Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Неудержимо мчащийся вперёд…»

Наш город  доказал, что по темпам роста ему нет равных.

Посмотрите вокруг: тот ли это город, который вы знали лет десять назад?.. Человек, несколько лет не бывавший в Новосибирске, с удивлением будет оглядываться по сторонам, с трудом узнавая знакомые места. Вперед, вперед, вперед — словно кровь стучит в венах.

Действительно, пульс у нашего города всегда был учащенным. Недаром его называли сибирским Чикаго. Чтобы стать городом-миллионером, ему потребовалось всего 70 лет, а Чикаго — 90. Кстати, в Нью-Йорке миллионный житель появился через 250, а в Москве — через 500 лет после основания. По темпам роста численности жителей Новосибирск был одним из ведущих городов в стране. В 1921 году в нем проживало 67 тысяч человек, в 1926-м — 121 тысяча, в 1929-м — 150 тысяч.

Быстрому развитию Новосибирска способствовали и административно-территориальные преобразования. В 1921 году город становится политическим и административным центром Сибири. А в мае 1925-го ВЦИК утвердил постановление об образовании Сибирского края с центром в Новосибирске.

Профессор Коршунов в свое время отмечал, что Новосибирском «за 22 года (1903–1925) были пройдены все стадии, начиная от безуездного города до краевого центра включительно…», и «вряд ли в истории городов России найдутся подобные примеры» безудержного роста города.

Масштабное градостроительство

Чтобы соответствовать статусу столицы Сибири, в Новосибирске в 20-е годы разворачивается монументальное строительство, что составляло одну треть от всего монументального строительства в Сибири. Прежде всего начали строить административные, общественные и торговые объекты, которые до сих пор определяют архитектурный облик Новосибирска. Первенцем стало здание Сибдальгосторга (ныне консерватория имени М. И. Глинки). Затем строительство собственных помещений начали и другие торговые организации: Хлебопродукт, Резинотрест, Нефтесиндикат, Всесоюзный текстильсиндикат, Сибмедтрест. Во второй половине 20-х годов появляются величественные сооружения: здание Госучреждений, получившее название «Сибирское подворье» (ныне Архитектурно-художественная академия), Сибревком (ныне Художественный музей), Дом Ленина, Дворец труда (ныне Академия водного транспорта), Сибкрайсоюз (бывший Дом книги), Доходный дом (бывшая гостиница «Центральная»), Промышленный банк (ныне здание мэрии). Чуть позже возвели здания Государственного банка и крайисполкома (ныне здание администрации Новосибирской области).

Большинство из этих объектов, являющихся сейчас памятниками архитектуры, были построены выдающимся сибирским зодчим Андреем Дмитриевичем Крячковым. По мнению некоторых специалистов, такие здания, как Доходный дом, Промбанк, Сибкрайсоюз, могли бы «быть украшением любого западноевропейского города с вековой историей строительства». Приехавший к нам в 1928 году Луначарский не ожидал увидеть «оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперед, как настоящий сибирский Чикаго». Он увидел «новые здания (а их много), но положительно превосходные…» Позже нарком писал: «Вы идете мимо громадных зданий банков, магазинов с роскошными витринами, залитыми электричеством, вы видите могучие контуры Дворца труда, Дома Ленина, здание исполкома…»

Город-сад

Город рос буквально на глазах. Решено было центральную его часть застраивать многоэтажными каменными домами, чуть дальше от центра допускалось возведение деревянных жилых домов, но с железными крышами. На окраинах — деревянная застройка. Но вначале Новосибирск строился хаотично, была лишь квартальная разметка, сделанная Кузнецовым в конце XIX века. Первый генеральный план города составил в 1925 году инженер Загривко. К сожалению, он не был реализован, хотя многие его положения были впоследствии использованы — например, создание центральной площади Ленина. Правда, в середине площади инженеру виделся сквер, «где может быть поставлен памятник, а в будущем фонтан». Загривко наметил строительство и будущей Вокзальной магистрали, которая получила свое воплощение лишь в середине 60-х годов. В основе плана лежало пересечение городской территории радиально-кольцевой системой магистралей. От центральной площади города как лучи должны были исходить четыре главные дороги города. Весь город разбивался на ряд районов, окруженных полосами зеленых насаждений.

Загривко мечтал, чтобы Новосибирск утопал в зелени: кругом бульвары, скверы, «садики перед домами». Хотя комиссия в целом одобрила план, но на деле он оказался утопическим. Считается, что радиально-кольцевая схема была заимствована инженером из планов «идеальных городов» эпохи Возрождения и дополнена идеями города-сада Э. Говарда (основоположника движения дезурбанистов).

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный мог быть в долине реки Каменки

С 1926 года в России началась индустриализация, и роль Новосибирска несколько изменилась. Он рассматривался как крупнейший опорный пункт. Поэтому градостроительство должно было прежде всего отвечать интересам промышленного и транспортного планирования. Тут уж не до садов. Новый генеральный план города составил профессор Коршунов. В апреле 1928 года копии-схемы плана были вывешены в шести пунктах города для обсуждения их горожанами. Хотя проект Коршунова был утвержден, но некоторые его пункты вызывали резкую критику властей. В частности, Коршунов делал упор на низкую этажность жилых домов. Даже Центральный район должен был иметь всего 40 процентов застройки домами в четыре и 30 процентов — в три этажа. В основном жилые дома предлагалось строить одно- и двухэтажные. «А как же многоэтажные дома-коммуны?» — недоумевали власти города.

Много нареканий и споров вызвала железная дорога, проходящая через центр города. Коршунов предлагал оставить всё как есть. Инженер Юрцовский хотел участок железной дороги, отрезавший город от Оби, перенести в долину реки Каменки и здесь же построить новый железнодорожный вокзал. Как считают специалисты, тогда это было вполне реально сделать: современный большой вокзал еще не был построен, да и многих опорных зданий тогда еще не существовало.

Зампредседателя Крайплана Богуславский вообще предлагал вынести железнодорожные пути за пределы центра города. По мнению же автора генплана Загривко, в этом случае устаревший железнодорожный мост можно было бы заменить на коммунальный. Уже в то время новосибирцы мечтали о коммунальном мосте. В 1931 году горсовет даже заключил соглашение с трестом «Строймост» на составление проекта и сооружение моста, но построить его удалось лишь через 24 года (в 1955 г.).

В квартирах появились ванные комнаты

Большой толчок экономическому развитию Новосибирска дало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Наш город стал местом, где Турксиб соединился с Транссибом (1931 г.). К 1934 году закончилась постройка железнодорожной линии Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий. Возникла необходимость в строительстве нового железнодорожного моста. Выстроен он был в рекордно короткие сроки — менее чем за год. Ему присвоили имя Коммунистического интернационала молодежи, а позже переименовали в Комсомольский.

С 1929 года в Новосибирске развернулось крупное промышленное строительство. Началось оно с сооружения в левобережье завода по производству сельскохозяйственной техники «Сибкомбайн». В 1931-м заложили еще один промышленный гигант — завод горного и шахтного оборудования «Сибмашстрой». Позже он был перепрофилирован в авиационный завод им. Чкалова.

В это время в Новосибирске наблюдался рост жилищного строительства. Особенностью тех лет был поиск нового типа жилой среды. Самыми популярными были идеи обобществленного типа — дома-коммуны или жилые комбинаты. В 1930 году на левом берегу Оби началось строительство «социалистического города«. Второй возводился неподалеку от строящегося завода горного оборудования. Экономический совет РСФСР дал предписание вести дальнейшую планировку Новосибирска на основе отдельных небольших городов: город на правом берегу, город на левом и город в районе Комсомольского моста на основе крупного Инского железнодорожного узла. Плюс Мочище и район деревни Огурцово (на месте нынешнего Краснообска и Левых Чём).

Одной из тенденций жилищного строительства было проектирование жилых домов по профессиональной принадлежности. К 1929 году был построен первый четырехэтажный дом с 56 квартирами, где предполагалось поселить семьи швейников и печатников. В моде были «сады-квартиры нового типа». Дома стали оборудовать ванными комнатами (чего раньше не было в Новосибирске), душевыми и прачечными в подвальных помещениях. В 1928 году началось строительство жилых домов по улице Челюскинцев, где впервые в городе были применены встроенные шкафы для домашних вещей.

Вначале выбрали автобус

В середине 20-х годов в Новосибирске возникла проблема внутригородских перевозок. Территория города все расширялась, население увеличивалось, извозчики уже не справлялись. Из дилеммы автобус-трамвай власти остановились на первом, поскольку не требовалось больших затрат. В 1926 году было открыто регулярное автобусное движение. К 1929-му автопарк уже насчитывал 40 машин. Они перевозили пассажиров по четырем маршрутам.

Важным событием в городе было открытие регулярного воздушного почтового сообщения Москва — Новосибирск. Весь путь с четырьмя посадками продолжался 26 часов 30 минут.

Огромное значение для жителей Новосибирска имело строительство водопровода. Начали его строить в 1927 году, а закончили в 1929-м. До его постройки Новосибирск снабжался водой из неглубоких скважин, дававших на одного жителя 0,4 ведра в сутки. С вводом водопровода суточное потребление воды на душу населения увеличилось в шесть раз, и с этого времени все строящиеся многоэтажные дома оборудовались водопроводом и канализацией. В 1928 году была закончена постройка первой очистительной станции города. Пропускная способность станции — 30 тысяч ведер в сутки.

Не забывали городские власти и о благоустройстве Новосибирска. В конце 20-х — начале 30-х годов были заложены основные парки и скверы города — Первомайский сквер, Центральный сад им. Сталина, парк «Заельцовский бор»…

Город рос, строился, развивался… В это время был заложен его архитектурный облик, силуэт, был дан толчок его дальнейшему развитию и процветанию.

Кузменкина Людмила

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сибирские корни евразийства
2. Не труд, а отреченье. Педагогический быт 1960–1970-х годов в мемуарах сибирских учителей
3. Вилами писано: об учебном пособии Л. Г. Олеха по истории Сибири
4. Иди прямо, гляди браво: заметки об отставных и запасных солдатах царской армии
5. Из истории становления переселенческих хозяйств Западной Сибири в период Столыпинской реформы
6. Численность и структура русской крестьянской семьи Сибири во второй половине XIX века
7. Зацвети, черемуха, весной…
8. Мы все учились понемногу…
9. Из истории российских немцев из Черепановского района
10. А Октябрьскую революцию не заметили...
11. Последний поклон (Прощание с Виктором Астафьевым)
12. «Сквозь жизни прожитой столпотворенье…» (Лирические акварели Юрия Магалифа)
13. Чистое золото каждой строки (Поэтический мир Елизаветы Стюарт)
14. Великий патриот Сибири (Жизнь и деяния Николая Михайловича Ядринцева)
15. Деревня Бугринская – прогулка сквозь время
16. Усть-Каменогорск
17. Развитие протогородской деревни Вертковой во второй половине XIX-начале XX века
18. «Сберечь июнь зеленый». Мемориал Памяти в селе Новоярково Барабинского района
19. Деревня Гусиный Брод: развитие пригородного поселения в конце XIX – первой трети XX века
20. Развитие пригородной деревни Новолуговой в конце XIX – начале XX века
21. Как Новосибирск встречал знаменитых летчиц
22. 9 декабря – «День Героев Отечества»
23. «Неудержимо мчащийся вперёд…»
24. Новосибирцы выбрали автобус