Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(3) Светлана Геннадьевна Сизова,
учитель начальных классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Внутришкольная система повышения ИКТ-компетентности педагогов

Главная задача коррекционной школы – обеспечить максимальную социализацию и конкурентоспособность на рынке труда наших выпускников. Изменилось время, общество и среда, в которой растет ребёнок с ОВЗ. Он приходит в школу и, независимо от состояния здоровья, ему требуется не только статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный, такие, к каким он уже привык дома (телевидение, компьтерные игры, сервисы связи). Иначе – скучно, иначе он успевает воспринять новый материал и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное преподавание, ведь мы и живём быстрее.

В информационном пространстве растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных. Короткие сроки, большие объёмы информации и жесткие требования к знаниям и умениям учащихся – вот современные условия образовательного процесса. В массовых общеобразовательных школах ФГОСы должны решить эту проблему введением концентра и построением индивидуального контента ученика. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Основной поддержкой можно назвать ИК-технологии, которые позволяют успешно осваивать учебную программу и детям-инвалидам.

Кто будет помогать ребёнку стать полноценным членом современного общества? Конечно же, педагог, который работает здесь и сегодня. Профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ-составляющие. В настоящее время наиболее востребованными становятся учителя, владеющие ИКТ, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества.

В педагогической литературе имеется множество подходов к определению понятия «информационная компетентность». Анализ работ (Босова Л.Л., Добудько Т.В., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А, Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) позволяет определить ИКТ-компетентность учителя как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.

Выделяют три основные аспекта ИКТ-компетентности:

– наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

– эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;

– понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

Модель ИКТ-компетентность учителя состоит из двух уровней – уровень подготовленности (уже знаю, могу) и уровень реализованности.

Часто учитель, закончивший курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Процесс непрерывного формирования ИКТ-компетентности имеет поэтапный характер.

Вузовский этап предполагает целенаправленное обучение студентов педвузов в области применения ИКТ, включающее теоретическую и практическую подготовку, педагогическую практику.

Второй этап характеризуется повышением ИКТ-компетентности педагогов школы.

В современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров выступают дистанционные образовательные технологии. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям повышать свой профессиональный уровень. Тьюторское сопровождения учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе позволяет организовать повышение квалификации педагогов таким образом, что центр внимания переносится с изучения конкретных компьютерных приложений на развитие у учителей умения интегрированного использования ИКТ и современных педагогических технологий. Всё чаще предлагаются вебинары, как интерактивные семинары и лекции, дистанционное обучение. Школьные обучающие семинары, охватывающие темы от безопасности работы в сети до знакомства с СПО. Профессиональные конкурсы как внутришкольного, так и более высокого уровня.

На данный момент в нашей школе учителя очень активно (буднично) используют в презентации в PowerPoint и SMART Notebook. Это замечательно, но почему чаще всего именно презентации? Думаю, это ниточка, связывающая с традиционными средствами и приемами обучения. Прежде всего, в рамках традиционной системы обучения, слайд – это плакат, т.е. обычная фронтальная наглядность. Но «плакат» уже не в полной мере отвечает требованиям и возможностям новых технологий.

Наши педагоги вышли на уровень готовности представить свой опыт в использовании МУЛЬТИМЕДИА-технологий: виртуальная экскурсия, виртуальная лаборатория, веб-квест, методики работы с видеофрагментами, использование звуковых редакторов в работе со слабослышащими, совмещение ДО с работой целого класса, надстройка к PowerPoint – «несколько мышек».

В нашей школе прошёл профессиональный конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ». Главной целью поведения конкурса стало повышение ИКТ-компетентности педагогов, а так же выявление, поддержка и поощрение творчески работающих учителей, демонстрации возможностей использования ИКТ на уроках, стимулирования профессионального роста учителя. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе педагогам была предложено тестирование для определения их ИКТ-компетентности. Второй этап – проведение уроков с использованием мультимедийных ресурсов. Оценивались уроки по методике МОРУ, уже апробированной в нашей школе и доказавшей свою объективность и открытость.

На уроке литературы в 10 классе II вида (слабослышащих) учитель представила виртуальную экскурсию по мотивам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. В качестве домашнего задания учащиеся подготовили видео- и фотофильмы. При работе над выразительным чтением учитель использовала работу со звуком. В ходе урока было записано чтение стихотворения одним из учеников. Прослушав запись, он же получил возможность провести самоанализ, затем к обсуждению подключились учащиеся класса.

На уроке развития речи в 6 классе I вида (неслышащие) по теме «Честный поступок» наряду с традиционными приёмами учитель использовала приём создания фильма из серии рисунков учащихся, особое внимание было уделено обучению поиску информации в сети Интернет.

Для внеклассного занятия «На пороге взрослой жизни» в 11 классе I вида педагог создала web-квест. Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием Интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.

Учитель географии поделилась опытом использования интерактивных географических карт. Каждая карта имеет возможность масштабирования, передвижения карты по экрану, включения/выключения слоев с разными типами картографической информации. Кроме того, на карте можно рисовать, писать, исправлять и удалять сделанные надписи и рисунки.

Особое оживление, искренние эмоции и у малышей, и у педагогов вызвало внеклассное занятие «Здоровый образ жизни» в 4 классе II вида, где впервые был представлен приём Mouse Mischief, который позволяет подключить к компьютеру учителя нескольких мышек. Ученики, получив мышку, могут ОДНОВРЕМЕННО отвечать на вопросы, выбирать верное утверждение, рисовать мышкой по экрану монитора. Программой ведется статистика, отмечается первый правильно ответивший. При необходимости можно включить таймер на 1 минуту. Данный приём предназначен для активизации работы учащихся, более эффективного использования учебного времени.

По итогам конкурса победителем стала учитель начальных классов, которая провела урок математики во 2 классе II вида. Урок был построен в форме совместной работы ребёнка, находящегося на индивидуальном обучении (сочетанные заболевания), и детей класса. Мальчик в это время находился в селе Верх-Чик Ордынского района. Ребёнок в дистанционном режиме в течение урока не только получал знания, но и общался с ребятами, сравнивал свои ответы с ответами друзей.

Главными достижениями данного конкурса хотелось бы назвать не только профессиональный рост педагогов, насыщение новыми знаниями и идеями, но и возникновение новых вопросов, связанных уже с МЕДИАОБРАЗОВАНИЕМ. Сейчас учителю предлагаются примеры использования, а почему именно так можно применять, как применение мультимедийных приёмов влияет на ход урока и его результаты, какая технология обучения эффективнее в том или ином случае – это методически неразрешимая для педагога проблема. Ответ ведь кроется в основах медиадидактики. Этот раздел нужен как воздух. И как любая наука, она состоит из теории и практики.

Мы в коррекционной школе «нащупываем» возможные эффективные подходы к использованию мультимедиа ресурсов, ИКТ нового для нас уровня, адаптируем к коррекционному образованию, а, следовательно, участвуем в создании медиадидактики.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела