Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Максим Юрьевич Махнев,
педагог дополнительного образования ЦДО «Алые паруса» г Новосибирск

Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа

На сегодняшний день в Центре дополнительного образования «Алые паруса» реализуется ряд проектов в рамках Целевой программы Всероссийского движения «Школа безопасности», направленных на формирование у обучающихся навыков культуры безопасного поведения. Комплекс образовательных программ спортивно-технического («Готов к труду и защите Отечества»), туристско-краеведческого («Дорогу осилит идущий»), военно-патриотического (Военно-патриотический клуб «Алые паруса») профилей направлен на реализацию одной из центральных идей средового подхода – создание особой социализирующей среды, ориентированной на развитие у детей и подростков активной жизненной позиции и ее реализации в общественно значимой деятельности, навыков оперативного принятия решений в нестандартных ситуациях. В формировании такой позиции мы опираемся на знания основ выживания в экстремальных условиях, принципы поведения в стрессовых ситуациях, скрытые возможности собственного организма, основы культуры безопасного поведения, навыки работы в команде, чувство эмпатии и сопереживания чужой беде, чувства гражданской ответственности.

Наиболее полно средовой подход, на наш взгляд, возможно воплотить в рамках профильных смен. Ежегодно внутри ЦДО «Алые паруса» организуется и проводится цикл краткосрочных профильных смен для обучающихся по программе туристской подготовки и по программе объединения «Юный спасатель». В дальнейшем из ребят, показавших наилучшие результаты, формируется команда, принимающая участие в городских и областных профильных сменах «Юный спасатель», соорганизатором которых выступает ЦДО «Алые паруса». Возраст участников смены 9 -17 лет. В программе смены предусмотрено проведение практических занятий и тренировок на совершенствование навыков принятия решений в чрезвычайных ситуациях и проведению спасательных работ, включающих  техническую полосу препятствий, цикл обучающих тренингов «Поисково-спасательные работы (при ЧС техногенного характера, в природной среде, на акватории и т.п.)», прохождение пожарно-тактической полосы, выполнение нормативов по кроссу, КСУ, стрельбе. Соревнования проводятся в соответствии с «Временными правилами соревнований по пятиборью спасателей МЧС России», утвержденными приказом МЧС России от 16.03.98 г. № 178. За непривычно короткий срок – 2 дня – требуется дать необходимые знания участникам для выступления в соревнованиях. Именно поэтому к организации тактико-технических и обучающих этапов привлекаются профессионалы – «Служба аварийно-спасательных работ и гражданской защиты» Муниципальная аварийно-спасательная служба «Витязь» и др.

Сразу после заезда среди команд проводится отборочный тур – «квалификация» на группы А (более сильная и технически подготовленная) и Б. Это позволяет ставить дистанции разной сложности для соответствующего уровня подготовки команд. Обучающая программа включает освоение на практике таких категорий, как «вязание носилок и кокона», «спуск/подъем с пострадавшим», «наведение переправы», «спортивное ориентирование», «первая доврачебная помощь», «работа с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом», «газоспасение».

Каждый из этапов соревновательной части имеет свою собственную легенду, реалистично реализуемую с привлечением помощников из числа творческого объединения «Организаторы свободного времени» ЦДО «Алые паруса», привлекаемых к организации и проведению профильной смены.

Вот отзывы одной из участниц смены Насти Дозоровой, команда «Алые паруса»: «Техногенка… После того, как было сказано, что пострадавшие будут «не совсем нормальные», мы даже испугались. Когда пришли на «техногенку», сначала стало смешно от того, как статисты играют пострадавших (играли они очень правдоподобно и эмоционально), но через пару минут начинаешь верить во все, что происходит и пропадает ощущение игры, все становится как в жизни. Раньше такого не было, и это очень понравилось. В целом было очень интересно. Личное мнение: понравилась система оценок. Даже если не успел уложиться в контрольное время, тебе набрасывали баллы в зависимости от правильности действий».

Помимо соревновательной части программа смены включает культурно-развлекательную и конкурсную программы, в которых ребята могут раскрыться с творческой стороны, проявить свою индивидуальность и в то же время командный дух.

Таким образом, в рамках профильной смены действительно создается особая среда взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимодействия в условиях культуры безопасного поведения.

Именно поэтому на сегодняшний день нашим учреждением разработан для реализации в образовательном пространстве Центрального округа проект организации и проведения окружного этапа данной профильной смены, который позволит создать единую культурную среду безопасного поведения округа, создать условия для приобщения обучающихся школ к принципам Всероссийского движения «Школа безопасности» через участие в составе команд, через «пробу пера» в роли статистов на соревновательных этапах (возможно и привлечение участников педагогических отрядов ОУ округа).

ЦДО «Алые паруса» также имеет возможность организации и проведения для общеобразовательных учреждений района, округа и города цикла мероприятий по гражданской обороне, пожарной подготовке, в том числе с привлечением в качестве тьюторов обучающихся творческих объединений Центра спортивно-технического профиля Школы безопасности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы