Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Лариса Николаевна Варданян,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»

Осознание себя гражданином определенной страны, у которого есть свои обязанности и права, который приобщен к ее истории и является частью ее народа, происходит обычно в зрелом возрасте. Но при этом даже взрослому человеку порой необходимо оказаться вне своей страны, чтобы ощутить себя ее гражданином. Чувство гордости за свое отечество особенно глубоко проживается, когда ты сам приобщен к чему-то значительному и существенному в масштабах континента или мира. Примером могут служить репортажи с международных спортивных соревнований, когда крупным планом показывают лица спортсменов на пьедестале почета, слушающих гимн своей страны, их взгляд, обращенный к государственному флагу.

Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина» проводится в рамках курса патриотического воспитания «Я и мой мир». Предлагаемая игра-мастерская создает условия для обретения опыта гражданского, ответственного отношения к «большому и важному делу» (в данном случае — это «контакт» с людьми внеземной цивилизации). В игре ребята получают опыт предъявления своих представлений и знаний, ведения дискуссии, постановки вопросов.

Игра включает в себя этапы индивидуальной, групповой и коллективной работы. Наиболее удобным является размещение парт «цепочкой» по периметру классной комнаты (через каждые две парты лучше сделать небольшие проходы для более свободного перемещения участников). В процессе игры могут понадобиться места для групповой работы.

Кроме рабочих столов могут понадобиться столы для раскладывания источников информации (книги, справочники, энциклопедии). Их можно поставить в освободившийся центр класса или около доски.

Реквизит для игры: доска, мел, карта России, небольшие флажки для фиксирования на карте, цветные карандаши, альбомные листы, листы для записей по числу участников.

Ход игры-мастерской:

1. Игра начинается с разминочного, настроечного этапа. Ведущий обращается к ребятам с небольшим вводным словом, суть которого в том, что мы — россияне, мы — граждане России, жители этой великой страны. Но что мы знаем о стране, в которой живем? Попробуем прояснить это для себя с помощью нескольких вопросов.

Одним из первых предлагается поставить наиболее простой вопрос — на перечисление: «Какие крупные города России, а также большие реки, моря и озера они знают?»

Сбор ответов идет в режиме аукциона. Желающий ответить поднимает руку и по знаку ведущего называет свой объект. Ведущий сам, а лучше с помощью ассистента, небольшим ярким флажком фиксирует на карте местонахождение названного объекта. Если пауза до очередного предложения-ответа затягивается, то начинается отсчет до трех или до пяти. Если ведущий успел сказать «Три!» прежде чем появился еще один вариант, аукцион завершается, а победа — отличительный жетон — присуждается автору последнего варианта.

В итоге аукциона на карте возникает картинка представлений ребят о разных географических объектах нашей страны. Если все ответы, имеющие отношение к обсуждаемому, были удачными, они поощрялись жетонами определенного цвета, например, синего. Благодаря этому выделилась группа ребят (обладателей синих жетонов), наиболее осведомленных в обсуждаемом.

Следующий разминочный вопрос может быть таким: «Кого ребята знают из известных и знаменитых людей в нашем отечестве, живших ранее и живущих сегодня?» Процедура ответов остается прежней.

Фамилии названных персон записываются на доске справа или слева от карты. При этом их лучше группировать сразу по рубрикам: культура, политика, спорт, наука... В результате станет понятно, какие имена и из каких сфер сегодня на слуху наших третьеклассников. На этом шаге можно использовать жетоны уже другого цвета, например, зеленого. Тогда вновь определится соответствующая группа ориентирующихся лучше в этом вопросе.

Третий вопрос разминки: «Что знает и может наш народ? О каких главных достижениях и победах России ребята слышали, помнят, знают?» Ответы в краткой форме фиксируются на доске и поощряются, например, красными жетонами.

2. Теперь ведущий объявляет участникам, что на электронную почту получено послание от внеземной цивилизации, обращенное к нашей стране. Вот содержание (примерное) этого послания.

УВАЖАЕМЫЕ БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ!

МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ К ВАМ ЗА ПОМОЩЬЮ, ТАК КАК НАШ МЕЖПЛАНЕТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОРАБЛЬ С КОСМОНАВТАМИ НА БОРТУ ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ОКОЛОЗЕМНОЙ ОРБИТЕ С ИСПОЛЬЗОВАННЫМИ, НО НЕ РАЗРУШИВШИМИСЯ СПУТНИКАМИ ЗЕМЛИ, ЗАПУЩЕННЫМИ В КОСМОС ВАШЕЙ СТРАНОЙ. ПОСКОЛЬКУ НАМ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ АВАРИЙНУЮ ПОСАДКУ НА ТЕРРИТОРИИ ВАШЕЙ СТРАНЫ, МЫ НАДЕЕМСЯ НА ПОМОЩЬ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН. ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НАМ НЕОБХОДИМЫ СВЕДЕНИЯ О ВАШЕЙ СТРАНЕ ОТ САМЫХ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ. НАС ИНТЕРЕСУЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • В КАКОЙ ТОЧКЕ ВАШЕЙ СТРАНЫ ВЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ НАМ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ (ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬШЕ ОТ ГРАНИЦ), ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В КАКУЮ-НИБУДЬ СОСЕДНЮЮ СТРАНУ?
  • ЧТО ЖДЕТ НАС ПО ЧАСТИ ПОГОДЫ И ПРИРОДЫ (ТЕМПЕРАТУРА, ВЕТРЫ, ПОЧВА, РАСТЕНИЯ)?
  • О ЧЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСПОМИНАЕТ И РАССКАЗЫВАЕТ ВАШ НАРОД, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГОРДОСТЬЮ ВАШЕЙ СТРАНЫ?

ПРОСИМ ВСЕ ИЗЛОЖИТЬ КРАТКО, ТАК КАК ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ С ЗЕМЛИ ЗАТРУДНЕН. ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПЕРЕВОДА НА НАШ ЯЗЫК МОЖЕТЕ СОПРОВОДИТЬ ВАШИ СВЕДЕНИЯ РИСУНКАМИ: ЯЗЫК ИЗОБРАЖЕНИЙ МЫ ПОНИМАЕМ ЛУЧШЕ.

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПЛАНЕТ

 

3. Участникам игры предлагается высказать свои соображения о том, как поступить с этим обращением. Предлагается создать шесть групп для подготовки ответного сообщения.

Группам дается только один вопрос, причем на две группы по одному, о чем члены группы не знают. Ответы, которые каждая группа готовит самостоятельно, должны быть краткими, но емкими. На подготовку ответов дается 15 минут.

При желании группы должны иметь возможность обратиться к источникам информации — учебникам, детским справочникам и энциклопедиям, книгам, в которых нужные места отмечены закладками.

По истечении обозначенного времени группы, работающие по одинаковым вопросам, объединяются и обмениваются своим идеями и находками.

Для демонстрации классу группы готовят тексты ответов на листах бумаги, рисунки — на альбомных листах.

4. На этом этапе важно убедиться в том, что изображенные на рисунках знаки и символы понятны остальным участникам. Для этого проводится блиц-расшифровка.

5. В завершение игры-мастерской проходит обсуждение того, насколько полно и ясно удалось ответить на поступивший вопрос. О чем захотелось самим узнать подробнее и глубже? Для будущей работы создается «банк нерешенных вопросов».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»