Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165

Ведущая рубрики
Все статьи автора(3) Елена Владимировна Богданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО»

Здравствуйте, уважаемые соавторы и читатели!

Летние каникулы для детей – это и восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря, как расположенные за городом, так и дневного пребывания на площадках школ. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, уровня развития и пола, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей; во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия»; в-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды; в-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры; в-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь. Именно такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых потребностей.

Ни для кого не секрет, что для того чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги и организаторы в детских оздоровительных лагерях постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности. Инновационная деятельность всегда направлена на создание нового: на поиск новых путей решения, старых проблем, на внедрение новых технологий, на построение новых отношений между участниками образовательного процесса, на достижение новых результатов, на получение новых знаний. Инновационная деятельность не только рождает инициативу и стремление к систематическому пополнению знаний, она побуждает также провести рефлексию своей деятельности, а главное, помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов.

Именно этот, инновационный, аспект деятельности организаторов каникулярного отдыха школьников, связанный с изучением и исследованием современного состояния отдыха школьников и построения на его основе новых моделей организации каникулярного отдыха, мы и представляем в этом номере нашей рубрики.

Свои статьи, идеи и предложения по сотрудничеству высылайте на электронный адрес: info@centrsolo.ru, или звоните по телефонам: 228-03-53, 226-59-77. Более подробную информацию обо всем, что касается каникулярного отдыха школьников города Новосибирска, Вы сможете найти на сайте МКУ ГКЦ «СОЛО» www.centrsolo.ru.



Формирование устойчивого педагогического коллектива в условиях летнего детского лагеря
Авторы: Елена Вениаминовна Лисецкая, Павел Александрович Щукин
Статья понравилась: 1

Успех работы детского оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров.

(867 просмотров)
Детский оздоровительно-спортивный центр «Орбита» как пространство формирования гуманной личности детей-спортсменов
Автор: Антон Николаевич Никульников
Статья понравилась: 2

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

(717 просмотров)
Опыт формирования навыков добровольческой деятельности у детей и подростков
Авторы: Андрей Владимирович Васильев, Эльвира Саловатовна Тимербулатова
Статья понравилась: 5

В современном обществе активно развиваются идеи добровольного служения обществу и людям. Социально-педагогическое значение добровольческой деятельности в младшем и старшем подростковом возрасте заключается в обеспечении продуктивной социализации в процессе добровольческой деятельности, позитивном влиянии на социальную ситуацию развития ребенка, развитии его самосознания и самореализации.

(721 просмотров)
Обучение вожатых в рамках подготовки к летней педагогической практике
Автор: Юрий Михайлович Малащенко
Статья понравилась: 2

Целью летней педагогической практики является формирование и развитие как профессиональных, так и общекультурных компетенций студентов педагогического вуза. Задачи практики условно можно разделить на следующие: общие, методические, педагогические и развивающие.

(787 просмотров)
Опыт пребывания ребенка в детском лагере как условие развития личности
Автор: Юлия Викторовна Миллер
Статья понравилась: 1

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего это проявляется в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти».

(1648 просмотров)
Корпоративная культура как фактор влияния на педагогическую среду детского оздоровительного лагеря (на примере ДОЛ «Восход»)
Автор: Светлана Геннадьевна Петрова
Статья понравилась: 2

Корпоративная культура организации является фундаментом, на котором строится вся дальнейшая деятельность и от того, насколько эффективна и продумана ее концепция, зависит устойчивость и успешность организации в целом. Учреждения, сумевшие сформировать организационную культуру, получают большие преимущества на рынке, в профессиональном поле, во всех сферах социального взаимодействия.

(811 просмотров)
Групповое консультирование в условиях детского оздоровительного лагеря
Автор: Татьяна Сергеевна Саможенова
Статья понравилась: 1

Идея внедрения психологического консультирования как одной из форм работы в детском оздоровительном лагере является новой и, следовательно, актуальной. Педагогический потенциал групповых консультативных занятий позволяет подростку осознать ценность рефлексивной и коммуникативной деятельности; создает условия для попытки сравнить себя с другими, увидеть свою индивидуальность; предоставляет возможность высказывать собственное мнение, находить единомышленников, решать возникающие индивидуальные и коллективные трудности.

(569 просмотров)