Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Елена Юрьевна Колодина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ «Весна», г. Новосибирск

НАМ – 20 ЛЕТ!

История создания Детской школы искусств «Весна» началась в 1987 году. Тогда в средней общеобразовательной школе № 79 появился хоровой коллектив «Родничок». Тогда были необычайно популярны смотры художественной самодеятельности, в которых принимали участие образовательные учреждения города. Будучи хормейстером детской хоровой студии «Товарищ» Межсоюзного Дворца культуры «Строитель», Ольге Кирилловне Грузинцевой (первому директору ДШИ «Весна») было предложено создать в средней общеобразовательной школе № 79 хоровой коллектив.

Благодаря всяческому содействию педагогического коллектива школы и ее руководства в лице директора Эдуарда Александровича Быкова коллектив с успехом выступал и попал в лидеры в очередном смотре художественной самодеятельности Центрального района. Всё это привело к идее открытия постоянно действующего музыкально-эстетического центра (МЭЦ) на базе средней школы № 79.

Конечно, сначала были трудности. С одной стороны, остро ощущалась нехватка площадей, с другой – не было свободных ставок для педагогов дополнительного образования. Вместе с директором Е.Н. Качаевой было найдено решение – ставки дал Дом пионеров и школьников «Центральный» (директор Любовь Ивановна Мандыч). Одновременно с этим появились талантливые и увлеченные педагоги: хореограф Наталья Михайловна Веселова, хормейстер Марина Ивановна Позднякова, концертмейстер Софья Илялова. Начался сложный, но творческий и увлекательный период становления Музыкально-эстетического центра.

Огромную роль в этом сыграла исполняющая обязанности директора Лидия Акимовна Белоусова. Она понимала важность начатого дела, могла создать нужную атмосферу в коллективе учителей и, зачастую, силой своего характера создавала благоприятные условия для организации учебного процесса МЭЦ «Весна». Так был выделен кабинет на третьем этаже школы для хореографии и музыкального театра.

Занятия стали настолько интересными, яркими и увлекательными, что желающих заниматься творчеством становилось все больше. График занятий был предельно плотным – с восьми утра до позднего вечера. Ощущалась острая нехватка кабинетов, средств на пошив новых костюмов, да и денег на новые ставки педагогов тоже.

Первоначально в МЭЦ действовало только 2 направления: хоровое и хореографическое. В течение следующих 6 лет были открыты театральная и фольклорная студии, студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эти коллективы, несмотря на свою молодость, неоднократно становились лауреатами фестивалей и конкурсов районного, городского, регионального и даже международного уровня. Во многих изданиях на уровне района и города и был обобщён опыт работы нашего учреждения, а также создан фильм о деятельности МЭЦ, его обучающихся и педагогах.

Первый документ об образовании МЭЦ «Весна» относится к 1993 году. Музыкально-эстетический центр «Весна» был создан в соответствии с постановлением мэра города Новосибирска «Об открытии музыкально-эстетического центра «Весна» при средней школе №79» от 12.04.93 № 344. Большую поддержку в этом оказала Тамара Георгиевна Пыклик, начальник отдела образовании администрации Центрального района г. Новосибирска.

В процессе работы, накопления опыта расширялась и география наших связей. Вместе с группой педагогов и руководителей учреждений образования г. Новосибирска в 1994 г. состоялась поездка в г. Мурманск, где на конференции было представлено несколько моделей действующих музыкально-эстетических центров. Итогом этой поездки и стало преобразование МЭЦ «Весна» в художественно-эстетическую школу. В 1996 году Музыкально-эстетический центр «Весна» получает статус Школы искусств и происходит переименование учреждения в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей художественно-эстетическую школу искусств «Весна».

Особые слова благодарности хочется сказать тем руководителям, которые тогда оказывали нам всяческую поддержку: начальнику управления образования мэрии города Новосибирска Владимиру Викторовичу Иванову и начальнику отдела функционирования образовательных учреждений, управления образования мэрии Людмиле Александровне Черкашиной.

Нами была разработана и осуществлялась комплексно-целевая социальная программа, обеспечивающая подведение научных основ под управленческую деятельность администрации школы и педагогического коллектива. В основу программы развития художественно-эстетической школы была положена психолого-педагогическая поддержка развития личности ребёнка. В соответствии с этим в ХЭШИ «Весна» на первый план вышла задача формирования мотивации личности ребёнка к обучению при помощи художественных средств.

За 4 года существования «Весны» в статусе школы искусств открылись новые направления: на музыкальном отделении – направление оркестровых инструментов; на отделении ДПИ – художественная обработка материала и фитодизайн; на театральном отделении – музыкальный театр; а также были открыты новые отделения – общеэстетическое и фортепианное.

В 1997-1998 годах ХЭШИ «Весна» включилась в эксперимент Министерства образования РФ по апробированию технологии аттестации учреждений дополнительного образования детей. Цель эксперимента – установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения; соответствие кадров образовательного учреждения установленному уровню квалификации; соответствие условий деятельности образовательного учреждения целям и задачам образовательного процесса.

Подготовка этих документов ХЭШИ «Весна» для процедуры аккредитации осуществлялась под руководством научного руководителя школы, заведующей кафедрой управления НИПКиПРО, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Людмилы Алексеевны Каменщиковой. Аттестационной комиссией было отмечено высокое качество деятельности ХЭШИ «Весна» и наше учреждение, одно из первых в России, получило статус учреждения высшей категории.

Столь высокий статус требовал придавать большое значение повышению квалификации педагогов, постоянному совершенствованию их знаний, объективному и направленному поощрению за неординарную, творческую работу. Так, ежегодно педагоги обучались на курсах повышения квалификации. В 1999 году приказом РОО №123 от 21.04.99 г мастерской декоративно-прикладного искусства ХЭШИ «Весна» (педагоги Г.В. Букина и Н.Н. Карпова) был присвоен статус творческой лаборатории и педагоги отделений увлеченно и с большим энтузиазмом работали над личными авторскими программами. В 1999 году Г.В. Букина заняла 3 место в областном конкурсе профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». По решению Совета директоров дополнительного образования г. Новосибирска в школе искусств «Весна» работали стажерские площадки для начинающих хормейстеров и молодых педагогов по декоративно-прикладному искусству.

В дальнейшем школу ждали многочисленные успехи и победы на фестивалях и конкурсах различных уровней. ХЭШИ «Весна» трижды становилась победителем в престижном конкурсе «Школа года» (1999, 2000 и 2001гг.). Всё это требовало больших усилий по созданию и развитию материальной базы школы искусств. Благодаря нашим добровольным помощникам в лице родителей мы смогли обеспечить музыкальными инструментами духовой оркестр, постоянно пополнялся библиотечный фонд школы, росла база наглядно-методических пособий, обновлялась костюмерная.

В 1999-2000 году школа искусств «Весна» увеличила свои учебные площади, получив помещение на базе детского сада в центре города, где в сжатые сроки были подготовлены хореографический кабинет, кабинет ДПИ, музыкально-теоретический и хоровой классы. Новые площади позволили ХЭШИ «Весна» расширить сферу деятельности и работать с учащимися не только школы №79, но и с детьми школ № 29 и № 154.

Учреждение находилось в постоянном поиске различных форм взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Центрального района, новых форм организации учебного процесса. Всё это стало возможным благодаря творчеству, большой работоспособности и стабильности педагогического коллектива, а так же организованной, слаженной и высокопрофессиональной работы административно-управленческого персонала школы.

В настоящее время в учреждении реализуется 85 образовательных программ, из них 13 авторских. Ориентация на предпрофессиональный уровень освоения образовательных программ позволяет выпускникам ДШИ «Весна» поступать в различные средние и высшие учебные заведения города: Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова, Новосибирский областной колледж культуры и искусств, Новосибирский государственный хореографический колледж, Новосибирское государственное художественное училище, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный театральный институт.

В арсенале школы имеются большое количество наград различных уровней, среди них – Малые и Большие золотые медали Сибирской ярмарки, дипломы лауреатов и дипломантов международного, всероссийского, регионального, областного, городского фестивалей, конкурсов и выставок.

В учреждении успешно реализуется система предпрофильной подготовки обучающихся среднего и старшего школьного возраста, разработаны многоуровневые образовательные программы, система работы с одаренными детьми и комплекс здоровьесберегающих технологий. В 2011 году авторский коллектив педагогов ДШИ «Весна» был награжден дипломом лауреата городского конкурса проектов «Новая школа Новосибирска» в номинации «Обеспечение условий для развития здоровья детей». В 2013 году ДШИ «Весна» награждается дипломом лауреата Главного управления образования мэрии г. Новосибирска за участие в городском конкурсе проектов «Образование. Город. Инновации», посвященного 120-летию города Новосибирска в номинации «Воспитание талантов – воспитание лидеров Новосибирска: образовательные технологии в работе с одаренными детьми».

Учреждение награждено специальным призом мэра города Новосибирска В.Ф. Городецкого за предоставление детских творческих работ высокого профессионального уровня в рамках Международного художественного конкурса для детей и юношества « Космос и Я» (2011 г.).

В настоящем 2013 году деятельность учреждения отмечена Большой золотой медалью конкурса «Золотая медаль ITE Сибирская ярмарка» Образовательной выставки «УЧСИБ-2013» в номинации «Так зажигают звезды» (педагогический проект «Познавая красоту – учимся творить», педагоги Л. С. Карпов, Н. Н. Карпова).

В учреждении успешно реализуется концепция воспитательной работы, которая отмечена дипломом лауреата областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (авторы Л.И. Ефремова, О.В. Жукова).

Результатом серьезной работы по научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и использованию новых информационных технологий является участие в IV Региональном конкурсе методических материалов «Секрет успеха». Так, в 2013 году наше учреждение было награждено дипломом лауреата конкурса за учебно-методическое пособие с иллюстрациями, аудио- и видеоприложениями в двух частях (авторы В.В. Колодин – методист ДШИ «Весна», Е.Ю. Колодина – заместитель директора по учебно-воспитательной работе) в номинации «Медиабанк педагогического творчества: опыт, поиск, находки».

Детская школа искусств «Весна» прошла этап увеличения количества обучающихся, процесс внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс и модернизации электронно-информационных и мультимедийных ресурсов. Учреждение работает в режиме постоянного совершенствования программно-методического обеспечения учебно-воспитательной деятельности, что, несомненно, направленно на повышение качества образовательных услуг и выполнения социального заказа государства и социума. Все эти глобальные перемены меняют нашу систему дополнительного образования детей и делают её более современной, актуальной для детей и подростков в контексте развития современного общества. Мы будем очень рады, если наши выпускники будут успешными и счастливыми людьми, высоко востребованными профессионалами в современном социуме.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы