Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ведущая рубрики
Все статьи автора(9) Татьяна Игоревна Колышкина,

заместитель директора по научно-методической работе

Дома детского творчества имени В. Дубинина г. Новосибирска

Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой

В этом году образцовый коллектив – ансамбль классического танца «Пленительные ритмы» Дома детского творчества им. В. Дубинина отмечает свое 20-летие. Ансамбль является одним из ведущих коллективов такого профиля в городе и области, имеет самые высокие награды на Всероссийских и Международных фестивалях. Его педагоги – организаторы регионального конкурса классического танца «Дебют» и конкурса молодых балетмейстеров. И сегодня мы беседуем с основателем и руководителем ансамбля, педагогом высшей квалификационной категории, Почетным работником общего образования Светланой Ивановной Широковой. Светлана Ивановна – не только руководитель ведущего хореографического коллектива города, но и организатор регионального конкурса классического танца «Дебют» и городского конкурса молодых балетмейстеров.

– Светлана Ивановна, расскажите об истории создания коллектива «Пленительные ритмы».

– Хореографический коллектив был одним из первых коллективов нашего Дома творчества. Первый танцевальный кружок появился сразу же, в 1945 году. Коллектив был очень сильный, ребята выступали на Международных фестивалях. Но за эти долгие годы сменилось довольно много педагогов, были периоды расцвета и более спокойные промежутки. Когда я пришла в Дом творчества в 1993 году, танцевальный кружок остался без руководителя. Передо мной стояла очень сложная задача – собрать детский коллектив, подготовить ансамбль, и, что самое главное, создать репертуар. Потому что уже через два года Дом творчества праздновал 50-летие. Нужно было готовиться к юбилейному концерту.

Первые годы становления ансамбля – это были годы поиска. Мы даже не имели названия, определялись, что станет основным направлением. Исполняли разные танцы, и классического направления, и детские, и эстрадные танцы. У нас было много совместных постановок с вокально-хоровой студией «Радость», с театральной студией «Сказка». Первая громкая победа – это как раз победа совместной постановки музыкального спектакля «Щелкунчик».

Ну а когда мы отметили пятилетие своего коллектива, к нам пришла новый педагог – Наталья Евгеньевна Кожевникова, которая стала нашим главным балетмейстером-постановщиком. Именно в это время мы окончательно определились с направлением «классический танец». Благодаря Наталье Евгеньевне у нас появляются авторские постановки, и в это же время появляется наше название – «Пленительные ритмы».

В 1998 году ансамбль вступил в Новосибирскую хореографическую ассоциацию, мы стали выходить уже на городские и областные площадки, занимать первые места на конкурсах. И в 2003 году ансамбль получил высокое звание «Образцовый».

– Ваши воспитанницы выступают на самых разных сценических площадках нашего города и других городов. Как Вы этого добиваетесь? В чем залог успеха хореографического коллектива?

– Наверное, самое главное – наш крепкий сплоченный коллектив. Мы всегда проводили много праздников для детей, интересных мероприятий. Все это позволило создать крепкую команду друзей, единомышленников, детей и взрослых. Многие девочки приходят к нам в первом классе и продолжают заниматься все школьные годы.

Большую роль играет, безусловно, репертуар. Мы стараемся отбирать хорошую, оригинальную, но не очень популярную музыку. Все постановки мы обязательно адаптируем для детей соответствующего возраста. Танцевальный номер создаем полностью: от первоначального замысла до его воплощения на сцене, включая и подбор музыки, и постановку, и костюмы. Все костюмы придумываем сами, и сами с родителями и старшими девочками шьем.

Отдельно работаем с солистами, этим занимаются не все коллективы, а мы уделяем этому много времени.

Очень важен психологический настрой. Я всегда говорю себе и своим девочкам – «Нет победы без борьбы!». Мы не боимся серьезных соперников, мы всегда стараемся быть лучше! И победа куется не только на конкурсе, она создается каждый день в танцевальном классе. Главная победа – это победа над собой! Мы настраиваем своих девочек, что они должны работать над собой, не бояться трудностей и всегда помогать друг другу.

А еще мы не боимся и ставим детей на пуанты. Обязательно включаем в учебный процесс пальцевую технику. Этого не делают даже некоторые школы искусств. И то, что наши девочки владеют пальцевой техникой, дает им преимущество на многих сценических площадках.

Очень большое значение играют совместные выезды на конкурсы и фестивали. Мы были и в Санкт-Петербурге, и в Одессе, в Киеве и Геленджике, в Казани и Перми, в Омске и Красноярске, наш ансамбль приглашали в полном составе на творческую смену во Всероссийский детский центр «Океан».

Многие считают, что танцевать нужно ногами, а мы танцуем «сердцем». Это отмечает и жюри высоких конкурсов, и наши коллеги. Для нас очень важно, чтобы ребенок чувствовал танец, проживал его эмоционально, музыкально. Наши девочки танцуют «сердцем»!

– Известно, что Ваши выпускники даже после того, как закончили обучение в коллективе, продолжают ходить на занятия и репетиции, выступают вместе с более юными танцовщицами. Почему девочки остаются? Что дают им занятия в Вашем коллективе для обычной жизни?

– Все наши выпускники очень преданы своему коллективу. Они с удовольствием приходят к нам и пообщаться, и потанцевать, они выступают с нами на больших мероприятиях и ответственных выступлениях. Они танцуют на наших отчетных концертах. Это первое. Ну а еще наши девочки – очень большие друзья. Они были вместе все школьные годы и часто приходят к нам, чтобы встретится друг с другом, чтобы потанцевать вместе.

Все-таки для наших воспитанниц Дом творчества и наш коллектив становится вторым домом. И мы ждем их всегда, как дома! Недаром девиз нашего учреждения – «Дом, где тебя любят и ждут». Наши девочки растут, выходят замуж, рожают детей, и все равно приходят сами, и мы очень рады, когда они еще и приводят своих детей.

– Расскажите о своих выпускниках, которые выбрали хореографию своей профессией.

– Самая известная моя ученица – это, конечно, Анна Жарова, солистка балета нашего оперного театра. Аня, правда, занималась у меня еще не в Доме творчества, а в Доме культуры «Металлург», из этого же коллектива вышла и моя коллега, о которой я уже говорила – Наталья Евгеньевна Кожевникова, один из самых талантливых балетмейстеров нашего города.

Здесь в Доме творчества у меня занималось много талантливых девочек, но часто родители против продолжения хореографической карьеры, они считают, что профессия артиста балета или педагога по хореографии – малоперспективная и малооплачиваемая. Поэтому не так много выпускников продолжают свой профессиональный хореографический путь.

Из выпускников ансамбля закончила колледж культуры и искусства Чернякова Алина, сейчас она танцует в Театре музыкальной комедии, в настоящее время учится в колледже Никитина Рита. И я очень рада, что сейчас вместе с нами работает еще один молодой педагог – Юля Долговых, которая тоже выпускница нашего ансамбля, она учится в Новосибирском педагогическом университете, продолжает выступать и работает с младшими воспитанниками ансамбля.

– Светлана Ивановна, Вы сама – выпускница Дома пионеров. Какую роль это сыграло в Вашей жизни? Помогает ли это Вам в Вашей работе с ансамблем?

– Да, я занималась в танцевальном кружке Дома пионеров с 1967 по 1977 год, все время обучения в школе. И получилось, что мое детское увлечение танцем стало основой моей профессии. Я поступила в Новосибирское культпросветучилище (ныне Новосибирский колледж культуры и искусства). Но еще особенную роль сыграло то, что я не просто была участницей ансамбля, я была старостой, было раньше такое поручение, и это сформировало мои организаторские способности. Приходилось в школьные годы быть и организатором массовых мероприятий, и даже проводить репетиции.

Так получилось, что я не стала балетмейстером, хотя в студенческие годы ставила танцы и участвовала в конкурсах. Но я считаю, что каждый должен заниматься тем, что он умеет лучше других. У нас прекрасный балетмейстер – Наталья Евгеньевна, а я – художественный руководитель ансамбля. Думаю, что мои занятия в Доме пионеров помогли мне создать такой дружный коллектив, помогают руководить им и воспитывать в девочках любовь к прекрасному.

– И традиционный вопрос – Ваши творческие планы? 20 лет – немалый срок, уже выросло не одно поколение воспитанников, завоевано множество званий и призов самого высокого уровня, что впереди?

– 20 лет, действительно, с одной стороны, большой срок, но для тех, кто сегодня только начинает танцевать, прошлые победы играют меньшую роль. Хочется, чтобы наш ансамбль классического танца «Пленительные ритмы» по-прежнему поддерживал свой высокий уровень, чтобы юные танцовщицы с честью выступали на любых сценических площадках. Для нас была очень значима победа на областном конкурсе «Терпсихора», в 2011 году мы выиграли Гран-при. Уровень наших областных конкурсов очень высок, часто выше, чем всероссийских, поэтому победа на них особенно почетна. И мы хотим, чтобы такие победы стали традиционными, выросло наше новое поколение, и вновь девочки стали лучшими.

Давняя мечта всего нашего коллектива – это новое здание Дома творчества. К сожалению, у нас нет своей сцены, а если бы у нас была своя сценическая площадка, это, безусловно, облегчило бы репетиционный процесс, и дало детям больше возможностей.

Надо верить в успех, и он непременно придет, и нужно не только верить, но и бороться за него!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 147)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Взгляд в будущее системы дополнительного образования
2. Опыт экологического воспитания в объединении «Экология Земли» ДДТ им. В. Дубинина
3. Экологическое воспитание в Кировском районе. Реализация социально значимого проекта «Миссия выполнима!»
4. Знать. Беречь. Множить
5. Особенности организации воспитательного пространства в районе с учетом ключевых направлений развития дополнительного образования
6. Новые тенденции и перспективы развития предметов музыкально-теоретического цикла
7. Формирование интереса к обучению музыке у детей среднего и старшего школьного возраста в классе специального фортепиано
8. Певческое дыхание и некоторые приемы его развития в работе с детьми младшего школьного возраста
9. Средовой подход как основа реализации задач личностного образования современного ребенка
10. Профильные смены как эффективный способ формирования среды безопасной жизнедеятельности округа
11. НАМ – 20 ЛЕТ!
12. Юбилейное интервью с руководителем образцового ансамбля классического танца «Пленительные ритмы» Светланой Ивановной Широковой
13. Мои «Верные друзья»
14. И в декабре у нас цветут цветы