Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Вера Борисовна Масалович,
учитель трудового обучения МКСКОУ СКОШ № 152 VI, VIII вида г. Новосибирска

О формировании значимости собственной личности учащегося с ДЦП через использование полученных трудовых навыков

Рождение ребенка главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, осуществление своих мечтаний. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно возникающие с появлением в доме малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми переживаниями, которые он доставляет. Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из привычной жизненной колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.

В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии ребенка, соответственно, относятся весьма пессимистично к  целесообразности учебы и занятий, другие имеют завышенные ожидания относительно его способностей. В подобных ситуациях специалистам приходится нелегко: они вынуждены указывать на трудности, возникающие у ребенка при выполнении того или иного задания, стараться дать совет, как лучше их преодолеть.

Педагогам, работающим с семьями детей-инвалидов, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые могут испытывать такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи (зачастую один из родителей вынужден оставить работу), и нарушение в связи с этим социальных связей, и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, довольно часто распадаются. Мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть. Отец же, как правило, смотрит в будущее, и, если он не видит никаких перспектив, – дальнейшее начинает видеться ему совершенно беспросветным, и он покидает семью.

Таким образом, встает проблема педагогической этики: отношение к родителям, попавшим в тяжелейшие жизненные обстоятельства, людей, в силу профессиональных обязанностей принимающих непосредственное участие в их судьбе. Как говорил известный русский психоневролог В.М. Бехтерев: «Если больному после беседы с врачом не становится легче, – это не врач». Если мать после беседы с педагогом-дефектологом уходит подавленной, не видящей никаких возможностей для продвижения и развития своего ребенка, то это не специалист.

Убеждена, что педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, в высшей степени деликатно и бережно, старясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Не стоит постоянно акцентировать внимание родителей на неудачах и неадекватных поступках ребенка – в этом нет конструктивного начала. Кроме того, первое правило, которому должен следовать учитель, – не оскорблять родительских чувств. К сожалению, отдельные педагоги считают, что чем в более неудобное положение они поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела – так они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. И в этом их заблуждение, поскольку следствием такого подхода решения проблемы становятся чувство отчаяния, недоверие к педагогу и нежелание встречаться с ним. Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начинать с достижений ребенка, рассматривая задачи, которые предстоит решить в дальнейшем. 

В работе мною взято за правило: привлекать родителей и ближайших родственников учеников как зрителей и как участников к тем мероприятиям, в которых их дети демонстрируют свои достижения в трудовом обучении, показывая значимость своей личности. Во-первых, это классные часы в конце каждой четверти, на которых не только подводятся итоги учебной деятельности, но и демонстрируются изделия, выполненные учащимися на уроках трудового обучения, поделки с факультативов и кружков, рассказывается о спортивных и других достижениях учащихся. Во-вторых, календарно-тематические собрания: «Женский день 8 Марта», «С Новым Годом!» и другие, на которых дети дарят родителям сувениры-поделки, выполненные своими руками. В-третьих, праздник Труда, который подготавливается методическим объединением учителей трудового обучения совместно с учащимися и проводится в конце каждого учебного года.

Родители, ближайшие родственники и знакомые учащихся с радостью принимают приглашения на праздники Труда, фотографируют своих детей, снимают на видео, а главное, радуются их успехам. На этих мероприятиях дети с ДЦП открываются для окружающих. Девочки, преодолевая робость и смущение, демонстрируют свои изделия – стараясь подражать манекенщицам, стремятся красиво пройти по ковровой дорожке. Ребята, получающие призы за лучшие творческие проекты, перед многочисленной аудиторией, волнуясь, рассказывают о своей работе. Участники кулинарного поединка вместе с родителями проводят презентацию блюда.

Получая одобрение и аплодисменты зрителей, дети выглядят счастливыми, чувствуя значимость своей личности, своих достижений для окружающих.

Важность воспитательной позиции по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. Их родители не зациклены на болезни ребенка, они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах разумного, стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже». При этом не менее важным становится установление правильных взаимоотношений с родителями детей-инвалидов, которое  требует от педагога большого такта, выдержки, тепла и умения сопереживать.

Уверена, что такая позиция, такое отношение должны быть и у педагога, занимающегося организацией трудовой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время, которая является прекрасной возможностью для формирования значимости собственной личности у ребенка с ДЦП.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела