Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Евгения Владимировна Фокина,
педагог дополнительного образования, руководитель театра моды «Шарм» МБОУ СОШ № 61 им. Н. М. Иванова г. Новосибирска

Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов

Приказом № 403-од Главного Управления Образования от 01.03.12 г. школе присвоен статус городской сетевой экспериментальной площадки по теме «Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов». Цель эксперимента: «Создание и апробация универсальной системы педагогического мониторинга для всех видов и типов учреждений образования».

Реализация деятельности по экспериментальной площадке проходит в четыре этапа: 2011-2012уч.г.; 2012-2013уч.г.; 2013-2014уч.г.; 2014-2015уч.г. На каждом из этих этапов решаются свои задачи. Одной из таких задач является апробация вариативных форм мониторингового контроля средствами ИКТ и формирование открытой информационно-аналитической среды внеурочной деятельности в условиях требований ФГОС второго поколения.

Научный руководитель: Боровиков Леонид Иванович – заслуженный работник образования РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО.

Авторы-разработчики: Косенкова Елена Юрьевна, методист; Хомченко Наталья Евгеньевна, методист.

Прогнозируемые результаты:

1. «Внедрение универсальной системы педагогического мониторинга в образовательную деятельность участников эксперимента»

2. «Формирование открытой информационно-аналитической среды посредством многоуровневой организации педагогического мониторинга: обучающихся, их родителей (законных представителей), деятельности объединений, педагогов дополнительного образования, образовательного учреждения».

Примечание. Информационно-аналитическая среда учреждения будет включать в себя использование следующих электронных форм: ведение списков; составление рабочих учебно-тематических планов; учет статистических данных по образовательному учреждению; подсчет количественных показателей обученности, воспитанности, уровней мотивации выбора объединения, уровней групповой сплоченности, удовлетворенности качеством образовательных услуг обучающихся и их родителей (законных представителей); результативности образовательной деятельности объединений; учет воспитательно-досуговой деятельности; экспертиза методической деятельности педагогов дополнительного образования».

3. «Формирование комплекса ключевых компетенций у участников образовательного процесса во внеурочной деятельности».

4. «Повышение уровня владения онлайн-сервисом у педагогов дополнительного образования».

5. «Разработка методических рекомендаций по созданию дополнительных образовательных программ в рамках ФГОС второго поколения».

6. «Вариативное моделирование дополнительных образовательных программ в условиях реализации ФГОС второго поколения».

7. «Создание учебно-методических комплексов к дополнительным образовательным программам в соответствие с требованиями нового образовательного стандарта».

8. «Повышение эффективности учебных занятий педагогов дополнительного образования».

9. «Развитие аналитических и экспертных умений у педагогических работников».

10. «Расширение количества потенциальных участников экспериментальной деятельности в рамках образовательного пространства НСО».

11. «Обобщение и презентация результатов опытно-экспериментальной деятельности в культурно-образовательном пространстве».

В 2011-2012 учебном году для работы над этим проектом созданы 4 группы учащихся для двух педагогов школы.  Педагоги театр моды «Шарм» и художественная студия «Вдохновение» осуществляли работу над этим проектом. В конце года проведена диагностика учебных групп по следующим методикам:

  • Мотивация выбора объединения
  • Обученность по программе
  • Групповая сплоченность

В 2012-2013 году педагоги привлекли в экспериментальный проект заинтересованных педагогов других кружков и объединений нашей школы: Электронная газета «Школьный вестник», Intel »Путь к успеху», клуб интеллектуальных игр «Умные игры». В 2013-2014 учебном году к экспериментальной деятельности присоединились объединения: «Музыкальная гостиная» под руководством Куликовой О.В., художественная студия «Вдохновение» – педагог Заборовская С.С. ,профессиональный центр «Хочу стать…» – педагог Шорина С.А., музей «Наш край родной» – руководитель Буря Е.Н.

Работа в этом проекте значительно повышает ИКТ компетенцию педагога при работе в виртуальном методическом кабинете. Существенно экономится время при планировании и диагностике результатов работы. Данный проект позволяет увидеть результаты своей работы. Результаты работы можно представить в виде отчета администрации ОУ и использовать в качестве внешней экспертизы ОУ. Участие в проекте влияет на профессиональный рост учителя. Расширилась научно-обоснованная диагностика результатов работы. Из предложенной организаторами базовой модели педагогического мониторинга, каждая школа может выбирать свой набор методик. Мы выбрали: обученность по программе, групповая сплочённость коллектива.

В 2013-2014 гг. воспитанность качеств личности не фиксировалась на онлайн-сервисе. Ознакомившись в этом году с предложенной методикой и вариантом обработки, планируем использовать данную диагностику в следующем учебном году. Технология оценки степени обученности учащихся, на которую мы опираемся, предложена В. П. Симоновым.  Качество – это характеристика результата определённой  деятельности. Оценивая результативность образовательного процесса, мы тем самым оцениваем и качество образования, полученное данной личностью в целом. Применение 10-и балльной шкалы позволяет:

  • Создать положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности
  • Прийти к единому уровню требований при оценке степени обученности.

Групповая сплоченность – параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченности в единое целое.

В 2012-2013 году проведено анонимное анкетирование детей, после чего данные были обработаны с помощью онлайн-сервиса и  мы получили результат по уровню групповой сплоченности.

В 2013-2014 учебном году анкетирование будет проводиться также 2 раза в год. Таким образом, есть возможность посмотреть динамику уровня групповой сплоченности.

И в конце учебного года планируем апробировать итоговый анализ деятельности педагога, где фиксируется и степень реализации образовательной программы, а также подведение итогов по результативности деятельности объединения. Диагностика деятельности объединения – обязательная часть образовательного процесса.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»