Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Эльвира Владимировна Бочкарева,
учитель математики первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С()ОШ №37 I,II вида г.Новосибирска

Лариса Анатольевна Гришина,
учитель физики первой квалификационной категории МКС(К)ОУ С()ОШ №37 I,II вида г.Новосибирска

Вопросы экологии на уроках физики и математики

Человек связан с природой тысячью

неразрывных нитей, он сын её.

И.С. Тургенев

Мы живем в XXI веке, названном мировым сообществом «Веком окружающей среды». Это говорит о том, насколько важны вопросы экологии, защиты окружающей среды в настоящее время. В XX веке, которое было названо «Столетием экономики», вопросы защиты окружающей среды ещё не стояли так остро, или, точнее сказать, человек не задумывался о том, какой вред он наносит окружающей среде в результате своей деятельности. Общество потребления, которым мы являемся в настоящее время, заинтересовано в быстром прогрессе науки и техники, чтобы удовлетворить своё комфортное существование здесь и сейчас. Но, в тоже самое время, этот прогресс ухудшает условия жизни человека на Земле. По мнению многих ученых, постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Приметы этой катастрофы настолько очевидны, что даже обычный человек может ощутить её приближение, и не в глобальном масштабе, а в пределах района, где он живет. Так, в Новосибирской области существуют проблемы:

– загрязнения атмосферы;

– сильного загрязнения источников пресной воды;

– загрязнения почв города;

– радиационной обстановки;

– загрязнения электромагнитными воздействиями;

– связанные с шумом и т.п.

Немецкий гуманист И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых знаний, их несоответствие реальной ситуации, которая порождает несостоятельность предусмотреть все, и в том числе негативные следствия вмешательства человека в естественные процессы, а не злая воля, является главной причиной экологического кризиса.

Вопросы экологического воспитания стоят сейчас очень остро. Конечно, первоначально, воспитанием экологического чувства занимаются родители, но в дальнейшем значение школы в этом вопросе возрастает. Задача формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, может быть решена только содружеством семьи и школы.

Важную роль в школе в вопросах экологического воспитания играют естественно-научные предметы. Так, в процессе обучения физике ученики, кроме понимания физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, должны понимать и их влияние на окружающую среду; осознать возможные причины техногенных и экологических катастроф; осознать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.

Большое значение в нашей школе имеет экологическое воспитание не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В 2010/11 учебном году неделя «Математики и физики» была посвящена 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС и аварии на АЭС Фукусимы. На стендах были оформлены выставки с материалами об этих трагедиях. Были проведены викторины, на которых решались математические и физические задачи по теме аварии на Чернобыльской АЭС, в конце недели был показан видеофильм о настоящем города Припять.

В 2012-2013 учебном году неделя естественных наук была посвящена «Охране природы Новосибирска и НСО». Рассматривались экологические проблемы города Новосибирска и Новосибирской области. В классах с 7 по 9 были рассмотрены темы: «Малые реки Новосибирска» и «Кто живет в реках?». В старших классах мероприятия были посвящены теме «Я и экология». Оформлялся стенд, где были отражены экологические проблемы Новосибирска и Бердска, проведены занимательная лаборатория «Физика и химия в живом», викторина «Экология и я: проблемы и прогнозы». На викторине звучали вопросы типа: «Назначение паровоза и электровоза одинаково. Почему электровозы вытеснили паровозы с железных дорог? » Или: «Почему заводские трубы делают как можно более высокими?», «Мы его вдыхаем, от него гибнет всё живое» и т.п.

Ребята выполнили проект «Экология и математика», в котором провели мониторинг, выяснив, что одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы является автомобильный транспорт. В результате проекта была решена основная задача, сколько выделяется вредных веществ по улице Владимировской в час-пик, с 9.00 до 10.00, когда машины идут сплошным потоком в 6 полос. Расстояние было взято 1 км. За один час проехало 412 легковых автомобилей и 34 грузовых.

Выброс угарного газа составил:

Для легковых автомобилей – 20 г/км х 412=8240 г/км

Для грузовых автомобилей – 70 г/км х 34=2380 г/км

Предельно допустимая концентрация СО в воздухе: 20 мг/м3 в рабочей зоне, а в воздухе населенного пункта (среднесуточная) и того меньше 1 мг/м3.

Выброс углеводородов  составил:

Для легковых автомобилей – 2,5 г/км х 412=1030  г/км

Для грузовых автомобилей – 14 г/км х 34= 476 г/км

Предельно допустимая концентрация углеводородов 10 мг/м3 в рабочей зоне, а в воздухе населенного пункта (среднесуточная) и того меньше 0,008 мг/м3.

 

Выброс окислов азота составляет:

Для легковых автомобилей – 2,7 г/км х 412=1112,4  г/км

Для грузовых автомобилей – 8 г/км х 34 = 272  г/км

Предельно допустимая концентрация окислов азота 5мг/м3 в рабочей зоне, а в воздухе населенного пункта (среднесуточная) и того меньше 0,085 мг/м3.

Ребята сделали вывод о том, что на улице Владимировской в час-пик концентрация вредных веществ в воздухе гораздо выше допустимой нормы.

Природные ресурсы являются трудновосполнимыми, а порой и вовсе исчерпаемыми. Воздух, вода и земля становятся отравой для живых организмов.

Проникновение различных вредных веществ повышенной концентрации через органы дыхания и пищеварения в наши дни привело к существенному изменению состояния организма. Подавляется белок, который оказывает влияние на развитие мозга, а также познавательных способностей, у многих детей наблюдаются поведенческие отклонения, боли в животе, головные боли, анемия, агрессивность, сниженный аппетит, дефицит внимания, ухудшение слуха, замедленный рост, нарушения в работе почек, ухудшение памяти и способности сосредоточиться.

Также ребятами были предложены и другие экологические задачи, которые заставляют задуматься о будущем нашей Родины.

Существующие и будущие системы мониторинга могут дать представление о текущем состоянии природной среды. Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы – это главное, что должны понять дети. Поэтому очень важно привлекать внимание школьников к проблемам окружающей среды, уметь анализировать количественные и качественные задачи.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела