Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Вероника Игоревна Вандакурова,
учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи МКС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида г. Новосибирска

Экологическое образование на индивидуальном занятии по развитию слухового восприятия и воспроизведению устной речи с неслышащими учащимися

Воздействие человеческого общества на окружающую среду, сохранение природных ресурсов Земли – актуальная проблема современности, которая приняла огромные масштабы. Последние десятилетия, на которые приходится развитие научно-технической революции, принесли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять последствиям человеческой деятельности.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть эстетического и нравственного воспитания человека. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения одной из главных задач современной школы.

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Экологическое воспитание включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Достижение цели экологического воспитания возможно при решении следующих задач:

– образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

– воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

– развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии экологических представлений важную роль играет курс природоведения и окружающего мира (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова). Цель курса природоведения: дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями по охране природы в данной местности (крае, республике). Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения, помогает воспитывать у детей стремление охранять и приумножать природные богатства. Цель курса – ознакомление с окружающим миром: формировать у детей целостное представление об окружающем мире, что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку к их самостоятельной жизни в обществе.

Содержание уроков природоведения и ознакомление с окружающим миром используется для патриотического воспитания, которое включает и воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю. Коррекционная направленность предметов связана с реализацией ряда условий:

1. Индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы.

2. Насыщение учебного процесса активными формами деятельности (как речевой, так и наглядно-практической).

3. Формирование речевого поведения.

4. Работа над речью в связи с формированием природоведческих знаний, умений и др.

Ограниченное, а подчас и искаженное представление детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет необходимость построения курсов таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих школьников происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. На уроках особое внимание уделяется развитию речи мыслительной деятельности школьников. Работа в этом направлении предусматривает накопление соответствующего словаря, включающего термины, характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, а также реализацию общих требований к восприятию глухими учащимися обращенной к ним речи (только на слух) и оформлению высказываний.

В коррекционно-образовательном процессе обучения происходит ежедневная взаимосвязь общих и коррекционных уроков. Если рассматривать задачи учителя начальных классов в рамках экологического воспитания – то это формирование системы научных экологических знаний, доступных школьнику, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, воспитание восприятие себя как части природы, формирование навыков рационального природопользования и желания охранять и беречь природу, тогда задача учителя-дефектолога – активно поддержать в этом, решая еще и коррекционные задачи, а именно – развивать слуховое восприятие и формировать звукопроизношение, обогащать словарный запас, преодолеть речевой аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание, а также внимание, память, мышление. Получается, что занятия учителя-предметника и учителя-дефектолога не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно. Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес учащихся к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

На индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в рамках программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида осуществляется прохождение тем, связанных с экологическим воспитанием (например, в III классе изучаются сезонные изменения в природе данной местности при прохождении трех тем: «Летние и осенние явления в природе», «Зимние явления в природе», «Весенние явления в природе»). В основном это происходит в первой части занятия «Развитие речевого слуха» на материале текста. На слух воспринимается разговорная речь, организующая урок, а также речевой материал конкретной темы. Таким образом, на каждом уроке происходит развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи. Кроме того, осуществляется контроль над произношением учащихся и исправлением допущенных ошибок в речи.

Хочу предложить вашему вниманию конспект фрагмента индивидуального (коррекционного) занятия в III классе, которое способствуют повышению экологической культуры и помогают воспитывать личность, любящую и сохраняющую родную природу. Данную тему занятия ребята проходили в классе с учителем на уроке ознакомление с окружающим миром. Представленный фрагмент занятия проводится с целью закрепления полученного ранее учебного материала.

Фрагмент индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе I вида

Тема: «Осень».

Текст «Помоги природе осенью».

Цели занятия:

1. Формирование произношения понятного окружающим:

а) как надежного способа коммуникации;

б) как основы овладения языком;

в) как основы речевого общения.

2. Формирование навыков восприятия речи на слух, которые являются прочной основой слухо-зрительной базы становления речи глухих учащихся.

Задачи занятия по РСВ:

1. Учить воспринимать на слух речевой материал, предлагаемый в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Формировать навыки восприятия речи на слух, которые являются прочной основой слухо-зрительной базы становления речи.

3. Реализовывать резервы тонального и речевого слуха, которыми располагает ребенок.

4. Учить воспринимать на слух образец речи учителя и подражать ему.

5. Учить контролировать собственное произношение.

6. Активизировать в речи детей названия деревьев, обогатить пассивный словарь, закреплять навык образования относительных прилагательных, развивать речевое связное высказывание.

5. Восприятие на слух текста объемом 6 предложений. Восприятие на слух обиходно-разговорной и учебной лексики на рабочем и прогнозируемом расстоянии с использованием СА.

6. Выработка и закрепление навыков самоконтроля произношения звуков [з],[c].

Оборудование: таблички с текстом, картинки деревьев и листьев, карточки.

Виды работ с текстом: восприятие текста на слух и с/з.

Ход занятия

– Я буду читать текст. А ты внимательно слушать. Что ты будешь делать?

– Я буду слушать текст.

Предъявляю текст на слух 2 раза. Затем слухо-зрительно, если ученик затрудняется в восприятии. Если после этого ученик не понял, предъявляю карточку с текстом.

Помоги природе осенью

Наступила осень. Ребята убирают двор. Они собирают листву в кучу. Листья закапывают в землю. Сжигать нельзя! Это вредно для воздуха.

– Что ты услышал?

– … ученик говорит, что услышал.

– О чем текст?

– Об осени. О ребятах.

– Что делают ребята?

– Ребята убирают листья.

– Что они делают с листьями?

– Листья закапывают в землю.

– Почему не сжигают листья?

– Сжигать нельзя! Это вредно для воздуха.

– Хорошо. А какие деревья ты знаешь?

– Береза, тополь, сирень, клен.

– Верно. Посмотри на картинки. (Предъявляю изображения деревьев).

– Послушай названия деревьев и покажи картинку. Что ты будешь делать?

– Я буду слушать и показывать картинку.

Предъявляю на слух 2 раза названия деревьев. Затем слухо-зрительно. После табличку с названием дерева.

– Молодец! Сейчас будем играть. Что будем делать?

– Будем играть.

– Игра называется «Где чей листик?». Прочитай. (Даю карточку с названием игры, ученик читает).

– Посмотри, какие листья.

Предъявляю картинки листьев. Спрашиваю ученика, от какого дерева листок на слух 2 раза, затем слухо-зрительно. После табличку с названием листочка.

– Говори хорошо звуки [з], [с]. Старайся.

– Береза – березовый. Сирень – сиреневый. Тополь – тополиный. Клен – кленовый.

Разложение слова березовый по аналитико-синтетическому методу.

– Можно сжигать листья?

– Нет.

– Почему?

– Это вредно для воздуха.

– Отлично! Тебе понравилось?

– Да!

– Что ты делал?

– Я слушал и говорил. Я играл. Я отвечал на вопросы.

– Попрощайся.

– До свидания.

– До завтра.

 

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-пресс, 2006.

2. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). -Изд. «Просвещение», 2003.

3. Лихачев Б.Т. Экология личности. // Педагогика. 2003. №2.

4. Отношение школьников к природе. / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М., 1998.

5. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. – М., 2001.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела