Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Наталья Викторовна Печуркина,
методист второй квалификационной категории МБОУ ДОД «Детско-юношеский Центр «Планетарий» г. Новосибирска

Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»

Данная программа предназначена для школьников общеобразовательных школ. Она хороша тем, что лектор (преподаватель) может на свое усмотрение в зависимости от обстоятельств, а также уровня подготовленности учащихся варьировать предлагаемый материал. Кроме того, данная методическая разработка прекрасно подходит для проведения не только обзорной экскурсии в планетарии, но и классного тематического мероприятия, урока истории в школе, оформления информационных бюллетеней и тематических сборников, посвященных памятным датам в истории космонавтики.

Цель: познакомить учащихся с основными вехами в истории космонавтики и астрономии и оценить значение этих исторических событий для всего человечества. Популяризация космических исследований и пропаганда достижений российской космонавтики.

Задачи:

Образовательная: расширение общего кругозора учащихся.

Воспитательная:  воспитание патриотизма, любви и гордости за свою Родину, свой народ.

Развивающая: формирование интереса к мировой и отечественной истории, к достижениям и развитию космической индустрии и астрономии. Повышение мотивации к обучению детей с гуманитарными и естественнонаучными наклонностями.

План проведения экскурсии (тематического занятия): на экране монитора выведен коллаж из тематических картинок. Слушателям предлагается связать картинку с историческим событием, назвать даты, персоналии, объекты. В качестве поощрения победителям или активным участникам можно вручить сувениры или ограничиться сертификатом в номинации «Эксперт» или что-то в этом роде.

Блок: животные в космосе

Животные в космосе – животные, в научно-исследовательских целях посылаемые в космическое пространство на космических кораблях. До выхода человека в космос (1961 год) полёты животных имели цель проверить, могут ли будущие космонавты выжить после полёта, и если да, то как полёт может сказаться на их здоровье. В эпоху пилотируемой космонавтики животных посылают в космос для изучения различного рода биологических процессов, эффектов микрогравитации и в других целях.

Подавляющее большинство исследований с собаками было проведено в Советском Союзе в 50-х и 60-х годах XX века. Учёными были проведены исследования воздействия на животных большинства факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей различной интенсивности, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии. При проведении таких экспериментов в СССР, дополнительно производились испытания систем аварийного спасения головных частей ракет с пассажирами.

Суборбитальные полёты совершали собаки: Цыган, Дезик, Кусачка, Модница, Козявка, Непутёвый, Чижик, Дамка, Смелый, Малышка, Снежинка, Мишка, Рыжик, ЗИБ, Лиса, Рита, Бульба, Кнопка, Минда, Альбина, Рыжая, Джойна, Пальма, Отважная, Пёстрая, Жемчужная, Малёк, Пушок, Белянка, Жульба, Кнопка, Белка, Стрелка и Звёздочка.

3 ноября 1957 была выведена на орбиту собака Лайка. 26 июля 1960 была предпринята попытка вывести в космос собак Барса и Лисичку, но через 28,5 секунд после старта их ракета взорвалась.

Первый успешный орбитальный полёт с возвращением на Землю совершили собаки Белка и Стрелка 19 августа 1960.

Последний перед полётом Ю. А. Гагарина испытательный запуск искусственного спутника земли (пятый беспилотный корабль-спутник «Восток») с собакой Звездочкой и манекеном космонавта, которого будущие покорители космоса назвали Иваном Ивановичем. «Генеральная репетиция» прошла успешно — после кругосветного витка экспедиция благополучно вернулась на Землю: собака возвращена, манекен катапультирован и возвращен на парашюте. Спустя три дня на конференции в Академии наук все взоры присутствующих были устремлены на Белку, Стрелку и Звёздочку, а на сидевшего в первом ряду Гагарина внимания тогда никто не обратил.

Наиболее близкие к человеку по физиологии обезьяны многократно запускались в суборбитальные и орбитальные полёты как до, так и после первого полёта в космос человека. США запускали обезьяну в космос первоначально между 1948-1961 и по одному полёту в 1969 и в 1985 годах. В суборбитальные полёты запускали обезьян Франция в 1967 году, Аргентина в 1969-1970 годах, Иран с 2011 года. Советский Союз и Россия запускали обезьян между 1983 и 1996 годами. Всего в космос летали 32 обезьяны; у каждой было только по одной миссии.

Кошки запускались в космос только Францией. Считается, что успешный суборбитальный полёт совершил кот Феликс, хотя многие источники утверждают, что первой в мире кошкой, совершившей космический полёт, была Фелисетт.

18 октября 1963 года Франция запустила в околоземное пространство ракету с кошкой на борту. В подготовке к этому полёту принимало участие двенадцать животных, главным кандидатом на полёт был кот Феликс. Он прошёл интенсивную подготовку и был утверждён на полёт. Однако незадолго до запуска кот сбежал, и его срочно заменили Фелисеттой.

Запуск ракеты с «астрокошкой» (как позже прозвали Фелисетт газеты) был произведён с полигона в пустыне Сахара. Она достигла высоты 200 километров, где капсула с кошкой отделилась и на парашюте спустилась на землю. Эксперимент прошел благополучно, кошку извлекли из капсулы живой и невредимой. О её жизни после знаменательного полёта ничего не известно.

Картинка № 1: «Белка и Стрелка»

19 августа 1960 года – впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю – это были собаки Белка и Стрелка.

Картинка № 13: «Черепаха»

15 сентября 1968 года к Луне был успешно отправлен космический аппарат «Зонд-5». Трое суток спустя аппарат облетел вокруг Луны и произвел фотографирование поверхности с высоты 1960 км. Успех был более полным, если учесть, что на борту пятого «Зонда» находились две черепахи. Фактически именно они стали первыми жителями Земли, совершившими облёт спутника нашей планеты. Беспилотный космический корабль возвратился на Землю и приводнился в Индийском океане, черепашки вернулись на Землю живыми и невредимыми. Имен у черепах не было.

Но почему выбор пал именно на этих животных? Дело в том, что степные черепахи не нуждаются в больших дозах кислорода для жизни, кроме того, они могут голодать довольно длительное время – около двух недель. Еще одной удивительной способностью степных черепах было их свойство погружаться в особый природный летаргический сон. Так что, специалисты больше не размышляли над тем, кого отправить в «лунную» программу. Перед тем, как отправить черепах в полет, их заперли в специальных клетках и обездвижили полностью.

Картинка № 25: «Лайка»

3 ноября 1957 года в космос был запущен первый в мире биологический спутник с собакой Лайкой на борту.

Двухлетняя Лайка стала первым животным, побывавшим в космосе, однако из-за проблем с терморегулированием собака погибла от перегрева уже на четвертом витке.

Лайка стала первой собакой-космонавтом, увековеченной памятником, который в 2008 году был установлен на территории Испытательного института военной медицины в Москве. Памятник посвящен всем животным, погибшим ради науки, но венчает его спутник, из которого выглядывает именно Лайка.

 

Блок: люди и космос

Картинка № 15: 12 апреля 1961 года летчик космонавт СССР майор ВВС СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил на корабле «Восток»  первый пилотируемый космический полет.

Картинка № 17: 6-7 августа 1961 года – второй человек в мире и самый молодой космонавт на Земле Герман Титов в возрасте 25 лет совершил орбитальный космический полет на корабле «Восток-2». Имел позывной «Орел».

Титов обогнул Землю 17 раз, пролетел 700 тыс. км, а в полете пробыл больше суток – 25 часов и 48 минут. Также он сделал первые фотографии Земли.

Картинка № 10: Светлана Евгеньевна Савицкая – вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос в 1984 году, продолжительностью 3 часа 35 минут.

На счету Светланы Савицкой 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы, 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 год).

Картинка № 3: 16 июня 1963 года – первая женщина, облетевшая Землю на космическом корабле «Восток-6» была младший лейтенант ВВС СССР. Валентина Владимировна Терешкова. Ее полет в 1963 году продолжался двое суток 22 часа 40 минут. Родным она сказала, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио. За этот полет ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Валентину Терешкову также наградили титулом «Величайшая женщина ХХ столетия».

Картинка № 19: 18 марта 1965 года подполковник ВВС СССР Алексей Архипович Леонов первым вышел в открытое космическое пространство из космического корабля «Восход 2», где пробыл 12 минут 9 секунд. Только его исключительное мужество смогло помочь преодолеть космонавту возникшую внештатную ситуацию. Его скафандр сильно разбух, из-за чего он не мог вернуться на космический корабль. Войти в шлюз корабля Леонову удалось только после того как он удалил из скафандра излишнее давление. За этот полет ему был присвоено звание Героя Советского Союза.

Картинка № 5: 21 июля 1969 г. Нил Олден Армстронг, командир космического корабля «Аполлон 11», стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны в районе Моря Спокойствия. За ним из лунного модуля «Игл» вышел полковник ВВС США Эдвин Юджин Олдрин младший, в то время как основной модуль «Колумбия», пилотируемый подполковником ВВС СИП Майклом Коллинзом находился на орбите.

Картинка № 29: 17 июля 1975 года после долгих лет соперничества была совершена стыковка («Рукопожатие в космосе») на земной орбите советского корабля «Союз-19» с двумя космонавтами на борту и американского корабля «Аполлон» с экипажем их трех астронавтов.

Советский экипаж: Алексей Леонов — командир, Валерий Кубасов.

Американский экипаж: Томас Стаффорд — командир, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон.

Картинка № 30: Валерий Владимирович Поляков во время своего второго полета на корабле «Союз ТМ-18» в январе 1994 года произвел мировой рекорд нахождения человека в космосе – продолжительность полета составила 437 дней 18 часов!

Картинка № 16:Джон Гленн — первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полёт. 20 февраля 1962 года Гленн на «Меркурии-Атлас-6» три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США (был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги»).

Второй полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября— 7 ноября 1998 года. Миссия «Дискавери» продолжалась 213 часов 44 мин. Ко времени второго космического полёта Джону Гленну исполнилось 77 лет, таким образом, он стал самым пожилым человеком в космосе.

  • Первый орбитальный полёт астронавта США.
  • Самый пожилой астронавт.
  • Обладатель уникального рекорда — перерыва в 36 лет между полётами в космос.
  • Единственный человек, летавший на корабле первого поколения (Меркурий) и четвёртого (Шаттл).
  • Первый астронавт, доживший до 90 лет (18 июля 2011).

Картинка № 11: Наш великий ученый Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) был основоположником современной космонавтики, то есть науки об изучении космоса. Циолковский в начале прошлого века изобрел двигатель для ракеты, на которой можно было лететь в космос.

В своей рукописи «Свободное пространство» не только выдвинул смелую идею о возможности использования принципа реактивного движения для осуществления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в космическом пространстве. Своими работами Циолковский во многом определил рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.

Он был гениальным изобретателем, конструктором, ученым, писателем – фантастом, он первым заговорил о применении ракетного принципа движения вне атмосферы, тогда как его многие современники полагали применить ракетный принцип к полетам в воздухе.

Циолковского по праву называют «отцом мировой космонавтики»: ученый разработал теоретические основы ракетной техники, ставшие основой ракетостроения в СССР и приведшие к созданию первого в СССР жидкостного ракетного двигателя.

Картинка № 7: Сергей Павлович Королев — советский учёный, конструктор первых космических ракет познакомился с Циолковским и его работами в области ракетной техники в 1929 году. В 1946 году Королева назначают главным конструктором особого конструкторского бюро. Его задача – создание мощных баллистических ракет.

21 августа 1957 года прошел запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.

Под руководством Королева будут созданы практически все советские аппараты: как пилотируемые, так и беспилотные.

В 1957 году прошел запуск первого в мире искусственного спутника земли, главным конструктором которого был Королев. Наша планета с замиранием сердца слушала сигналы, которые подавал спутник с орбиты Земли. Затем в 1960 году 17 витков вокруг Земли сделали наши  собаки Белка и Стрелка. Этот полет доказал, что в космос могут полететь и люди.

Картинка № 20: 9 (21) июня 1897 г. в Полтаве (Украина) в семье студента Игнатия Бенедиктовича Шаргея и учительницы Людмилы Львовны (в девичестве Шлиппенбах) родился сын Александр - будущий ученый, один из пионеров разработки основ ракетостроения и космонавтики, известный всему миру под именем Юрия Васильевича Кондратюка.

Имя этого человека по праву стоит в одном ряду с именами таких выдающихся ученых, как К.Э. Циолковский, Н.И. Кибальчич, Ф.А. Цандер.

Детство его было омрачено ранней смертью сначала матери, а потом и отца. Воспитывался он в семье деда – врача А.Н. Даценко. В возрасте тринадцати лет в 1910 г. Александр Шаргей поступил в 3-й класс 2-й Полтавской мужской гимназии. Очень рано у мальчика проявилась склонность к изобретательству.

«С 16-летнего возраста, – с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни» - так писал он Циолковскому в 1930 г. Результатом работы этого периода было нахождение почти всех основных положений ракетного полета (без детальной обработки и зачастую без точной математической аргументации), нахождение наивыгоднейшей траектории и отдельных математических выводов, включенных впоследствии Ю.В. Кондратюком в известную книгу «Завоевание межпланетных пространств».

В 1916 г. А. Шаргей – очень, высокий, худощавый с проницательным взглядом больших черных, как антрацит, глаз молодой человек – закончил с серебряной медалью Полтавскую гимназию.  В том же году он поступил в Петроградский политехнический институт, однако через два месяца учебы  был мобилизован в армию: шла Первая мировая война. После окончания Школы прапорщиков А. Шаргей был направлен на Южный фронт. Но и в окопах, используя каждую свободную минуту, он продолжал свои космические расчеты. Уже к концу 1916 г. А. Шаргей в основном закончил свою первую рукопись «Тем, кто будет читать, чтобы строить».

Александр Шаргей даже не подозревал, что где-то в Калуге живет К.Э. Циолковский и занимается тем же самым… В 1918 г. в одном из старых номеров журнала «Нива» молодой изобретатель нашел заметку о ракете Циолковского, но «Вестник воздухоплавания», на который ссылалась заметка, попал к нему только в 1925 г., когда его собственная работа уже подходила к концу. Конечно, он был разочарован тем, что не является первым и единственным исследователем в этой области, но,  в то же время и увидел, что не только повторил некоторые исследования К.Э. Циолковского совершенно другими методами, но и внес много нового в теорию межпланетного полета.

Началась Гражданская война, и прапорщик А. Шаргей, демобилизовавшись из армии, вновь попал под «ружье», на этот раз его насильственно мобилизовали в Белую армию генерала Деникина. При отправке на фронт Александр бежал. Так, без документов, перебиваясь случайными заработками, под угрозой ареста, он жил два года.

В 1921 г. на основании удостоверения личности умершего от туберкулеза студента Киевского университета Георгия (Юрия) Васильевича Кондратюка А. Шаргей получил паспорт на его имя. Так Шаргей превратился в Кондратюка и всю оставшуюся жизнь прожил под чужим именем, с этим именем вошел в историю мировой космонавтики.

Времена были трудные и опасные – чье-нибудь свидетельство о том, что Шаргей был демобилизован в деникинскую армию, могло стоить ему жизни.

Поэтому Шаргею-Кондратюку приходится скитаться по стране. Сначала он уехал на Северный Кавказ, работал на Крыловском элеваторе. Именно в 1925-26 гг., живя в станице Октябрьской Краснодарского края, он завершил работу над книгой «Завоевание межпланетных пространств» - его главного научного труда.

Попытки издать эту книгу в Москве не увенчались успехом, несмотря на положительный отзыв видного ученого, специалиста в области аэродинамики В.П. Ветчинкина. Все последующие годы В.П. Ветчинкин горячо поддерживал самобытного ученого.

В августе 1927 г. по приглашению краевой конторы «Хлебопродукт» Ю.В. Кондратюк приехал в Новосибирск и прожил здесь пять лет. Он работал механиком, а позднее инженером в краевой конторе «Союзхлеб» (располагалась в здании на Советской, 24), выполнял работы, связанные с ремонтом и строительством элеваторов и зернохранилищ по всему Сибирскому краю.

Именно здесь, в Сибири были построены самые значительные сооружения Ю.В. Кондратюка. В составе комплекса для хранения зерна в Алтайском крае (г. Камень-на-Оби) был элеватор, несущие стены которого были построены без единого гвоздя, и знаменитое зернохранилище «мастодонт», которое тогда получило статус самого большого деревянного амбара в мире.

Не менее уникален и его подвесной мост через реку Аба в Новокузнецке. Сибирский механик Ю.В. Кондратюк просчитал нагрузку и прочность конструкций моста, под его руководством такой мост из рубленого леса и был построен. К сожалению, ни одно из этих сооружений не сохранилось до нашего времени – из-за ветхости материала, да и по вине людей.

В январе 1929 г. в Новосибирске в типографии Сибкрайсоюза на средства автора, полученные за изобретения и рационализацию, и скопившиеся благодаря спартанскому образу жизни, была издана книга «Завоевание межпланетных пространств». Книга вышла тиражом 2 тыс. экземпляров, имела 72 страницы текста, 6 вкладок с чертежами и графиками.

С удивительной точностью Ю.В. Кондратюк рассмотрел в своей книге такие важные вопросы, как устройство многоступенчатых ракет и двигателей, состав топлива, энергетически выгодные и оптимальные траектории космических полетов к Луне и другим планетам, устройство межпланетных промежуточных баз, способы возвращения на Землю и многие другие проблемы межпланетных полетов.

Большие надежды Ю.В. Кондратюк возлагал на свой проект многоступенчатого космического корабля, у которого ступени по мере сгорания топлива могут отделяться от корабля. Большинство идей, предложенных автором, реализованы в современной космонавтике, но остались замыслы, которые до сих пор неподвластны человеческому разуму.

Ю.В. Кондратюк сразу после издания книги направил один экземпляр К.Э. Циолковскому и буквально через месяц получил от него положительный отзыв.

В июле 1930г. по ложному доносу Ю.В. Кондратюк и пять его коллег были арестованы с обвинением в экономическом вредительстве по печально знаменитой «58-й» статье. Он был осужден на три года лагерей, которые впоследствии заменили «прикомандированием» на строительство завода горного оборудования на окраине Новосибирска. Вскоре Ю.В. Кондратюка перевели в Особое бюро № 14 при ОГПУ, где он занимался проектированием оборудования для добычи угля в Кузбассе. Особый статус бюро говорил об особом положении всех сотрудников, имевших суровое клеймо «врага народа».

Здесь же в Новосибирске Ю.В. Кондратюк с коллегами разработал оригинальный проект Крымской ветроэлектростанции, аналогов которого не было ни тогда, нет и сейчас. Грандиозное сооружение высотой с 40-этажный дом, имея особые прочностные характеристики, должно было устоять против напора морского ветра на горе Ай-Петри на высоте более 1200 метров. Это проект так и не был реализован.

В 1933 г., будучи по делам Крымской ВЭС в Москве, Ю.В. Кондратюк встретился с будущим главным конструктором космических ракет С.П. Королевым, возглавлявшим в то время ГИРД (Группа изучения реактивного движения). Королев был наслышан о молодом талантливом сибиряке и предложил ему у себя в группе место главного теоретика. Зная о том, что каждый новый сотрудник ГИРДа проходил доскональную проверку документов и биографии особым отделом РККА, на предложение о совместной работе Юрий Васильевич с болью в сердце ответил отказом.

Начавшаяся война прервала научную и творческую деятельность Ю.В. Кондратюка. Сотрудники ПЭК ВЭС записались в ряды добровольцев и в ночь на 7 июля 1941 г. пешком ушли на фронт в составе дивизии народного ополчения Киевского района Москвы. Последний бой, в котором он принимал участие, состоялся 25-26 февраля 1942 г. на левом берегу Оки на плацдарме между населенными пунктами Ветренцы и Кравцовские выселки Орловской области. Бои тогда шли тяжелые и кровопролитные. Обстоятельства гибели Ю.В. Кондратюка, время и место его захоронения до сих пор остаются неизвестны.

В 1967 г. Генеральная ассамблея Международного астрономического союза приняла решение о присвоении имени Ю.В. Кондратюка одному из кратеров на обратной стороне Луны.

В 1969 г. после высадки американской экспедиции «Аполлон-11» на поверхность Луны, в газете «Комсомольская правда» появилась статья научного публициста В. Львова под названием «Человек, который предвидел». В этом материале шла речь о молодом талантливом ученом и его вкладе в теорию космонавтики. По сути, эта статья и смогла вернуть из забытья имя Юрия Васильевича Кондратюка. В следующем, 1970 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приняла решение о прекращении судебного дела в отношении Ю.В. Кондратюка и пяти его коллег. Ю.В. Кондратюк был полностью реабилитирован, его доброе имя восстановлено. В честь талантливого ученого-самоучки сегодня названы площадь в Новосибирске, улицы в Москве, Омске, Полтаве, Рубцовске, на станции Крыловская.

В 1993 г. имя ученого было присвоено малой планете (астероиду), открытой астрономом Крымской обсерватории Н.С. Черных. В начале XXI века благодарные потомки признали Ю.В. Кондратюка «Гражданином XX века Новосибирской области».

Из воспоминания В.В. Самодовой, работавшей с Ю.В. Кондратюком на Кавказе: «Юрий Васильевич был совершенно неповторимым человеком. Его доброта, человеколюбие превосходили все пределы. Получая зарплату, гонорары за свои изобретения, он оставлял себе деньги только на питание и самые необходимые мелкие расходы, остальные отсылал, помогая нуждающимся друзьям, помогал рабочим, которые обращались к нему. Юрий Васильевич был домоседом, он очень редко отлучался из дому и очень на короткое время.. Приходя с работы, Юрий Васильевич обедал и сразу садился к своему столу и работал: что-то писал, чертил… Это был уже совершенно взрослый человек, но, как видно, он очень любил юность. Он умел в свободное время хорошо шутить, создавая теплую, сердечную обстановку, что невзгоды жизни уходили. А бывали дни, когда он подолгу сидел задумчив, устремив в одну точку взгляд своих прекрасных, как южная ночь, черных глаз».

Космические идеи, предложенные Ю.В. Кондратюком:

– доказал, что ракета, не сбрасывающая своих топливных баков, вылететь за пределы земного притяжения не может;

– разработал теорию промежуточных станций в виде искусственных спутников планет;

– высказал идею об использовании энергии Солнца с помощью зеркал – концентратов для нужд космического корабля и использования больших зеркал на орбите искусственных спутников для освещения планеты;

– оригинальным методом вывел уравнение движения ракеты;

– предложил использовать при возвращении на Землю ракету с крыльями;

– рассматривал вопросы функционирования баз снабжения на Луне и использования солнечной энергии для добывания топлива из лунных пород;

– разработал вариант экспедиции на другую планету через ее орбиту;

– рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос через шлюз в специальных скафандрах, имея запас воздуха;

– предложил размещать космонавтов в специальных индивидуальных креслах, позволяющих переносить большие перегрузки при старте и при посадке космического корабля.

Картинка № 14: Кибальчич Николай Иванович (1853-1881) — изобретатель, автор первого русского проекта реактивного двигателя и летательного аппарата для полетов людей, социалист-революционер, народоволец.

Родился 19 октября 1853 в г. Короп Черниговской губернии в семье священника, в 1864 поступил в Новгород-Северскую гимназию, но (по настоянию отца) был отправлен в духовное училище, затем в Черниговскую духовную семинарию, откуда в 1869 вновь вернулся в гимназию и окончил ее с серебряной медалью. Уже тогда отличался выдающимися способностями к математике и языкам и в то же время бунтарским характером; в 16 лет категорически порвал отношения с отцом, участвовал в создании тайной библиотеки запрещенных книг при гимназии.

В 1871 начал учиться в Петербургском институте инженеров путей сообщения, полагая, что «для России железные дороги— самый жизненный вопрос; покроется Россия непрерывной сетью железных дорог, и мы процветем…».

В 1873 потерял интерес к железнодорожному транспорту и поступил в Медико-хирургическую академию, бывшую тогда центром студенческого движения Петербурге, тогда же приобщился к движению народников. Участник «хождения в народ». В октябре 1875  попал в тюрьму, обвиненный в хранении нелегальной литературы; в 1878 выпущен под надзор полиции без права завершения образования (с «волчьим билетом»).

 Перейдя в 1878 на нелегальное положение, вошел (по приглашению А.А. Михайлова и А.Д. Квятковского) в террористическую группу «Свобода или смерть», входившую в организацию «Земля и воля», в которой возглавил группу, ответственную за производство взрывчатых веществ (нитроглицерина, динамита), за что получил прозвище «главного техника», «агента-исполнителя решений» у товарищей-народовольцев. После раздела «Земли и Воли» на «Народную волю» и «Черный передел», остался в организации народовольцев. На протяжении 1879 изготовил несколько пудов динамита, рискуя взорваться сам во время опытов или быть арестованным на месте производства недозволенных веществ. Одновременно изучал возможности применения пороха для летательных аппаратов.

По словам своего товарища по организации народовольцев И. Ясинского, Кибальчич был «среднего роста, носил черный сюртучок, крахмальное белье, галстук и вообще имел вид европейский. Был не щеголеват, очень опрятен, вежлив и скромен, горделиво скромен… От него веяло холодком. Он располагал к себе, чем-то притягивал, но как будто и отталкивал. Большой лоб, бородка и зачесанные назад густые прямые волосы. Лицо крупное, очень бледное, а на бледном лице два черных бриллиантика — сверкающие, серьезные, спокойно глядящие перед собой глаза. Говорил мало…»

С 1879 Кибальчич — член исполкома «Народной воли». Руководил подпольной типографией, занимался публицистикой (псевдонимы: Самойлов, Дорошенко), став автором одной из программных статей народовольчества «Политическая революция и экономический вопрос» («Народное дело» 5 февраля 1881). Полагая террор лучшим средством борьбы за свои идеалы, весной 1879 вместе с товарищами готовил взрыв царского поезда в Одессе (изобретал запалы, нитроглицериновый «гремучий студень», доставлял взрывчатку в Одессу, рассчитывал последствия взрыва). После неудачи с покушением на царский поезд готовил динамит для взрыва в Зимнем дворце, который передавал А.А. Квятковскому и А.А. Желябову, а они, в свою очередь, строившемуся паркетчиком во дворец С.Н. Халтурину. Весной 1881 на пустыре за Невой, напротив Смольного института в Петербурге, обучал бомбистов обращению с разработанным им снарядом для нового покушения на Александра II. По его расчетам, взрыв, намеченный на 1 марта 1881, должен был уничтожить «все живое в радиусе 15-18 саженей».

Спустя 17 дней после цареубийства, 17 марта 1881, был арестован как соучастник.

На допросах он вел себя мужественно, стремясь превратить их в трибуну для прокламации народовольческих идей. Утверждал, что «террористическая деятельность — не только средство для наказания начальствующих лиц за их преследования социалистов, но и орудие борьбы для достижения политического и экономического освобождения народа». Заявлял: «даю слово, что все мое время, все мои силы я употреблю на служение революции посредством террора!». На вопрос о семейном положении ответил: «Женщины любят, чтобы за ними ухаживали, а я этого не умею, да и некогда мне».

Председатель суда Э.Я. Фукс записал о нем: «Кибальчич — замечательный ум, необыкновенная выдержка, адская энергия и поразительное спокойствие». Находясь в тюрьме, революционер до последней минуты оставался ученым, продолжая работу над проектом создания реактивного ракетного двигателя («проект воздухоплавательного прибора») с твердотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. Он также продолжал создавать описание устройства порохового двигателя, рассчитывал габариты пороховых шашек и камеры сгорания ракетного двигателя. Он размышлял над проблемами управления полетом летательного аппарата и обеспечения его устойчивости с помощью крыльев-стабилизаторов, анализировал способы торможения аппарата в атмосфере при спуске.

Однако министр внутренних дел отказался отправить его научные расчеты и записи «рассмотрение ученых, поскольку это могло бы вызвать неуместные толки». Тем не менее, слухи об изобретателе достигли части русского генералитета, и военные (в частности, ген. Э.И. Тотлебен) предложили «засадить» конструктора «крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставить ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Это предложение не нашло понимания у властей, намеревавшихся казнить ученого. Накануне казни Кибальчич обратился с письмом к новому императору Александру III, пытаясь убедить его в необходимости изменения политической системы. Письмо до адресата не дошло. Перед самой казнью Кибальчич отказался от исповеди и причастия, вступил в диспут со священником, обосновывая атеистические взгляды.

«Цареубийца» был повешен вместе с другими «первомартовцами» спустя месяц после теракта, 3 апреля 1881 в Петербурге.

Материалы по разработке проекта его ракетного двигателя были опубликованы в 1918 («Былое». 1918. № 4-5). Тогда же стало ясно, насколько близки были его идеи взглядам К.Э. Циолковского. Задолго до Циолковского Кибальчич обосновал выбор рабочего тела и источника энергии космического летательного аппарата, высказал идею о возможности применения бронированных порохов для реактивного двигателя. Он также рассчитал способы обеспечения программированного режима горения пороха, разработал методы сжигания, топливоподающее и регулирующие устройства. Подачу пороховых шашек в камеру сгорания предполагал осуществлять с помощью автоматических часов.

Яркая судьба Кибальчича, романтизация террористов-народольцев как героев борьбы за народное счастье, необычная фамилия натолкнули А.П. Гайдара на создание образа Мальчиша-Кибальчиша. Спустя 15 лет после Великой Отечественной войны в доме, где родился Кибальчич, был открыт его мемориальный музей. В 1966 один из кратеров на обратной стороне Луны был назван его именем, поскольку в области космонавтики идеи Н.И. Кибальчича на много десятилетий опередили свое время.

Картинка № : Кикина Анна Юрьевна – первая женщина из Новосибирска, которая подала документы на первый открытый конкурс в отряд космонавтов РФ, объявленный 27 января 2012 года, была допущен Конкурсной комиссией к очному этапу отбора.

Была принята на работу в ЦПК 26 октября 2012 года и вошла в состав отряда космонавтов Роскосмоса. С 30 октября 2012 года приступила к общекосмической подготовке.

 

Блок: космические аппараты

Картинка № 2: «Буран»

«Буран» – советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. «Буран» задумывался как военная система. Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Д. Ф. Устиновым 8 ноября 1976 года.

Предназначен:

– для решения ряда оборонных задач,

– выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания;

– доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов;

– возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников;

– освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю;

– выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. В космическое пространство "Буран" вывели с помощью ракеты. Самолет преодолел плотные слои атмосферы, сделал два оборота по орбите и произвел посадку на земле в автоматическом режиме. Этот факт был внесен в книгу рекордов Гинесса.

Геометрические и весовые характеристики.

Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров.

 Стартовая масса орбитального корабля до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность орбитального корабля имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование. Тепло-изоляционный материал очень легкий, его плотность почти в 7 раз меньше плотности воды и имеет очень низкий коэффициент теплопроводности.

Вся поверхность «Бурана», кроме носков крыла и фюзеляжа, была покрыта теплозащитными плитками (38 000 штук), изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС.

Каждая из 38 000 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК.

Расчетный ресурс конструкции – 100 орбитальных полетов.

Буран должен был превзойти – американский шаттл. В 1975 году отдельные части нового самолета были уже готовы. Встал вопрос - где их испытывать? Решением Центрального комитета Советского союза - "Буран" отправляется в Новосибирск. Во время полета корабль должен был выдержать огромные тепловые нагрузки от 900 до 1300 градусов. Специалисты новосибирского СИБНИА (Сибирский научно-исследовательский институт авиации) в течение семи лет готовились к испытаниями и, наконец, разработали сложную технологию с помощью, которой конструкцию нагревают и охлаждают до нужных температур.

Проводились акустические, вибрационные испытания, которые характеризуют транспортировочные нагрузки. Огромный объем работы проведен по испытанию кабины шаттла.

Отдельное внимание уделялось специальной плитке, покрывавшей корпус корабля. Именно она должна была защитить самолет от перегрева. В Новосибирск эту уникальную, по тем временам обшивку, доставили под грифом строгой секретности. Все время испытаний она находилось в специальных сейфах. Ее не разрешалось показывать никому теперь ее можно увидеть.

Каждая плитка имеет собственный номер и только свое место, где она может быть укреплена, потому что они имеют разную модификацию.

С тех пор заказы на испытания космической техники в новосибирский институт больше не поступали. Сегодня на прочность здесь проверяют гражданские и военные отечественные самолеты. Но местные специалисты уверяют - если появиться необходимость вновь испытывать космические корабли и модули, они не подкачают - все чертежи и схемы уникальных разработок здесь до сих пор сохранены.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Картинка № 4: «ИСЗ»

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С. П. Королёв.

Картинка № 8: «Хаббл»

Телескоп «Хаббл» назван в честь американского астронома Эдвина Хаббла. В 1929 году ученый пришел к выводу, что Вселенная постоянно расширяется. «Хаббл» подтвердил эту теорию, позволив астрономам заглянуть вглубь Вселенной. По результатам наблюдений квазаров, получена современная космологическая модель, представляющая собой Вселенную, расширяющуюся с ускорением, заполненную темной энергией. Уточнен возраст Вселенной – 13,7 миллиардов лет.

За 20 лет работы на околоземной орбите «Хаббл» получил сотни тысяч изображений свыше 22 тысяч небесных объектов – звезд, туманностей, галактик и планет.

Технические характеристики: длина – 13,1 м, диаметр зеркала 2,4 м.

Картинка № 24: «Луноход-1»

Первый лунный самоходный аппарат «Луноход-1» был доставлен на поверхность Луны межпланетной станцией Луна-17.

17 ноября 1970 года «Луноход-1» проложил по поверхности спутника Земли в районе Моря Дождей первую в истории человечества космическую колею. Луноход управлялся с Земли по радио. Он изучал особенности лунной поверхности, радиоактивное и рентгеновское космическое излучения на Луне, химические состава и свойств грунта. Телекамеры были установлены низко и давали обзор лишь на 8 метров вперед, поэтому скорость «Лунохода-1» была небольшой – всего 140 метров в час. Ученые рассчитывали, что он проработает на Луне три месяца, но их аппарат превзошел все ожидания. За 11 лунных дней или 10,5 земных месяцев он прошел путь около 10 километров. Аппарат проработал до 4 октября 1971 года.

Картинка № 26: «МКС»

Международная космическая станция (англ. International Space Station, сокр. ISS) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.

МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 16 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония, Китай.

Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полетами в Хьюстоне. Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

Орбита МКС находиться примерно 330–350 км от Земли.

Первый компонент МКС был запущен в 1998 г. МКС используется участниками проекта как орбитальная лаборатория для исследований в биологии, анатомии, физике, астрономии, метеорологии и других областях. На ней же проходит испытания оборудование, которое планируется использовать в миссиях на Луну и Марс.

Суммарный стартовый вес всех модулей составил более 417 тонн. Добавьте к этому вес продовольствия, запасов воды и воздуха, вес оборудования и материалов, снаряжения и прочих вещей.

– На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена капитана.

– Солнечные батареи Международной космической станции (МКС) имеют площадь поверхности, равную восьми баскетбольным площадкам.

– На МКС используется всемирное координированное время (UTC), оно практически точно равноотстоит от времён двух центров управления в Хьюстоне и Королёве. Через каждые 16 восходов/закатов закрываются иллюминаторы станции, чтобы создать иллюзию ночного затемнения. Команда обычно просыпается в 7 часов утра (UTC), экипаж обычно работает около 10 часов каждый будний день и около пяти часов каждую субботу. Во время визитов шаттлов экипаж МКС обычно следует Mission Elapsed Time (MET) — общему полётному времени шаттла, которое не привязано к конкретному часовому поясу, а считается исключительно от времени старта космического челнока. Экипаж МКС заранее сдвигает время своего сна перед прибытием челнока и возвращается к прежнему режиму после его отбытия.

Кстати, встают космонавты по звонку, сигналу, который отправляется из ЦУП-а на МКС. Звуковой сигнал – мелодия, которую выбирает либо сам астронавт, либо его семья.

– МКС — не только самый дорогой научный (или околонаучный) проект в истории. Это еще и самый большой техногенный предмет в космосе.

Картинка № 34: «Золотая пластинка» «Вояджеров»  и «Пионеров»

В 1971 году профессор астрономии и космических исследований Корнельского университета Карл Саган внёс предложение снабжать космические зонды, отправляемые в глубокий космос, посланиями для внеземных цивилизаций. Сагану и было поручено заняться их составлением. В итоге получилась так называемая «Пластинка «Пионера». Она была изготовлена в двух экземплярах и отправлена за пределы Солнечной системы на кораблях «Пионер-10» (2 марта 1972 года) и «Пионер-11» (5 апреля 1973 года). Саган первым осуществил попытку реального контакта с внеземной цивилизацией, а зонд «Пионер» стал первым творением человеческих рук, покинувшим пределы Солнечной системы.

В 1977 году опыт с «Пионерами» решили повторить. Зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» (англ. voyager — «путешественник») были оснащены новейшим оборудованием и- главное – могли автоматически делать фотографии и передавать их на Землю посредством радиосигнала. «Вояджеры» качественно сфотографировали Юпитер и Сатурн, а затем достигли Нептуна и Урана.

«Вояджеры» стали третьим и четвёртым космическими аппаратами, покинувшими пределы Солнечной системы (первыми двумя были «Пионер-10» и «Пионер-11»).

На борту аппарата есть интересный артефакт - золотая пластинка «Вояджера». Она представляет собой покрытую золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли медную информационную пластинку с записью звуковых и видеосигналов диаметром 12 дюймов (около 30 см). Вместе с пластинкой в футляр упакованы фонографическая капсула и игла для воспроизведения записи. На футляре выгравирована схема, изображающая установку иглы на поверхности записи, скорость проигрывания и способ преобразования видеосигналов в изображение.

Большая часть информации на пластинке – это музыкальные записи: Бах, Бетховен, Моцарт, рядом с ними – Чак Берри, Луи Армстронг, а также национальную музыку Японии, Индии, Перу, Болгарии, Грузии, и ещё некоторых областей земного шара. На пластинку попало даже ритуальное пение Новой Гвинеи. Помимо музыки, записи включают различные звуки земли – от рёва двигателя до плача ребёнка, от звука пилы – до птичьего пения. А также – голос людей, говорящих на 50 мировых языках.

Другая часть – это 116 цветных фотографий Земли и людей. Фотографии оплодотворения яйцеклетки, развития эмбриона, молекулы ДНК – и в то же время фотографии зверей и ландшафтов, людей всех социальных групп и рас.

Еще на диске записано обращение Джимми Картера, бывшего в 1977 году президентом США, который, между прочим, сказал следующие слова - «этот аппарат создан в США, стране с населением 240 млн. человек среди 4-миллиардного населения Земли. Человечество всё ещё разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации».

На пластинке воспроизведена схема излучения атома водорода, а также карта пульсаров, на которой помечено положение Солнца в Галактике.

Картинка №: «Скафандр»

Свою экипировку, о необходимости которой для завоевания больших высот говорил еще К. Э. Циолковский, космонавты позаимствовали из авиации. Практическое использование скафандра в полетах на самолетах с открытой кабиной началось в середине 30-х годов, а впервые его испытал (в барокамере «на высоте» 25 километров) известный английский физиолог Дж. Холден.

2 апреля 1937 года корреспондент газеты «Красная звезда» писал: «Войдя в одну из лабораторий института авиационной медицины имени академика Павлова, мы увидели необычную картину. Навстречу нам двигался человек в странной одежде. Его сопровождали конструктор-инженёр Чертовский и старший научный сотрудник Спасский. Это шли очередные испытания первого советского скафандра для высотных полетов «Ч—3» конструкции Чертовского. Летчик-орденоносец С. Коробов, находящийся в скафандре, приглушенным голосом отвечал на вопросы конструктора». Именно в этом скафандре 19 мая 1937 года С. Коробов после успешных испытаний в барокамере совершил первый полет на самолете.

Современный космический скафандр—аварийное средство спасения космонавта в кабине и средство для автономного существования и работы в открытом космосе.

Прежде всего он обеспечивает нормальное дыхание человеку. На высотах, где летают космические корабли, нет молекулярного кислорода, а атмосферное давление столь низко, что использование обычных дыхательных приборов невозможно. Дело в том, что давление кислорода в легких должно быть больше, чем в крови и тканях. Поэтому в случае аварийной разгерметизации кабины может возникнуть крайне тяжелая ситуация: кислород начнет выходить из тканей и крови через легкие. Это приведет к снижению его и без того небольших запасов в организме и быстро вызовет острое кислородное голодание. По этой же причине невозможно и работать в открытом космосе без скафандра.

Чтобы космонавт мог нормально жить и работать на больших высотах, необходимо поддерживать давление кислорода в легких в пределах 150—180 миллиметров ртутного столба. Следовательно, таким или несколько большим должно быть и давление этого газа в подшлемном пространстве скафандра.

Один из первых советских авиационных скафандров (1937 год).

Скафандр, в котором Юрий Гагарин совершил первый в истории Земли полет в космос.

В процессе жизнедеятельности постоянно образуется углекислота, выводимая легкими при дыхании. Накопление ее в гермошлеме скафандра в концентрации более 2—3 процентов оказывает токсическое действие на организм. Чтобы предупредить это явление, необходимо было предусмотреть вентиляцию воздуха в гермошлеме скафандра, соизмеряя объем вентиляции с продукцией углекислого газа, а она увеличивается с возрастанием мышечной работы космонавта. Поэтому в космическом скафандре были созданы автономные системы регенерации кислорода и поглощения углекислоты.

Не менее важно защитить космонавтов от вакуума. Пониженное барометрическое давление может само по себе обусловить тяжелое состояние — высотную декомпрессионную болезнь, напоминающую кессонную болезнь водолазов. В зоне пониженного барометрического давления растворенный в крови азот переходит в газообразное состояние; образующиеся свободные пузырьки газа закупоривают просвет сосудов и механически сдавливают ткани, нарушая их функции. А на больших высотах, когда давление атмосферы снижается до 47 миллиметров ртутного столба и ниже, жидкости незащищенного организма способны «закипать» — развивается так называемое высотное кипение.

Чтобы исключить возможность высотной декомпрессионной болезни, давление в скафандре должно достигать 300-400 миллиметров ртутного столба или 0,4-0,5 атмосферы, что соответствует высоте 7-5 километров. Но в связи с большим напряжением оболочек скафандра резко затрудняются и ограничиваются движения космонавта. Поэтому для лучшей подвижности в скафандре предусмотрены гибкие сочленения в виде «гармошки», «апельсиновых долек» или металлические герметизированные шарниры с подшипниками.

Еще одна важная проблема – поддержание нормального теплообмена организма. Известно, что в процессе жизнедеятельности непрерывно образуется тепло. Его величина в условиях относительного покоя составляет около 90 больших калорий в час, а при выполнении физической работы возрастает в 6-7 раз. Этого количества тепла было бы достаточно, чтобы вскипятить 5 литров воды. Отчасти оно передается менее нагретым предметам, с которыми соприкасается человек, частично рассеивается посредством радиации и испарения пота, но в основном теплоотдача происходит конвекционно – за счет нагревания постоянно движущегося у поверхности тела воздуха.

Так происходит в наземных условиях. Невесомость космического пространства исключает возможность конвекционного теплообмена. Следовательно, микроклимат в скафандре надо было создать искусственно. При этом ученые заботились в основном об отдаче излишков тепла, поскольку охлаждение и тем более переохлаждение в космосе маловероятно.

В первых космических скафандрах во время кратковременных полетов нормальный теплообмен обеспечивался вентиляцией: охлажденный и осушенный в системе жизнеобеспечения кабины воздух (или кислород) поступал в вентиляционную систему скафандра и удалял из него тепло и влагу.

В длительных космических полетах при интенсивных физических нагрузках и больших энерготратах космонавта такой способ терморегулирования неэффективен. Поэтому инженеры сконструировали водяное охлаждение: систему тонких, пришитых к белью эластичных пластмассовых трубок с циркулирующей охлажденной водой или другим хладоагентом с большей, чем у воздуха, теплоемкостью. В результате близкого контакта трубок с телом обеспечивается отвод тепла путем конвекции и радиации. Так решается проблема терморегулирования в современных космических скафандрах, впервые применённых экипажем «Салюта-6» – Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко.

Об этой новинке, созданной советскими учеными и инженерами, стоит сказать немного подробнее. Металлическое туловище скафандра напоминает кирасу средневековых рыцарей, а рукава и штанины выполнены из мягкого материала. Они снабжены шнуровкой, и их можно удлинять или укорачивать по росту человека. Так же просторен и шлем со светофильтром, защищающим лицо от ультрафиолетового и инфракрасного излучения Солнца. Водяное охлаждение позволяет космонавту самому регулировать тепловой режим внутри скафандра. Входит космонавт в эту индивидуальную гермокабину через люк в спине скафандра. На его внутренней поверхности компактно размещены все необходимые узлы автономной системы жизнеобеспечения: кислородные баллоны, регуляторы давления, испарительно-регенерационные установки и т. д.

Новую спецодежду космонавтов одним из первых опробовал Алексей Леонов. По его мнению, она гораздо удобнее того мягкого скафандра, в котором космонавт выходил в открытый космос. «Новый скафандр, —отметил Леонов, — можно «надеть» за пару минут, причем самому, без помощи товарища. Условия работы в нем приятные, можно трудиться не десятки минут, а целую рабочую смену. У этого скафандра — большое будущее».

По традиции, все советские, а затем и российские скафандры называются в честь птиц. На «Союзе» это был «Сокол», на «Буране» - «Стриж», на ранних «Восходах» и «Союзах» - «Ястреб» и «Беркут», а в так, к сожалению, и не реализованной лунной программе – «Кречет». Сегодня на МКС используются «Орланы».

Первая модификация скафандра «Орлан» с присвоением ему индекса «Д» была связана в основном с необходимостью длительного применения СК на орбитальной станции «Салют» и с обслуживанием его на борту ОС самими космонавтами. Следующая модификация «Орлан-ДМ» являлась промежуточным этапом перед использованием СК «Орлан-ДМА», которая эксплуатировалась на ОС «Салют-7» и начальном этапе работы ОС «Мир».

Скафандры «Орлан-Д» и «Орлан-ДМ» были связаны с бортовыми системами многопроводным кабелем, по которому осуществлялись электропитание систем скафандров, радиосвязь и передача телеметрической информации о работе скафандров и состоянии космонавта. Наличие связи скафандра с бортом станции с помощью кабеля было приемлемо при проведении космонавтами работ на ее поверхности вблизи от шлюзовой камеры.

Наиболее крупная модификация была проведена с присвоением скафандру индекса «Орлан-ДМА», при которой было увеличено время автономной работы СК (до 6 ч) и внесен ряд принципиальных изменений в его конструкцию. В отличие от скафандра «Орлан-ДМ» скафандр «Орлан-ДМА» на ОС «Мир» мог использоваться без применения электрического кабеля, связывающего его с бортовыми системами станции. Для этого он комплектовался двумя страховочными фалами и специальным съемным блоком, содержащим источник электропитания, блоки радиотелеметрической системы и антенно-фидерного устройства. Собственно радиоантенна была встроена в конструкцию верхней одежды скафандра.
Четвертая модификация скафандра «Орлан-М», применялась для внекорабельной деятельности экипажей орбитальной станции «Мир». Станция Мир просуществовала более 15 лет. Для ее поддержания в рабочем состоянии, для проведения различных исследований и ремонта оборудования 46-ю российскими и иностранными космонавтами было осуществлено 78 парных выходов в космос общей продолжительностью свыше 700 чел. часов. И на сегодняшний день, теперь уже на международной космической станции, скафандр «Орлан-М» обеспечивает выходы международных экипажей в открытый космос, оставаясь единственным скафандром орбитального базирования. Скафандр «Орлан-М» позволяет выходить в открытый космос как из российского сегмента МКС, так и из общего шлюза станции. В настоящее время проходит испытания новая модификация скафандра «Орлан» - скафандр «Орлан-МК», главным новшеством которого станет бортовая компьютерная система.

Сам по себе, «Орлан-М» относится к полужестким скафандрам: торс космонавта защищен прочной дюралюминиевой «кирасой», а конечности укрыты более мягким и гибким материалом. Предназначен он только для работы на орбите, в условиях микрогравитации – даже на Луне и Марсе с их небольшим притяжением он будет слишком тяжел. На Земле вес «Орлана-М» немного превышает 100 кг.

В сравнении со своим предшественником, он подходит большему числу космонавтов – ростом до 190 см – все необходимые размеры настраиваются, а рукава можно легко заменить, если во время работы они будут повреждены. Встроенная рация поддерживает одновременный прием и передачу сигнала. На прочном торсе имеются крепежи для «Устройства спасения космонавта» (УСК). К сожалению, из-за сложностей с доставкой этой системы на орбиту космонавты до сих пор продолжают работать без УСК – а ведь система эта действительно повышает безопасность работы в открытом космосе. Она включает пару небольших реактивных двигателей, которые располагаются по бокам ранца, а также дисплей с пультом управления, который крепится спереди. Если произойдет ЧП, и космонавт отлетит от станции, он всегда сможет вернуться к борту.

Вообще, в «Орлане-М» безопасности и надежности уделено самое серьезное внимание, ведь в открытом космосе даже частицы размерами меньше миллиметра, разогнанные до скоростей в десятки км/с, способны повредить обшивку скафандра. Это было показано в экспериментах на Земле: песчинки в полмиллиметра свободно пробивали все слои ткани и, хотя такая встреча в открытом космосе не слишком вероятна, разработчики «Орлана-М» учли и ее. В случае подобной разгерметизации включается встроенная система, способная поддерживать внутри скафандра необходимое давление в течение 30-50 минут. Этого более чем достаточно для возврата на станцию.

Прежде чем «упаковаться» в этот скафандр, космонавт надевает специальное белье и термокостюм, снабженный системой охлаждающих трубок, по которым течет вода (общий объем – 3,6 л). Сам процесс надевания «Орлана-М» не занимает много времени: в него почти «входят» сквозь дверцу в спине, как в холодильнике. Здесь, в рюкзаке расположено основное оборудование, включая вентиляторы и водяные насосы, регуляторы давления, баллоны с кислородом, радиоаппаратура и так далее. Все системы для пущей надежности дублированы, так что даже запас кислорода «на борту» имеется двойной. Интересно, что NASA официально считает свои скафандры «абсолютно надежными», так что в них системы не дублируются.

Все работы по настройке и мелкому ремонту выполняются прямо на орбите: «Орланы-М» на возвращение на Землю не рассчитаны. Они способны прослужить в течение 15-ти выходов в открытый космос за 4 года – это ограничение накладывает естественное старение некоторых компонентов системы поддержания давления, сделанных из природного каучука. Отработавший свое скафандр обычно просто привязывается к грузовикам «Прогресс» и сгорает при вхождении его в атмосферу.

Картинка №: «Планетарий»

Планетарий – оптический прибор для проекции на внутреннюю поверхность полусферического купола изображений звезд, планет, солнца, луны и других небесных объектов с соблюдением их относительной яркости, положения и движения. Планетарий показывает картину неба при наблюдении из любой точки на Земле в любой момент как в прошлом, так и в будущем. Планетарием называют также комнату или здание, в котором установлен этот проектор. Планетарии используются в астрономическом образовании и существенно помогают в популяризации космических исследований.

90 лет назад, 21 октября 1923 года, в Германии на предприятии КАРЛ ЦЕЙСС в Йене был продемонстрирован широкой публике первый проектор звёздного неба «Модель-1» («Цейс-1»), открывший эпоху планетариев. Германия - родина планетариев. Проекторы, способные воспроизвести самое величественное зрелище природы - звёздное небо, называли “чудом из Йены”, с началом космической эры началось их “триумфальное шествие” по всему миру.

Первый экземпляр «Цейс I» в 1925 г. был передан в Немецкий музей в Мюнхене, где для него построили здание с 10-метровым куполом.

 В настоящее время планетарий Немецкого музея оснащен аппаратом Zeiss M 1015, а старый аппарат и по сей день хранится в музее в качестве экспоната.

Картинка №: «Первый телескоп Галилея»

Первый телескоп был построен в 1609 году итальянским астрономом Галилео Галилеем (1564-1642). Телескоп имел скромные размеры (длина трубы 1245 мм, диаметр объектива 53 мм, окуляр 25 диоптрий), несовершенную оптическую схему и 30-кратное увеличение.

Свои опыты Галилей начал с простой комбинации положительной линзы, в качестве объектива, и отрицательной линзы, в качестве окуляра, дающей трехкратное увеличение. Его телескопы страдали сильнейшими хроматической и сферической аберрациями, т.е. давали размытое на краях и не сфокусированное в различных цветах изображение.

Однако Галилей не остановился и продолжил эксперименты с линзами и к январю 1610 г. создал несколько инструментов с увеличением от 20 до 33 раз. Именно с их помощью он совершил свои замечательные открытия: обнаружил спутники Юпитера, горы и кратеры на Луне, мириады звезд в Млечном Пути, и т. д.

Уже в середине марта 1610 г. в Венеции на латинском языке тиражом 550 экземпляров вышел труд Галилея «Звездный вестник», где были описаны эти первые открытия телескопической астрономии.

 В сентябре 1610 г. ученый открывает фазы Венеры, а в ноябре обнаруживает признаки кольца у Сатурна, хотя и не догадывается об истинном смысле своего открытия («Высочайшую планету тройною наблюдал», – пишет он в анаграмме, пытаясь закрепить за собой приоритет открытия). Пожалуй, ни один телескоп последующих столетий не дал такого вклада в науку, как первый телескоп Галилея.

Во Флоренции, в Музее истории науки (рядом со знаменитой картинной галереей Уффици) хранятся два телескопа из числа первых, построенных Галилеем. Там же находится и разбитый объектив третьего телескопа. Эта линза использовалась Галилеем для многих наблюдений в 1609–1610 гг. и была подарена им Великому герцогу Фердинанду II. Позже линза была случайно разбита. После смерти Галилея (1642 г.) эта линза хранилась у принца Леопольда Медичи, а после его смерти (1675 г.) была присоединена к коллекции Медичи в галерее Уффици. В 1793 г. коллекция передали Музею истории науки.

Блок: загадки и ребусы

Картинка № 27: позывной Валентины Терешковой – «чайка»

Картинка № 6: позывной Ю. Гагарина – «кедр»

Картинка № 31: слово «ракета»

 

Литература и электронные ресурсы

1. http://www.astronet.ru/db/msg/1237382

2. http://www.bibliotekar.ru/451/5.htm [ст. В.Б. Малкин, И.Н. Черняков// «Здоровье» № 4 1978 год]

3. http://www.m-nsk.ru/ сайт музея города Новосибирска

4. http://www.federalspace.ru/ сайт Роскосмоса

5. В.В. Мороз. Легендарные страницы нашей космонавтики. Учебное пособие для учащихся 2-4 классов. – М., 2008. – 48 с.

6. Миссия «Космос»: история покорения человеком Вселенной / авт.-сост. Н.В. Дыбала. – М.: Эксмо, 2011. – 96 с., с ил.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»