Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Ольга Васильевна Аникина,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200» Центрального округа г. Новосибирска

Урок-игра «Зоркая прогулка»

Предлагаю коллегам разработку урока-игры «Зоркая прогулка». Мероприятие можно отнести к разделу духовно-патриотического воспитания в рамках ФГОС.

Игра создает условия для развития творческого отношения к окружающей жизни, помогает обрести свежесть взгляда на давно привычные, обыденные вещи, зафиксировать в памяти любопытные сюжеты, сделать мини-открытия. Участие в игре способствует выработке ответственного отношение к "малой родине" (дом, школа, двор, улица, город), помогает развитию абстрактного и образного мышления, коммуникативных навыков.

Игра идет в два этапа:

– первый – на улице близ школы (микрорайон, хорошо знакомый детям), прогулка 30-40 минут;

– второй – в классе.

Для игры понадобятся: листы писчей бумаги и альбомные листы для рисования по числу игроков; фломастеры, краски, кисти, цветные карандаши, любые пишущие средства, ножницы, скотч.

Размещение участников меняется в процессе игры. В зависимости от этапа игры создаются также условия для парной или групповой (3 человека) работы, чтобы до определенного момента результаты этой работы не были видны другим участникам. Для одновременного афиширования (предъявления) результатов всех участников может использоваться свободная стена, куда скотчем крепятся работы.

Ход игры:

1. Совместными усилиями всех участников игры в режиме фронтальной генерации дается определение зоркой прогулки.

2. Далее для выполнения всех задач игры классу предлагается объединиться по парам или тройкам между собой.

3. На первом этапе игры во время прогулки каждой паре или тройке предстоит: заметить (1), увидеть как можно больше необычного, неожиданного, любопытного, нового на хорошо знакомой улице. То, что заметили во время прогулки – запомнить (2). То, что запомнили, зашифровать графически с помощью знаков, рисунков, схем, зарисовать (4) это и загадать (5) всем присутствующим после возвращения с прогулки.

У игры "Зоркая прогулка" есть второе название "Память 3" по числу задач, которые предстоит решить участникам.

4. Из школы выходят все вместе, а потом на 20-30 минут расходятся парами или группами для самостоятельного поиска чего-то замечательного. Время сбора строго оговаривается, делается предупреждение о возможных штрафных санкциях опоздавшим.

На улице выполняются только две задачи из пяти З: заметить и запомнить.

Увидеть что-то необычное на улице, по которой ходишь каждый день, не так просто – все знакомо. Участники игры могут быстро потерять интерес, поэтому задача ведущего – быть рядом, в поле видимости групп. У них должна быть возможность обратиться за помощью. Можно посоветовать ребятам сделать кадр – окошко (отверстие 3 х 4 см в листе бумаги) и через него на вытянутой руке посмотреть вокруг себя. Всегда можно что-то обнаружить, если хорошенько вглядеться и быть внимательным к деталям.

Хорошо, если есть возможность привлечения к игре ребят разных возрастов и даже родителей. В этом случае задача старших, увидев нечто, подарить спутнику свое открытие так, чтобы и он понял: "улица полна неожиданностей". Если дети увидели и зафиксировали какие-то негативные моменты и явления, не надо их останавливать и осуществлять отбор, что годится, а что нет для дальнейшей игры. Неприглядные, отрицательные детали действительности должны быть также осознаны детьми для формирования отношения активного неприятия таких фактов и явлений.

5. Через полчаса все собираются в условленном месте и, не раскрывая секрета своих наблюдений другим парам, вместе возвращаются в класс, где предстоит выполнить задачи оставшихся трех З – зашифровать, зарисовать, загадать. Для этого участники рассаживаются за отдельно стоящие столы для пар и троек, где уже приготовлены бумага для записей и рисунков, фломастеры, карандаши, краски.

На этом этапе ребятам предлагается перевести свои конкретные наблюдения и впечатления на язык шифра – язык знаков, символов, зарисовок, пиктограмм. При этом графическое решение, с одной стороны, должно быть не слишком очевидным, т. е. читающимися сразу, а с другой стороны, все-таки быть при определенных условиях поддающимся загадке.

На этом этапе ведущий вполне может, путешествую по группам, помогать в поиске наилучшего варианта графического решения.

6. Когда группа завершает работу над рисование шифра, ребуса, знака, она сдает свой личный лист ведущему и приступает к подготовке устного предъявления своей загадки. Это может быть вопрос к рисунку или самостоятельная загадка на ту же тему, что и рисунок. В любом варианте команде предстоит сделать это в творческой форме.

Пока команды (пары и тройки) готовят устное выступление, ведущий развешивает все рисунки-загадки на свободной стене.

7. На этапе предъявления команды по очереди показывают свои рисунки и озвучивают устные загадки, остальные высказывают свои предположения – разгадки. Когда все, кто хотел, высказались, команда дает свой ответ и, если это необходимо, поясняет рисунок.

8. После того, как все было показано, каждый участник группы имеет возможность отметить самый интересный шифр и самую интересную загадку. Для этого каждый по очереди получает два карандаша разного цвета, например, зеленый и голубой, с помощью которых он может поставить в уголке рисунка, который ему особенно понравился, восклицательный знак, скажем, зеленым цветом, а голубым – восклицательный знак в уголке рисунка с наиболее понравившейся устной загадкой. Здесь участникам необходимо придерживаться двух правил: оцениваются все работы, кроме своей, и восклицательные знак каждого цвета может быть отдан только одной работе. Стало быть не стоит ходить и помечать ими все понравившиеся работы, необходимо сделать выбор только одной из них по каждому из двух предложенных критериев.

Потом производится подсчет этих знаков, приветствие и поздравление победителей по обеим номинациям: самая занимательная графика, самая интересная загадка.

9. Завершается эта игра вопросами ведущего к классу:

  • Что из увиденного на улице порадовало, огорчило и почему?
  • Зачем нужна зоркая прогулка?
  • Какое из пяти З понравилось выполнять особенно?

При необходимости можно усилить идею хозяйского, т. е. активного, ответственного отношения к своей улице, своему двору, дому. В этом случае группы (пары) отправляются в дозор, в обход, т. е. смотрят на все не как созерцатели, а как хозяева, отмечая "полюсы" и "минусы" в состоянии города, улицы, поведения горожан. Тогда итог прогулки, предъявляемый в классе, – это своеобразный отчет дозора.

У игры есть усложненный вариант, который называется "молчаливая прогулка". На прогулке участники игры в парах или тройками ну могут переговариваться в течение заранее оговоренного времени. Можно указывать партнерам на интересные объекты лишь жестом или взглядом. Это могут быть не только зрительные, но и звуковые, обонятельные и другие впечатления. Каждый без слов пытается понять другого и старается быть понятым другими. По возвращении в класс каждый записывает, что он понял и принял от партнеров, что хотел показать сам. Далее идет обмен текстами, сверка и выяснение, правильно ли игроки поняли друг друга. После этого можно сочинить небольшой рассказ об увиденном, услышанном, унюханном, почувствованном на прогулке. А к рассказу сделать иллюстрацию "Портрет сегодняшнего дня на улице такой-то" или "Портрет улицы (название) 26 января 2014 года".

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»