литература в цикле теоретических дисциплин музыкального отделения Детской школы искусств «Весна» занимает особое место, так как его содержанием являются выдающиеся произведения музыкального искусства, явления художественной жизни разных эпох и народов, биографии великих музыкантов. Это своеобразный синтез искусства и науки о музыке, который  позволяет в учебном процессе воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу обучающихся, формировать их взгляды, художественный вкус, и эстетическое чувство.

В настоящее время одним из главных противоречий курса музыкальной литературы является противоречие между ограниченностью (отставанием) известных программ и растущими требованиями музыкальной культурной жизни сегодняшнего и завтрашнего дня, выражающимися в неуклонном расширении музыкального кругозора. Одним из перспективных путей разрешения этого противоречия и одновременно преобразования курса музыкальной литературы в ДШИ представляется совершенствование самих методов обучения. Именно овладение методом усвоения новых музыкальных впечатлений должно помочь будущим профессионалам – слушателям и любителям музыки в их знакомстве с новой серьезной музыкой.

В последнее десятилетие взгляд на музыкальную литературу как предмет исключительно общеобразовательный, ориентированный на усвоение суммы знаний, меняется. Среди педагогов крепнет убеждение, что музыкальная литература должна иметь не столько информативный характер (рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать музыкальный текст, запоминать музыкальные произведения, где бы обучающиеся с ними не встречались – на уроках по инструменту, в концертном зале, во всей своей ученической и взрослой жизни.

Хотелось бы обозначить некоторые возрастные противоречия в курсе музыкальной литературы. Во-первых, это противоречие между психологической сложностью содержания музыкального произведения и отсутствием достаточного опыта эмоциональных переживаний обучающихся; во-вторых между кажущейся простотой процесса слушания музыки и сложностью вдумчивого вслушивания в нее, являющегося, по сути, подлинным ее слышанием и называемым «музыкальным восприятием»; в-третьих противоречие между необходимостью найти словесное выражение своего впечатления и малым словарным запасом юного музыканта; и, наконец, противоречие между длительным временем звучания изучаемых произведений и сравнительно малой устойчивостью внимания.

Несмотря на кажущуюся сложность выявленных противоречий, связанных с возрастом обучающихся, следует подчеркнуть, что знакомство детей с музыкой должно начинаться как можно раньше. Педагог не вправе терять драгоценное время, оправдываясь сложностью задачи обучения музыкальному восприятию. Музыкальное же восприятие в любом возрасте – это сочетание слуховой и мыслительной деятельности. Необходимым ее условием является наличие творческой активности.

Наличие всех перечисленных противоречий предмета «Музыкальная литература» свидетельствует одновременно о сложности и о заманчивой привлекательности его преподавания. Для комплексного преодоления вышеуказанных противоречий необходима целенаправленная планомерная поэтапная деятельность педагога. В первую очередь – это опора на индивидуальный подход к обучению, и, прежде всего изучение ребенка с точки зрения его музыкальности; мыслительных способностей; наличия или отсутствия опыта музыкального восприятия; общего кругозора; установление и поддержание специфической диалоговой формы общения с каждым обучающимся. Важным компонентом образовательного процесса становится разработка и внедрение в процесс обучения проблемных заданий с целью воспитания в каждом обучающемся качеств, составляющих творческой активности, таких как интерес к новому и критическая оценка старого; импульсивность и независимость суждений; самостоятельность и инициативность; предрасположенность к игре и театрализации; непосредственность эмоционального отклика; чувствительность и эмоциональная отзывчивость; образность мышления. Важным является создание условий для свободного проявления творческой активности на уроке – доверительный тон общения; атмосфера заинтересованности и увлеченности на уроке; готовность педагога к импровизации на уроке, вызванной инициативой обучающихся.

Таким образом, проблема совершенствования методов обучения музыкальной литературе в ДШИ составляет одну из актуальных задач воспитания личности ребенка и современного видения предмета.

Не все взрослые и дети способны при встрече с музыкой испытать сильное эмоциональное переживание – это удел музыкально одаренных людей, но понимать музыкальное произведение, внимательно слушать и запоминать его можно научить практически всех. Обманчиво впечатление, что музыка слушается без всяких усилий – волевых, эмоциональных, интеллектуальных. Восприятие музыкой – это вид духовной деятельности, которой надо учиться, как и всякой другой.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы