Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию

Понимание общества, в котором мы живем, исключительно важно для современных школьников. Без этого «оснащения» им будет исключительно трудно встраиваться в новую жизнь, тем более положительно изменять ее. Трудно предположить, что сегодня появится учебник обществознания, который удовлетворит всех возможных потребителей. Сегодня эти потребности разнообразны, современные школы имеют разные возможности и запросы. Вот почему, на наш взгляд, данная тема достойна внимания, а появляющийся опыт необходим, как необходим и постоянный обмен мнениями по этой проблеме.

Одним из способов решения проблемы социального образования, а через него и социализации школьников является внедрение в школьную практику социальных проектов. Создание в школе системы работы над социальными проектами является важным фактором формирования творчески мыслящей личности ученика, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Первым шагом в обучении школьников социальному проектированию является овладение методикой социальной пробы.

Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание [1, с. 45].

Целями социальной пробы являются:

  • осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
  • получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
  • присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.

Задачи социальной пробы:

  • собрать информацию о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде;
  • познакомиться с функционированием социального объекта;
  • проанализировать полученную информацию;
  • вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка;
  • отрефлексировать полученный опыт взаимодействия.

Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.

Объектами социальной пробы могут выступать:

1) социальные институты (инспекция по делам несовершеннолетних; отделение пенсионного фонда; отделение социального обеспечения граждан; центр психологической работы с детьми, подростками; районная администрация; магазин; дворец культуры; учреждение здравоохранения; центр досуга – клуб, дискотека, выставка и др.);

2) социальная среда (мой двор; территория школы; улицы микрорайона; детская площадка; съезд (пандусы) на тротуар, ступеньки подъезда; реклама на остановке; места отдыха; спортивные площадки и др.);

3) социальные явления и отношения (проблема курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; политическая борьба в районе; употребление ненормативной лексики в общении – сквернословие дома, в школе, на улице); беременность девочек-подростков; отношение к потребителю (старикам, молодежи, клиентам, детям); фанаты и др.) [2, с. 134].

В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как работает магазин»). Но эти представления подростка – житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.

Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения – результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.

В ходе социальной пробы опыт общения подростка с каким-то социальным явлением должен быть переведен на качественно новый уровень за счет расширения этого взаимодействия, за счет углубления его, в результате открытия подростком противоречивости объекта, неоднозначности своей собственной позиции, выхода на более высокий уровень самостоятельности и ответственности подростка в ходе такого взаимодействия.

При проведении социальной пробы должны быть пройдены следующие этапы:

1.Выбор темы пробы всего класса или тем пробы в соответствии с разделением учащихся на микрогруппы. Подростку должно быть интересно то явление, которое выносится в тему социальной пробы. Так как социальная проба является первым шагом социального проектирования и часто предполагает весьма незначительный социальный опыт подростка, то выбор темы может осуществляться как по прямой рекомендации взрослого, так и исходя из набора возможных тем, перечень которых составляется либо самим учителем, либо инициативной группой подростков.

2.Определение целей работы каждой микрогруппы или класса в целом. Формулирование цели работы группы может осуществляться по-разному. Во-первых, это изучение содержания социального объекта («Что такое ненормативная лексика как социальное явление?», «Что такое собес?»). Во-вторых, изучение функционирования объекта («Как работает магазин?», «Как продавец относится к покупателю?»). В-третьих, изучение причин возникновения данного социального объекта («Почему сквернословят дома?»).

3.Разработка плана сбора информации. При разработке плана действий особенно важно реализовать принцип самостоятельности и продуктности социального проектирования: подросток обязательно сам должен придумать, что он будет делать, и обязательно в результате его деятельности должно что-то получиться, что может быть оформлено, рассмотрено, показано. Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действо по применению этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, Web-страничка).

4.Формирование микрогрупп для осуществления отдельных шагов социальной пробы. Основанием для распределения ребят по разным группам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социальные навыки, которыми он владеет. При этом совсем не обязательно, чтобы интерес подкреплялся навыком.

5.Этап практических действий – это те реальные, конкретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими шагами могут быть: экскурсия; интервью; встреча с компетентным специалистом; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; круглый стол и огромное количество других конкретных вещей.

6.Анализ полученной информации. Этап анализа информации включает в себя две группы действий: 1) обработка и анализ фактических данных, полученных на этапе практических действий (обработка исследований, подготовка текстов аналитических статей, систематизация данных, оформление результатов в диаграммах, таблицах, схемах); 2) проведение групповых встреч, мероприятий, целью которых является сведение воедино данных, полученных разными микрогруппами, формирование единого группового мнения и осознание вопроса, насколько твое мнение совпадает или не совпадает с мнением твоих одноклассников (круглый стол, диспут, пресс-конференция и др.).

7.Групповое обсуждение работы групп и класса в целом – это этап групповой рефлексии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы) социальной пробы, а способы действий подростков, их эффективность, проблемы осуществления пробы, отношение к совершенным шагам и полученным результатам [2, с. 134].

Таким образом, среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированного обучения, среди которых выделим технологию социального проектирования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса (на уроках социально-гуманитарного цикла), так и во внеклассной работе (социальные проекты в рамках класса, школьной детской организации и т.д.). Залогом успешного освоения данной технологии выступает обучение школьников посредством методики социальной пробы.

Список литературы

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб., 2002.

2. Прутченков А.С., Иванова Л.Ю. Социальное проектирование в воспитательной работе школы: Практикум. – М.: Новая цивилизация, 2009.

3. Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика. – Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. – Красноярск, 2006. – № 3/2. – С. 43-46.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»