Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Евгения Владимировна Гусельникова,
учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 130 Советского района города Новосибирска

Все статьи автора(2) Елена Викторовна Ходакова,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Лицей №130 Советского района города Новосибирска

Коммуникационные и информационные сервисы среды NetSchool как инструменты формирования информационной компетентности учащихся

В настоящий момент Российское образование переживает реформирование. Обновляются Федеральные государственные образовательные стандарты. Требования к результатам освоения основных образовательных программ содержат описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения. Одной из ключевых компетентностей является информационная.

В глоссарии стандартов содержится следующее определение: компетентность информационная – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Компетентность – это мера освоения компетенции. Компетенция – то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.

Степень сформированности информационной компетентности можно определить по следующим показателям:

– знание методов обработки информации и основных программных продуктов, используемых при изучении предметов;

– умение работать с информационными объектами, организовать и спланировать собственную информационную деятельность, применять средства информационных технологий в учебной и повседневной жизни, при выполнении индивидуального и коллективного проектов;

– проявление интереса к овладению информационными технологиями, ценностное отношение к информации, наличие потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения предметов с применением средств информационных технологий, самооценка значимости использования средств информационных технологий при обучении.

Наличие умений организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат, определить способы действий и деятельности для решения конкретных учебно-познавательных задач в новых условиях, а также применить средства информационных технологий в повседневной жизни или же при выполнении учебных проектов индивидуально или группе будет свидетельствовать о сформированности информационной компетентности.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Так, метапредметные результаты обучающихся должны отражать: активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в том числе сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационно избирательности, этики и этикета, т.е. формирование информационной компетентности учащихся.

Актуальная информационная компетентность может быть сформирована при условии, что в образовательном учреждении организована информационно-образовательная среда, обеспечивающая возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме различные виды деятельности:

– планирование образовательного процесса;

– размещение и сохранение материалов образовательного процесса;

– фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет.

В МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» в 2011 году запущен проект по формированию единой информационной среды лицея на основе информационной системы NetSchool (ИС NetSchool). С 1 сентября 2012 года в лицее 130 информационная система NetSchool начала работать в полном режиме: введено расписание уроков, создано поурочное планирование по всем предметам, ведутся электронные классные журналы, организован электронный документооборот.

Для всех участников учебно-воспитательного процесса лицея доступны сетевые коммуникационные сервисы: почта и форум, наряду с доской объявлений, позволяют пользователям общаться между собой внутри информационной системы NetSchool.

В 2013 году встроенная почтовая система NetSchool была использована учащимися 4 класса при реализации авторского учебного проекта «Задачник». На уроке обобщения знаний по теме «Решение задач на движение» четвероклассники высказали определенные затруднения при решении задач разных типов. В ходе совместного обсуждения для разрешения этих затруднений было решено самим составить задачи на движение, решить и оформить их в «Задачник». Каждый ученик составил от 1 до 4 задач и в электронном виде прислал их в ИС NetSchool всем одноклассникам и учителю, кроме того одной ученицей был составлен план работы над проектом со сроками и распределением обязанностей и так же разослан всем участникам. Таким образом, все задачи, составленные детьми, были решены и при необходимости отредактированы в запланированные сроки.

Учащиеся знакомы с почтовым этикетом, могут отправить текстовое сообщение одному пользователю или определенной группе, переслать файлы, т.е. используют сервисы сетевого общения в учебной жизни. Такой способ взаимодействия позволяет каждому ученику организовать работу в удобном ему режиме и обмениваться сообщениями, работами и комментариями.

В середине прошедшего учебного года несколько классов начальной школы лицея № 130 закрывали на карантин по причине массовых простудных заболеваний. Школьников отправили на вынужденные каникулы. Для организации занятий с классами «на карантине» учителя использовали информационную среду NetSchool: размещали электронные материалы с дополнениями и разъяснениями по учебным темам, объяснения по выполнению заданий и решению задач. Через почтовую систему NetSchool вели переписку как с отдельными учениками, так и отправляли задания целым классам «на карантине», получали и проверяли выполненные работы. Вынужденный пропуск посещения школы учащимися не отразился на качественном освоении образовательной программы. Единая среда обмена информацией улучшила взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Информационная компетентность выпускника начальной школы обеспечивает развитие и формирование информационно-коммуникационных компетенций выпускников основной и старшей школы с соблюдением принципа преемственности.

В 8-9 классах часто результатом домашнего задания предмета «Информатика и ИКТ» является текстовый или графический файл, презентация или электронная таблица, программный код. Ученики имеют возможность показать работу не на уроке, а заранее, переслав учителю файл по внутренней почте NetSchool. Учитель принимает работу и выставляет оценку в электронный журнал или же отправляет ученику замечания по его заданию.

Информационные сервисы ИС NetSchool предоставляют пользователям не только возможность доступа, но и возможность создания среды информационных ресурсов. Права доступа к определенным ресурсам, хранящимся в среде информационной системы, определяются категорией пользователя: родители могут узнать, например, успеваемость или пропуски уроков только своего ребёнка, ученик видит свои задания или же личные почтовые сообщения, учитель работает только с журналами своих классов.

Информационный сервис Личный портфолио NetSchool представляет собой инструмент для ведения учащимися электронного портфолио и просмотра персональных портфолио других пользователей (при наличии прав на это). При создании электронное портфолио содержит четыре раздела: Портрет, Достижения, Коллектор и Рабочие материалы. Каждый раздел содержит два подраздела: Ссылки и Документы. Но эта структура может быть легко изменена: добавлены новые разделы или заменены названия уже созданных. В разделы отбираются, готовятся и помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его представление о себе, его лучшие результаты, демонстрируют успехи.

В начальной школе учащиеся ведут портфолио самостоятельно или под руководством учителя или родителей, продумав и разработав его структуру. Очень важной здесь является возможность вести портфолио проектов, так как часто работы учащихся бывают незаслуженно забыты или утеряны самими авторами. Старшеклассники, работая в информационной среде системы NetSchool, самостоятельно накапливают и оценивают свои индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени. Портфолио служит не только средством фиксации достижений учащихся, но и является способом диагностики интересов учащегося, продвижения в различных областях знаний или творческой деятельности.

Работая с портфолио, учащиеся вовлечены в информационную деятельность: собирают различные документы, отбирают необходимые файлы, обрабатывают их с помощью текстовых и графических редакторов, публикуют полученные материалы в информационной среде NetSchool.

Таким образом, мы видим, что в среде информационной системы «NetSchool» формируется информационная компетентность учащихся.

Представленные примеры педагогического взаимодействия в ИС «NetSchool» показывают актуальность использования данной системы так как:

− обеспечивается активное участие в образовательном процессе учителя, учащихся и родителей;

− учащиеся получают возможность научиться культуре работы в сети, совместной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− имеется возможность для создания электронного портфолио собственных достижений и проектов;

− имеется развитая возможность для дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса заболевших детей или детей, находящихся на индивидуальном обучении.

Информационная система «NetSchool» полностью отвечает современным требованиям к образовательному процессу, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Список литературы:

1. Гусельникова Е.В. Формирование информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в инновационном образовании: Сборник материалов I Международной научной конференции. - Новосибирск, 2013.

2. Иванов А.И., Коноплёва О.А. Инициатива – заинтересованность – осознание – сотрудничество (Опыт пятилетней  работы с программой NetSchool) [Электронный ресурс] // Инфо-стратегия. Общество. Государство. Образование. Пятая международная научно-практическая конференция, 2013. URL: http://www.infostrategy.ru/conf2013_ all_theses.php

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего образования. [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357] – М.: Просвещение 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. - : Просвещение, 2013. – 63 с. – (Стандарты второго поколения).

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Глоссарий. [Электронный ресурс] // Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=230

6. Ходакова Е.В. Формирование информационной и социально-коммуникативной компетентностей учащихся в среде информационной системы Netschool // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сборник материалов XXХ Международной заочной научно-практическая конференция. – Новосибирск, 2013.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела