Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации»
Выпуск №50 Декабрь 2013 | Статей в выпуске: 165


Все статьи автора(3) Ирина Михайловна Шарова,
социальный педагог отдела МОД ПСС
МКУ ГЦПСС «Солнечный круг»

Влияние СМИ на формирование сознания человека

Ученые утверждают, что человеческий мозг работает как фотопленка: все, что мы видим, слышим и читаем, откладывается в нашем подсознании – хотим мы этого или нет. И тогда, если мы целый день смотрим сериалы, то не должны не удивиться, что в скором времени станем режиссером схожих сюжетов в собственной жизни. Читая желтую прессу, должны быть уверены, что именно это и сформирует наше мировоззрение.

Принцип воздействия основан на определенных психологических принципах. Основоположник теории социального научения А. Бандура утверждает, что когда герои фильмов демонстрируют одну модель поведения и это постоянно транслируется миллионам телезрителей, тогда телезрители усваивают и копируют ее. И действительно, печатному или произнесенному с экрана телевизора слову принято доверять, причем доверять совершенно, критично не оценивая той информации, которая доносится со страниц популярных газет, модных журналов, социальных сетей всепроникающего Интернета. Она воспринимается как факт, и мы начинаем жить с тем, что нам продиктовали.

Благодаря телевидению мы можем узнать массу свежих новостей и всегда быть в курсе событий. Однако стоит помнить: все, что мы смотрим, оказывает на нас влияние. Во время просмотра любимых телепередач мы часто сталкиваемся с таким явлением, как реклама. С одной стороны, реклама – это способ информирования населения о товарах и услугах, но с другой, эта форма коммуникации производителей с их потребителями приводит к тому, что последние готовы жить ради приобретения той или иной вещи. По законам рынка каждая коммуникация нацелена на определенную аудиторию, например: реклама для малышей – это реклама сладостей, где на ребят воздействуют путем громкого звука, ярких цветов, анимационных мероприятий, то есть привлекательных для детей способов; реклама для молодежи основывается на развлечениях. Также огромное количество рекламных роликов используют манипулятивные приемы: товары рекламирует обнаженная или полуобнаженная девушка. Так товар становится намного привлекательнее, и потребитель захочет купить шампунь не только потому, что ему нужен шампунь, а потому, что его прорекламировала милая и очаровательная девушка. В кино также для привлечения зрителей стало популярным использовать так называемый эротический стимул: часто показывают обнаженных людей или откровенные сцены, рассуждают на темы секса. Однако уже сегодня понятно, что данная рекламная пропаганда влияет на социальные, психологические и речевые нормы общения между молодыми людьми, которые становятся упрощенными и направленными исключительно на развлечение и формирование стереотипов извращенного полового поведения.

Если перечислять виды обмана в социуме, то самые распространенные – через рекламу. Например, в рекламе, основанной на логическом обмане, нет прямого призыва покупать, но демонстрируется процесс непрерывного потребления рекламируемого продукта. Другим видом обмана является построение искусственной связи между явлениями, которые не имеют ничего общего (например, выпив чашечку кофе, вас ждут незабываемые приключения). Еще одна разновидность обмана – давление на авторитет, где привлекают в рекламы товара популярных звезд.

Потребительская аудитория делится на тех, кто восприимчив к рекламе и кто критичен к ней. Но те люди, у которых подвижная психика (это в основном женщины, дети, молодежь) становятся наиболее восприимчивыми и, как правило, подверженными такому навязыванию, что, по сути, и является целью рекламных коммуникаций.

Рекламодатели ловко применяют иллюзию убедительности, и порой эта иллюзия бывает очень «смешной», а большинство профессиональных ассоциаций и академий, упомянутых в рекламе, либо являются плодом фантазии рекламистов, либо создаются и финансируются самими производителями данного товара. Конечно, информировать о товарах и услугах – дело нужное, но ведь вместо такого рассказа рекламодатели начинают учить жизни. Они указывают, что и где покупать, а хуже того – используют приемы нейролингвистической психологии, где используются речевые формулы, которые настраивают наше подсознание на просчитанные реакции.

Большой процент населения ни дня не можем прожить без свежих новостей: будь то ошеломляющее известие в вечерних новостях или обновление ленты событий популярных сайтов. И порой это безудержное желание узнать что-то новое оборачивается не интеллектуальным развитием, а ночными бдениями на популярных сайтах. Очень часто, узнав для себя всю необходимую информацию, мы все же продолжаем сидеть за телевизором или компьютером. Чем это вызвано?

Часто у человека возникает дефицит общения, он не умеет налаживать и поддерживать разговор. Тогда ему, конечно, будет гораздо проще общаться, используя компьютер, то есть общаться не вербально, не вступая в личный контакт. В данном случае проблема компьютерной зависимости вторична. Все дело в том, что человек ощущает дефицит в межличностной коммуникации и ищет способы, как его можно восполнить. И если он понимает, что контактировать с живыми людьми ему сложно, он этого не умеет, вместо того, чтобы конструктивно решать эту проблему, он найдет более легкий и подходящий для себя способ – онлайн-общение, отличающийся особенной простотой и доступностью.

У детей, как и у взрослых, также может возникать дефицит межличностного общения или желание получить новую информацию, что зачастую может превратиться в ночные бдения, поэтому родителям необходимо контролировать процесс посещения Интернета, общения в чатах, просмотра телевизора их ребенком и т.п.

Важно знать, что СМИ в своих целях используют разные психологические приемы для воздействия на подсознание человека, а подсознание оказывает более активное влияние на принятие решений человека, чем сознание. А если этим человеком является ребенок?

Уберегая детей от разрушительного, травмирующего их психику воздействия разного рода СМИ, взрослым необходимо помнить: чтобы получать достоверную и полезную информацию, необходимо стараться быть сформированной, осознающей себя, свою цель и задачи личностью, которая критично, со всей ответственностью оценивает поступающую информацию и смотрит, укладывается ли полученная информация в ее концепцию мира и соотносится ли она с целями, которые ставятся ею.

 

Материал основан на восприятии фильма «Влияние СМИ на твою жизнь».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела