Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(2) Наталья Владимировна Шестакова,
заместитель директора по методической и профильной работе ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка

Одним из наиболее эффективных средств активизации воспитательного потенциала образовательного процесса на сегодняшний день выступает средовой подход. В настоящее время признано, что базовым понятием средового подхода является понятие «образовательная среда», возникшее на стыке педагогики и психологии.

Средовой подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Среда, окружающая ребенка, бывает образовательной, предметной, воспитательной или развивающей. Средовой подход, в свою очередь, включает различные варианты взаимодействия со средой. Наиболее полно средовой подход, который учитывает взаимовлияния и взаимопроникновения перечисленных сред, возможно воплотить именно в рамках учреждения дополнительного образования детей.

Учреждение дополнительного образования имеет максимум возможностей создания пространства индивидуально-творческого и индивидуально-профессионального саморазвития и самоопределения подрастающей личности, реализации задач личностно-ориентированного образования как средства формирования у ребенка системы ценностей на стыке осознания собственной уникальности и индивидуальной самоценности и личного признания права других людей быть другими, необходимости выстраивать любые взаимодействия на гуманных основаниях.

Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме и коллективизме. Поэтому нужно воспитывать у подрастающих поколений коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу: «Один за всех, все за одного», чувство дружбы, сознательную дисциплину и культуру поведения.

Именно эти постулаты заложены Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 годы в рассматриваемом нами направлении «Правовое воспитание и культура безопасности».

П.И. Кайгородов определяет культуру безопасной жизнедеятельности как целостное личностное образование. Ценностные ориентации личности, составляющие основу ее культуры безопасной жизнедеятельности, – это мировоззренческая направленность понимания личной и общественной безопасности, морально-этические представления обеспечения безопасности, гуманистические начала, правовая и нравственная культура, политическая и экономическая стабильность общества, внутренняя потребность к самосовершенствованию в контексте безопасности жизнедеятельности.

На сегодняшний день в Центре дополнительного образования «Алые паруса» реализуется ряд проектов, направленных на формирование у обучающихся навыков правовой самоидентификации и культуры безопасного поведения.

Ежегодно в рамках направления культурно-просветительной деятельности проводится цикл мероприятий: интеллектуальных игр, встреч с общественными деятелями, ориентированный на формирование у подростков электоральной культуры, осознания своей гражданской позиции.

Направление по организации профориентационной работы и профессиональной подготовки, наиболее полно реализующее принципы средового подхода, одновременно нацелено на решение несколько актуальных проблем формирования навыков правовой самоидентификации и культуры безопасного поведения. Это следующие комплексы: комплекс образовательных программ «Професс и Я», реализуемый на базе нашего образовательного партнера – Гимназии №10, комплекс не только знакомит обучающихся средней и старшей ступени с профессиями, позволяет осуществить профессиональные пробы, но и обеспечивает формирование у подростков базовой правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, определяемых Конституционным правом; комплекс образовательных программ «Человек-Автомобиль-Дорога» и «Дорожно-транспортная среда и начинающий водитель». Данный комплекс включает в себя:

– для начальной ступени – решение в рамках реализации ФГОС проектно-творческих задач, формирующих у младших школьников основные представления о культуре безопасного поведения на дороге;

– для средней и старшей ступени – авторский образовательный курс «Культура безопасного поведения на дороге», предусматривающий углубленную психологическую подготовку будущих водителей к оперативному принятию решения и совершенствование технологических навыков управления транспортным средством в нестандартной дорожной ситуации.

Курс включает два раздела. Первый раздел – «Основы безопасного поведения пешехода и водителя», реализуемый с привлечением представителей общественности и нацеленный на формирование у обучающихся представлений об основных правоотношениях всех субъектов дорожно-транспортной среды.

Второй раздел – «Психологические основы безопасного поведения начинающего водителя» – выстроен в логике развёртывания стандартной программы  подготовки водителей категории «В» и углубляет предмет «Основы безопасного управления транспортным средством».

Ежегодно с привлечением обучающихся объединений данного профиля проводится цикл городских мероприятий, приуроченных ко Дню памяти жертв ДТП, позволяющий через организацию ситуации личностного переживания/сопереживания ребенку более полно осознать значимость информации, полученной в ходе обучения.

Еще одно направление – это комплекс образовательных программ спортивно-технического профиля Целевой программы Всероссийского движения «Школа безопасности. Он направлен на реализацию одной из центральных идей средового подхода – создание особой социализирующей среды, ориентированной на развитие у детей и подростков активной жизненной позиции.

Ежегодно внутри ЦДО «Алые паруса» организуется и проводится цикл краткосрочных профильных смен для обучающихся по программе туристской подготовки и по программе объединения «Юный спасатель», реализующих принципы программы Всероссийской Школы безопасности. В дальнейшем из ребят, показавших наилучшие результаты, формируется команда, принимающая участие в городских и областных профильных сменах «Юный спасатель». По итогам нескольких лет команда ЦДО «Алые паруса» занимала лидирующие позиции на сменах регионального уровня и была дважды заявлена для участия во всероссийском этапе, но не смогла принять участие в связи с недостаточным финансированием.

Рассматривая все вышеперечисленное, можно утверждать, что одним из основных преимуществ учреждения дополнительного образования является возможность создания на постоянной основе в рамках собственного воспитательно-развивающего пространства особой социализирующей – информационной, предметной – среды, позволяющей ребенку осознанно участвовать в определении целей собственного обучения, выборе его форм и содержания, индивидуального маршрута развития, что повышает образовательную продуктивность подрастающей личности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы