Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Новосибирцы выбрали автобус

Вечная российская беда — дороги — естественно, мешала развитию автобусного движения в Новосибирске. Новониколаевск, или, как его называли «Сибирский Чикаго», рос как на дрожжах. В 1921 году он становится центром Новониколаевской губернии. Сюда же переезжают из Омска административные органы Сибирского края.

Горожан в 1923 году насчитывалось более 76 тысяч человек. Из-за быстрого роста городского населения и расширения территории города возникла проблема внутригородских пассажирских перевозок. Решить ее с помощью конного извоза было уже нельзя. Перед городскими властями встал вопрос: какому из видов транспорта отдать предпочтение — автобусу или трамваю? Решили остановиться на автобусе как на наиболее дешевом варианте.

Первые сведения о попытке осуществить в Новониколаевске автобусное сообщение относятся к июлю 1923 года. Газета писала: «Недавно губкоммунотдел организовал автомобильное сообщение на автомобусе по городу между вокзалом, Базарной площадью и районом Закаменки. Плата за проезд по линии установлена в 10 рублей. В недалеком будущем начнет ходить по городу еще один автомобус по тем же линиям». «Что такое автомобусы?» — спросите вы. Да это два старых трехтонных грузовика марки «Уайтт» с прикрепленными на них легкими кузовами (на 12 пассажиров). Обычное количество пассажиров вдвое, а то и втрое превышало норму. На крыше автобуса складывали вещи. Оборудование его коммунальному отделу обошлось всего лишь в 12 тысяч рублей, а ежедневный доход от эксплуатации составлял 8 тысяч рублей. Точного расписания движения не было…

Автобус на конечных остановках стоял до тех пор, пока не заполнится полностью. Да и проехаться на общественном транспорте мог себе позволить далеко не каждый, так как проезд стоил 10 рублей. (Минимальная заработная плата для Новониколаевской губернии на июль 1923 года составляла 280 рублей). Основными пассажирами были «разные спекулянты да базарные торговцы».

Вначале население радовалось появлению этого нового вида транспорта. Потом наступило разочарование. Автобусы постоянно ломались или «застревали в грязи незамощенных улиц». Что уж говорить про остальные улицы и переулки, если «Базарная площадь, расположенная в центре города, — писала пресса, — представляет летом Аравийскую пустыню с наметенными кучами песку и навоза, а весной и осенью — непролазное болото». Всего в Новониколаевске насчитывалось в то время 200 верст улиц, из них замощено было только 10. Попробуйте проехать по ним в весеннюю или осеннюю распутицу.

Неизвестно, сколько времени курсировали первые автобусы по городу — скорее всего, до осени, потом этот рейс отменили. Вместо них пассажиров стали перевозить «частники» на своих автомобилях, которых в Новониколаевске насчитывалось около 20 штук. Маршрут был тот же самый: вокзал — Базарная площадь — Закаменка. Билет по городу стоил 25 копеек, но если вы брали автомобиль в свое распоряжение, то платили 10 рублей в час.

Новониколаевцы были крайне недовольны такими поездками. Они считали, что «сообщение поставлено очень скверно, лишено удобств для городского жителя». Просили, чтобы горсовет созвал владельцев автомобилей и обсудил бы с ними вопросы расширения маршрутов, увеличения количества остановок, оплату проезда.

Цену хотели снизить до 10 копеек за перегон, а на остановках установить скамьи для ожидания и даже, по возможности, теплушки.

Большая проблема была и с правилами уличного движения, вернее, с их отсутствием. По улицам хаотично двигались лошади, пешеходы, редкие автомобили, велосипеды. Однажды большой крытый автомобиль Д-2 несся по Красному проспекту. Путь ему пересекла испугавшаяся шума мотора лошадь. К счастью, сидевший в ней деревенский житель успел выпрыгнуть. Автомобиль сбил с ног лошадь, надвинув на нее передние колеса повозки, а затем дал задний ход. Лошадь осталась жива, только сильно ушиблась. Крестьянин сумел-таки ее поднять, хотя и с трудом. Очевидцы происшествия требовали урегулировать уличное движение и «умерить спортивный восторг шоферов».

Однако лишь в марте 1926 года вышло обязательное постановление Новосибирского окружного исполнительного комитета о регулировании уличного движения по городу.

В 1925 году об автобусном движении заговорили вновь: какие маршруты удобнее сделать, какие автобусы закупить. Новониколаевцы мечтали о «Фордах» на 10–12 человек как наиболее дешевых и удобных.

В октябре 1925 года в городе был разработан пятилетний план организации автобусного сообщения. Власти посчитали, что для быстрорастущего Новониколаевска необходимо как минимум 30 автобусов по 16 мест каждый. Специальная комиссия, учтя пожелания горожан, тоже остановилась на «Фордах» стоимостью две с половиной тысячи рублей каждый. Прикинули все расходы по доставке, строительству гаража, обслуживанию и т.д. — требовалось 150 тысяч рублей. В ближайшее время хотели ограничиться только десятью автобусами, потратив 55 тысяч рублей.

В середине декабря в газете появилось сообщение, что в город выписали 10 новеньких автобусов, но почему-то уже марки «Фиат», которые придут через два-три месяца. В Новосибирск тогда же переехала из Омска краевая сибирская контора Автопромторга (монополиста, выполнявшего все автобусные перевозки в СССР) — Сибавтопромторг и занялась совместно с городским Советом налаживанием автобусного движения. Вскоре на страницах газеты появилось интервью с управляющим новой конторой товарищем Литвиненко. Он твердо заверил, что автобусы пойдут в Новосибирске с 1 мая 1926 года. Но речь уже шла о пяти автобусах «Рено» вместимостью до 35 человек и пяти «Фиатах» на 20 человек. Для обслуживания госучреждений обещали дать два такси. Маршрутов будет четыре и все они будут привязаны к замощенным улицам.

Плата за проезд на станцию в один километр — пять или десять копеек в один конец. На частных автомашинах она была в пять раз выше. Средняя скорость автобуса 20 километров в час. Расстояние в два километра будет покрываться за восемь минут. В будущем планировалось пустить автобусы к дачам и загородным местам отдыха новосибирцев. Время — с семи часов утра до двенадцати — часу ночи вне зависимости от наличия пассажиров. Под гараж ремонтировали каменный корпус на углу Барнаульской и Семипалатинской улиц.

«Минимальная плата, регулярность и быстрота сообщения скоро создадут привычку у жителей сибирской столицы пользоваться автобусами. Автобусное сообщение значительно оживит город, приблизит окраины и явится мощным фактором дальнейшего экономического и культурного роста города», — считал управляющий.

Но это были только планы. Ни «Рено», ни «Фиаты», ни «Форды» в Новосибирск так и не пришли. Хотя пресса постоянно сообщала о скором их прибытии: то они уже в Одессе, то в Москве… Однако в городе все же велись подготовительные работы. «По улицам, предназначенным для автобусного движения, выправляются мостовые и острые углы на перекрестках. На местах стоянок ставятся павильоны для ожидающих пассажиров… Центральный павильон заграничного типа будет временно поставлен на углу Красного и Барнаульской, а впоследствии перенесен на Центральную площадь. Все павильоны будут связаны телефонами с гаражом».

И вот, наконец, радостное событие свершилось: 15 июля 1926 года, в Новосибирске открылось регулярное автобусное движение. Только в качестве автобусов использовали недавно пришедшие в город грузовики «Вомаг». Их переоборудовали — устроили мягкие сиденья, тенты — и пустили на линию Закаменка — Центр — вокзал. Эти грузовики могли поднимать 3,5 тонны груза, «заводились простым нажимом кнопки и развивали значительную скорость«.

Постепенно автобусный парк пополнялся. В 1928 году насчитывалось 20 машин, в 1929-м — 40, из которых 11 были уже советского производства — «АМО-Ф-15». Первые автобусы были раскрашены в разные цвета — в зависимости от маршрута: зеленые, голубые, фиолетовые, оранжевые. На остановках переговаривались: «Вы какой автобус ждете — голубой?»

Только вот дороги подводили. Придумали даже «устроить на автобусных маршрутах две специальные автомобильные колеи из тесаного камня шириною каждая в 0,5 метра», а то автобусы ремонтировать не успевали. В это время в Новосибирске было 20 грузовиков, из них 7 пожарных, 21 мотоцикл, 13 единиц ведомственного легкового транспорта и 22 частных легковых автомобиля.

Вот так и шумели улицы сибирской столицы, по которым катились разноцветные автобусы, шарахались перепуганные лошади, гремели грузовики, сновали велосипедисты…

Из правил дорожного движения от 1926 года

Прежде всего, воспрещалось загромождать тротуары, рубить на них железо, пилить дрова, возить тележки, сани (за исключением детских).

А также ходить по ним «воинским частям, арестантам, штукатурам, малярам с ушатами, ведрами и тому подобным снаряжением, трубочистам с инструментами».

Скорость автомашин по городу не должна была превышать 25 километров в час, а экипажей и велосипедов — не более 15 километров в час. Во время движения нельзя было курить.

«К извозу не допускались дети до 16 лет, престарелые, дряхлые и больные, а также страдающие глухотой и слепотой».

Нельзя было ездить на невзнузданных и невыезженных лошадях, а извозчикам перекликаться, кричать, сидеть на возу с крупной и тяжелой кладью и «не допускать лизания лошадьми груза на передней повозке».

Отдельные правила были для велосипедистов. «К езде по городу допускались лица не моложе 14 лет, имеющие разрешение и номер на право езды по городу». Номер должен был быть подвешен только под седлом. Велосипедист обязан иметь звонок и фонарь для езды в ночное время. На вождение автомобиля тоже должно было быть обязательное разрешение. Автомобиль имел два номерных знака, два передних фонаря силою света не менее 25 свечей и задний фонарь, но только не с ослепительным светом. На машинах запрещалось пользоваться «сигнальной аппаратурой «сирена«, милицейскими свистками и сигналами, резко действующими на слух».

Людмила Кузменкина

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Сибирские корни евразийства
2. Не труд, а отреченье. Педагогический быт 1960–1970-х годов в мемуарах сибирских учителей
3. Вилами писано: об учебном пособии Л. Г. Олеха по истории Сибири
4. Иди прямо, гляди браво: заметки об отставных и запасных солдатах царской армии
5. Из истории становления переселенческих хозяйств Западной Сибири в период Столыпинской реформы
6. Численность и структура русской крестьянской семьи Сибири во второй половине XIX века
7. Зацвети, черемуха, весной…
8. Мы все учились понемногу…
9. Из истории российских немцев из Черепановского района
10. А Октябрьскую революцию не заметили...
11. Последний поклон (Прощание с Виктором Астафьевым)
12. «Сквозь жизни прожитой столпотворенье…» (Лирические акварели Юрия Магалифа)
13. Чистое золото каждой строки (Поэтический мир Елизаветы Стюарт)
14. Великий патриот Сибири (Жизнь и деяния Николая Михайловича Ядринцева)
15. Деревня Бугринская – прогулка сквозь время
16. Усть-Каменогорск
17. Развитие протогородской деревни Вертковой во второй половине XIX-начале XX века
18. «Сберечь июнь зеленый». Мемориал Памяти в селе Новоярково Барабинского района
19. Деревня Гусиный Брод: развитие пригородного поселения в конце XIX – первой трети XX века
20. Развитие пригородной деревни Новолуговой в конце XIX – начале XX века
21. Как Новосибирск встречал знаменитых летчиц
22. 9 декабря – «День Героев Отечества»
23. «Неудержимо мчащийся вперёд…»
24. Новосибирцы выбрали автобус