Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Создание условий для развития личности ребенка в процессе работы с информационными источниками

Что же представляет собой современное общество с точки зрения авторов ФГОС? Это государство, которое встало на путь построения развитого гражданского общества; это информационное общество в условиях модернизации. Развитие современного информационного общества, к сожалению, влечет за собой огромный пласт проблем, которые отражаются на современных детях. Уже всем заметны негативные тенденции влияния Интернета на ребенка, всюду обсуждаются пагубные последствия для развития личности молодого человека, проявившиеся в зависимости от гаджетов, игр, Интернета и т.п. В тоже время наше государство принимает важнейший закон для своего дальнейшего развития – Закон об образовании. А во ФГОС большое значение (я бы даже сказала – ключевое) уделяется личностным результатам образования современного ребенка. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Именно в данном документе «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов».

Получается, что в мире, в котором дети приучены окружающей средой воспринимать информацию с помощью различных информационных источников, перед учителем встает архиважная задача: научить работать с информацией ребенка в процессе получения знаний, а также научиться самому использовать информационно-коммуникационные технологии не просто в качестве сопровождения учебного процесса, а в качестве среды, которая помогает решать сформулированные во ФГОС задачи. То есть необходимо огромный поток информации, подчас негативной, с которой ребенок сталкивается в Интернете, направить «в нужное русло», заставить работать на развитие личности, а не на ее разрушение. Как? Разве можно этого добиться на уроке, во внеурочной деятельности?

Попробую представить, как я вижу решение данной задачи на уроках истории и обществознания в школе.

Самое главное – научить ребенка использовать найденную информацию для анализа социальных явлений. Например, при подготовке к изучению новой темы я часто предлагаю ребятам найти в Интернете, либо в СМИ материалы, вызывающие споры в оценке тех или иных исторических событий. Так, начиная изучать тему «Великая Отечественная война», части учащихся 11-классников на различных сайтах поручаю найти разные оценки причин поражения советской армии в первые месяцы войны. Другая группа в различных источниках ищет примеры подвигов советских людей в первые три месяца войны. Результаты поисков чаще всего вызывают недоумение у первых – оказывается, есть множество авторов, которые говорят о пораженческих настроениях армии, о нежелании воевать, о насилии со стороны правительства, которое не позволило советскому народу перейти на сторону врага. Другая часть очень эмоционально приводит аргументы против данной позиции. Почему эмоционально? Потому что в процессе поиска информации ребята находят примеры проявления мужества в первые часы войны, которые были неизвестны, которые не освещались в учебниках. То есть информация получила эмоциональную окраску, были найдены аргументы, определены причины фальсификации исторических фактов. Самое главное – информация стала личностно значима в ходе дискуссии. Далее, работая с подготовленными учителем документами, ребята выясняют субъективные и объективные факторы, свидетельствующие о непонимании масштабов немецкого вторжения в первые дни войны советским командованием (Директива №2), о растерянности советского руководства. В ходе урока мы выходим на вопрос: «А что для вас с позиции сегодняшнего дня кажется важнее – реакция власти или реакция простого человека, сопротивление народа, его самоорганизация?». Таким образом, формируется гражданская позиция.

Очень часто мною на уроках используются не просто презентации, а видеосюжеты. Это, с одной стороны, визуализация материала, подача нового материала, к сожалению, в ставшем привычным для современного ребенка формате. С другой стороны, это позволяет актуализировать знания, вызывает интерес. Главное, чтобы видеосюжет вызывал «интеллектуальную напряженность», либо содержал провокационную информацию. Например, обобщая материал по теме «Раннефеодальное государство при Ярославе Мудром», я включаю «нарезку» из художественного фильма «Ярослав», а затем предлагаю выявить признаки политического лидера данного князя. В ходе обсуждения мы выходим на черты лидера, на влияние его на ход истории, на проблемы современной политической элиты. Очень люблю использовать подборку видеоматериалов ООО «Мир знаний» Лосева С.А.

Изучая в 10 классе тему «Что такое культура?», при характеристике форм культуры просматриваем видеоролики, иллюстрирующие массовую, народную, элитарную культуру, определяем характерные черты каждой формы. Но потом обязательно выходим на проблему социокультурной энтропии. Это позволяет сделать изученный материал значимым для личности, а не просто картинкой. Обсуждая найденные высказывания известных людей о культуре, о негативных тенденциях в духовной жизни современного мира, ребята самостоятельно формулируют проблему, пытаются найти выход из нее, приводят примеры энтропийной культуры, определяют ее опасность. А это очень важно!!! Ведь часто Интернет-пространство является транслятором энтропийной культуры.

Получается, что учитель в современном обществе может и должен научить ребенка не просто работать с информационным источником. Он должен создать условия для формирования ее осмысления, оценки развивающейся личностью. В основу же оценки должны быть положены созидающие начала и принципы. В конечном варианте эта оценка должна стать основой развития ребенка в обществе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела