Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Наталья Владимировна Ломакина,
заведующая библиотекой МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

«Игры разные нужны, игры разные важны!»

Как-то сама собой переделалась строчка известного детского поэта Сергея Михалкова. Сколько же определений этому известному слову «игра» дают словари! От игры как «занятия, служащего для развлечения, отдыха» до «вида непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе». И далее «Советский энциклопедический словарь» уточняет: «В истории человеческого общества [игра] переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».

Известно, что игры бывают ролевые, подвижные, дидактические, развивающие и др. В работе библиотеки игра используется во всём её разнообразии, часто включая ещё и библиотечные формы работы. С появлением информационно-коммуникационных технологий появилась возможность создавать ещё и интерактивные игры самого разного содержания. Интерактивная игра предусматривает многообразие приёмов, чередование вопросов и заданий разной сложности, чтобы каждый участник мог найти ответ. Как и большинство учителей, я начинала с использования презентаций. Это была прекрасная возможность сделать иллюстрации к уроку или мероприятию, объединяя в единую среду графические, аудио и видео материалы, делая их доступными каждому участнику.

Но современные ИКТ развиваются очень быстро. Последние три года я не представляю своих мероприятий без интерактивной доски. Особенно любимыми и мною, и детьми стали интеллектуальные игры. Именно использование программы SMARTnotebook с приложением Resonse сделало игры лёгкими, динамичными, яркими. С одной стороны – дети играют, с другой стороны – их знания того или иного предмета можно проверить, а с третьей… да! Именно появление, или вернее «проявление», ещё и третьей стороны таких игр и побудило написать эту статью.

Итак, по порядку.

В необходимости, полезности игр для детей, в том числе, в процессе обучения, я думаю, убеждать никого не надо. Собраны целые коллекции игровых приёмов, заданий и упражнений, которые используются по всем без исключения предметам. Широко и очень часто игровые приёмы использовались всегда и в библиотечной работе при проведении мероприятий (опять же по всем предметам и темам). В игре всегда есть победители: те, кто сделал или сообразил быстрее, кто ответил правильно, да кому больше повезло, наконец! Игра обостряет и интуицию, и наблюдательность, и внимательность. Острота ума и умение быстро читать – тоже верные помощники! А сколько чувств!

Первыми играми с использованием интерактивной доски были литературные семейные игры – с первоклассниками и их родителями. Было легко и радостно играть, потому что по мановению руки, как по волшебству, на экране оживали сказочные герои, легко и быстро меняя друг друга, звучала музыка.

Уже через год пришло желание добавить в такие игры больше духа соревнования. А, значит, надо было искать возможность оценивать итоги игры КАЖДОГО участника. Так появились в работе пульты для дистанционных ответов Response. А спустя два года, вслед за литературными играми, появились игры социальной направленности.

Первая игра – по правилам дорожного движения. Чего только не было на этой игре! Стихи, загадки, анекдоты, и, конечно, вопросы. Самые разные: по правилам перехода дороги, по дорожным знакам, по правилам поведения в общественном транспорте и в автомобиле. Часто они вызывали смех, помогая ребятам расслабиться. Но всегда за каждым вопросом стояла серьёзная задача: предупредить об ошибках на дорогах, сделать движение детей на улице безопасным. Вместе с гимназистами, завершая игру, пришли к выводу, что повторять эти правила уместно как угодно часто, так как написаны они самой жизнью.

В этом учебном году была создана новая игра. На этот раз по правильному питанию. И снова индивидуальные ответы через пульты дали не просто возможность выявить победителей, но и проанализировать, определить пробелы в знании, как у конкретного ребёнка, так и у класса, у целой параллели.

Таким образом, игра «как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» стала ещё средством, позволяющим планировать некоторые вопросы воспитательной работы на всех уровнях.

Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки позволило ещё более широко содействовать развитию познавательных интересов, любознательности, мотивов познания и творчества учащихся всех ступеней образования. Тесное сотрудничество с заместителем директора по воспитательной работе позволяет библиотекарю, выполняя именно социальный заказ, дополнить традиционное содержание воспитательной работы в библиотеке, а, значит, внести свой вклад в повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса в целом.

 

Литература:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2003. – С. 235.

2. Советский энциклопедический словарь. – 1982. – С. 480.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела