Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Дополнительное образование как площадка получения социального опыта

Президент РФ В.В. Путин в своём обращении поставил для системы образования задачу развития личности обучающегося. Во все времена во главе этой работы стояло дополнительное образование. На сегодняшний день более или менее понятно, как решить эту задачу возможностями и в условиях учреждений дополнительного образования.

А как эффективно организовать дополнительное образование в школе, соответствующее поставленной задаче и социальному заказу учащихся, их родителей и общества, при несовершенстве нормативной базы дополнительного образования, без учёта в ней образовательной специфики школы, специфики кадрового состава педагогов дополнительного образования школы (большинство из них имеют основную нагрузку учителя)? И вообще, нужно ли осуществлять дополнительное образование учащихся в общеобразовательном учреждении при наличии сети учреждений дополнительного образования?

Эти вопросы, конечно, будут обсуждаться и на различных уровнях в среде образования, и родителями, и конечно, самими детьми в той части, которая их интересовала во все времена: творчество, возможность самореализации в среде сверстников, применение идей и проектов, не находящих своего места в системе общего образования. Всё это будет, со временем. Но любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог уже сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть, если есть дети и взрослые, которым интересно заниматься общим делом, которые находятся всё время в творческом поиске, для которых развитие личности – это процесс ежедневный, ежечасный, не укладывающийся в рамки любых расписаний и графиков.

Надо только правильно, интересно и, может быть, даже необычно организовать функционирование блока дополнительного образования школы, найти область практического применения результатов – конечного и промежуточного, этой деятельности. Часто случается, что педагог дополнительного образования, являясь по основной должности учителем, сам выбрал внеурочную кружковую работу с обучающимися, потому что ему есть что сказать и чему научить детей за рамками общеобразовательной программы, применяя нестандартные педагогические технологии творчества, развития, совершенствования личности. Причём, совершенствования личности и ученика, и педагога. В этом случае ребята, видя заинтересованность педагога, его энтузиазм и огонь души, рады возможности сотрудничества с педагогом, искренне проникаются его идеями, делятся своими, в результате чего рождаются действительно творческие проекты. Сама собой решается проблема нестабильного посещения учащимися кружковых занятий в школе.

Зачастую каждый кружок, студия, клуб работают по своей программе и плану, разрознены между собой. В какой-то момент возникает гнетущее чувство замкнутости: малая группа, всё известно и даже надоело, нет выхода на более широкую, чем члены кружка, аудиторию, публику, болельщиков. А современным детям этот выход необходим, они ищут общения, их коммуникативный потенциал растёт с каждым годом!

Опыт разработки и внедрения общей для блока дополнительного образования общеобразовательного учреждения программы, учитывающей основные направления воспитательной деятельности с учащимися, включающей общие мероприятия, показывает, что это – выход, это – один из вариантов выхода в открытое коммуникативное пространство.

В этом пространстве существуют и соревновательный дух, и общие проекты, и общий отдых, взаимовыручка, взаимоинтерес. Хорошо, когда такая программа имеет игровой сюжет, ведь дети, как маленькие, так и большие, очень любят играть, перевоплощаться, путешествовать и фантазировать.

Можно попытаться участвовать в фестивалях дополнительного образования, соревнованиях, выставках городского и регионального уровней. Будут ли стартовые возможности участников от школ и от учреждений дополнительного образования одинаковыми? Конечно, воспитанники Дворцов творчества, Школ искусств будут иметь преимущество. Ведь в этих учреждениях изначально по статусу созданы нужные условия: от оборудования до деятельности методистов по каждому отдельному направлению. Но не нужно отчаиваться, нужно пробовать и обязательно участвовать, предоставлять детям условия для развития.

Для чего, собственно, мы создаём условия для развития личности ребёнка? Чтобы процесс его социализации происходил наиболее успешно. Практика получения опыта социально-полезной деятельности в школьном возрасте существенно помогает в этом. Кружок, детское объединение, работая в области социального проектирования, получает огромные возможности как применения полученных знаний, умений и навыков, реального ощущения результатов своего труда, так и для стимулирования и поощрения.

Хочется рассказать о деятельности нашей школьной театральной студии «Образ». Руководит ею Моисеева Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования и режиссёр школьных спектаклей и праздников. А художественную мастерскую «Мозаика» по изготовлению театральных декораций и костюмов возглавляет Осипова Лилия Сергеевна, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования.

Наши коллективы совместно работают уже более 11 лет, создав и предоставив на суд зрителей более 20 спектаклей, а также новогодние представления. Ребята этих мастерских успешно принимают участие в различных школьных мероприятиях и праздниках.

В 2012/2013 учебном году за показ спектакля «Волшебный сон» наши коллективы стали лауреатами районного и городского театрального фестиваля «Времён связующая нить». И были отмечены семью дипломами в разных номинациях: «За лучший сценарий», «За лучшие театральные костюмы», «За лучшую женскую роль» и др.

Дети всегда будут посещать школьные кружки. Знакомые педагоги, дети, экономия времени и средств на проезд до учреждения дополнительного образования и обратно, повышение социального авторитета ребёнка в своей школе и другие обстоятельства – всё сыграет свою роль. Задача школьной системы дополнительного образования – держать двери своего учреждения открытыми для детей. Двери, за которыми живут радость творчества и уважение личности ребёнка. Двери в Будущее наших детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»