Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Система дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы»
Выпуск №51 Февраль 2014 | Статей в выпуске: 147


Все статьи автора(3) Елена Ивановна Удовченко,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель творческого объединения «История астрономии и освоения космоса» МКОУ ДОД ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска

Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»

Цель занятия: привлечение внимания обучающихся к истории освоения космического пространства.

Задачи:

– обучающие:

  • познакомить обучающихся в игровой форме с некоторыми аспектами жизни космонавтов;
  • показать игровую форму применения имеющихся знаний и получения новых.

– развивающие:

  • развивать основные психические функции (формирование образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, накопления опыта, самопознания);
  • развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение;
  • развивать интерес к освоению космического пространства.

– воспитательные:

  • формировать активную жизненную позицию, способствовать выработке гражданской позиции;
  • развивать умение решать познавательные и проблемные задания;
  • воспитывать ответственность, дисциплинированность, познавательную активность.

Тип занятия: Конкурсная программа.

Формы работы с обучающимися:

– игровая деятельность;

– элементы исследовательской деятельности.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Ведущий:

– Взор человека во все времена был устремлён в космос, он всегда мечтал полететь к звёздам. Сегодня мы проводим конкурсную программу под названием «Полёт к звёздам». На время игры вся группа превращается в космический корабль. На нашем космическом корабле присутствуют 2 экипажа: ___________________________________. Во время нашего полёта экипажам предстоит собрать звёзды, которые украсят борт нашего космического корабля.

– Прошу экипажи занять свои места.

– Прежде чем отправиться в полёт, мы исполним традиционную песню всех космонавтов, которую они поют перед стартом – «Земля в иллюминаторе».

(Песня исполняется под музыкальный клип-караоке)

– Представляю вам членов Координационного центра, которые будут контролировать действия наших экипажей.

– В нашем полёте принимают участие Специалисты по вычислительным операциям Центра по управлению полетами: ____________________________. Они будут отслеживать правильность выполнения заданий, и выдавать звёзды.

– Представляю вашему вниманию Консультантов по текущим вопросам Центра по управлению полетами: ____________________________________. Они будут помогать проводить конкурсы в нашей программе.

– Также с вами работаю сегодня я – Директор Центра по управлению полетами: _________________________________.

– Каждый корабль имеет свое название, поэтому первый конкурс так и называется – «Представление экипажа». Задание: вам нужно за 1 минуту придумать название.

– Готовы? Прошу Специалистов по вычислительным операциям подойти к экипажам. А сейчас нужно выложить на скорость название своего экипажа из спичек. Какой экипаж быстрее справится с заданием, тот и получит первую звезду.

– Следующий наш конкурс будет разминкой перед полётом. Предлагаем вашему вниманию загадки. Каждый экипаж получает свою загадку. В случае, если после трёх попыток верный ответ не дан, ответить может второй экипаж, заработав себе дополнительную звезду. Консультанты по текущим вопросам зачитывают загадку, а Специалисты по вычислительным операциям отслеживают работу экипажей.

1. Консультант:

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

(Солнце)

2. Консультант:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый —

Кружевной иль синий-синий.

(Небо)

1. Консультант:

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Месяц)

2. Консультант:

Жители других планет, которых, возможно, и нет?

(Инопланетяне)

1. Консультант:

В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет.

(Юпитер)

2. Консультант:

Это красная планета

По соседству с нами.

Он зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, –

Лед не сверху, а внутри.

 (Марс)

1. Консультант:

Он планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален.

(Меркурий)

2. Консультант:

В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара.

(Венера)

1. Консультант:

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник.

.(Метеориты)

2. Консультант:

Есть окошко в корабле –

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле –

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно.

(Иллюминатор)

Ведущий:

– Для полета в космос обычно набирают самых выносливых и здоровых. Проверим физическую подготовку наших космонавтов.

– Приглашаем по одному участнику. Необходимо встать на одну ногу в позу «ласточки» и продержаться как можно дольше. У какого экипажа участник потеряет равновесие первым, та команда проигрывает.

– Просим выйти ещё по одному участнику. Встаём в нарисованный на полу круг. Вытягиваем правую руку вперёд, поворачиваемся вокруг себя 5 раз, глядя на вытянутую руку, затем идём вдоль прямой, начерченной на полу. Звезду получает тот игрок, который продемонстрирует лучший вестибулярный аппарат.

– А сейчас приглашаются все участники каждого экипажа. Строимся в колонну по одному. Представьте, что во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. Как можно быстрее всем экипажем проходим сквозь обруч.

– Следующий конкурс называется «Грамотеи». Космонавты должны обладать не только физической силой и выносливостью, но и орфографической зоркостью, внимательностью, сплочённостью. Каждый экипаж должен найти как можно больше слов в слове «КОСМОНАВТИКА».  Время - 3 минуты.

– А сейчас, попросим наших Специалистов по вычислительным операциям назвать количество звёзд, заработанных экипажами.

– Следующее задание мы проведём на проверку вашей внимательности. Консультанты называют тела, поочерёдно для каждой команды. Если названо искусственное тело, все топают ножкой, а если естественное – поднимают руку. Будьте внимательны! Если хотя бы один член экипажа ошибся, звезду команда за названное тело не получает.

1. Консультант: Солнце, спутник, ракета, Луна, планета, комета, воздушный шар, ковёр-самолет, метеорит, дирижабль, туманность, ступа, солнечный ветер, кратер.

2. Консультант: Галактика, луноход, звёзды, астероид, звездолёт, телескоп, космодром, чёрная дыра, скафандр, Вселенная, протуберанец, космолёт, марсоход, солнечная батарея.

Ведущий:

– Итак, экипажи готовы к полету. Вам выдаются листы бумаги, и предлагается изготовить летательный аппарат – бумажный самолетик. Каждый космонавт делает по одному самолётику. Экипаж, быстрее и качественнее выполнивший задание, получает звезду. Специалисты по вычислительным операциям проследят за выполнением.

– Ну что же, все готовы к полету. По очереди космонавты каждого экипажа выходят и занимают позицию у черты на полу. Одновременно запускают свои самолётики. Тот, кто запустил самолётик дальше, приносит своему экипажу звезду. (Консультанты следят за правильностью выполнения, Специалисты выдают звёзды)

– Попросим наших Специалистов по вычислительным операциям назвать количество звёзд, заработанных экипажами.

– Все молодцы! А мы продолжаем наш полёт.

– Следующий конкурс называется «Закончи стихотворение». Наши Консультанты зачитают экипажам поочерёдно четверостишия. Нужно угадать последнее слово. Звезда – за верный ответ.

1. Консультант:

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в воздух поднялась

С земного …. (Космодрома)

2. Консультант:

Уходит в небо экипаж,

Отныне знаменитый

Мы будем слушать репортаж

С космической… (Орбиты)

1. Консультант:

С друзьями в небо ты глядишь,

Конечно, твердо веря,

Что подрастешь и полетишь

К загадочной … (Венере)

2. Консультант:

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом … (Скафандре)

Ведущий:

– Мы уже проверили наших космонавтов на наличие самых необходимых качеств, построили летательные аппараты. Теперь нужно получить возможность подняться к звёздам. Для этого мы проведём конкурс «Надуй шары». Экипажи разбиваются на пары. Каждая пара получает по 2 воздушных шарика. По сигналу один космонавт надувает шар, другой его завязывает. Затем необходимо связать все нитки от шаров. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой. (Консультанты выдают шары, следят за правильностью выполнения, Специалисты выдают звёзды)

– Приглашаем капитанов экипажей. Вам будут задаваться вопросы. За каждый верный ответ вы получаете звезду для своей команды.

1. Консультант: Самый небесный цвет? (Голубой)

2. Консультант: Самая близкая к нам звезда? (Солнце)

1. Консультант: Почему День космонавтики празднуется именно 12 апреля? (В этот день первый человек полетел в космос)

2 Консультант: Звезды имеют разную яркость и цвет: белый, желтый, красный, голубой. Чем краснее звезда, тем она холоднее. К каким звездам относится наше Солнце? (К жёлтым)

1. Консультант: Третья планета в Солнечной системе – это … (Земля)

2. Консультант: Как называется белая полоса на небосводе, состоящая из миллионов звезд? (Млечный путь)

Ведущий:  Поблагодарим наших капитанов. Продолжаем полёт. Следующая задача – назвать в правильном порядке зодиакальные созвездия. Отсчёт принято вести от знака, время которого приходится на 21 марта — 20 апреля. Экипажи выполняют задания письменно. (Консультанты следят за правильностью выполнения, Специалисты выдают звёзды)

Ведущий: Мы хорошо поработали. Наступило время отдыха. Все космонавты когда-то были детьми. Какие же песни они пели в детстве? Объявляется конкурс «Споёмте, друзья!» Приглашаем капитанов. Нужно выбрать из предложенных по 2 билетика (билетики – это листочки бумаги с напечатанными названиями песен, перевёрнутые текстом вниз). Те песни, которые вам достались, нужно исполнить как можно дружнее и выразительнее.

Песни: «Улыбка», «Из чего же…», «Друзья», «Вместе весело шагать».

(Исполняются песни под караоке)

Ведущий:

– Какие все молодцы! Как замечательно и дружно спели! Пока мы проводили музыкальную паузу, наш полёт подошёл к концу. Попросим наших Специалистов по вычислительным операциям назвать количество звёзд, заработанных экипажами.

– Заключительный конкурс будет называться «Найди ошибку». Оба экипажа смотрят мультфильм «Смешарики. Космическая одиссея-1». Задача: найти и записать ошибки – то, чего не может быть на самом деле. Звезда – за каждую верно названную ошибку. (Консультанты наблюдают за правильностью, Специалисты выдают звёзды).

– Итак, наш полёт подошёл к концу. Пришло время назвать победителей.

(Награждение)

– Всем спасибо за участие!!!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 48)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Дополнительное образование как площадка получения социального опыта
2. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
3. Роль и место методики социальной пробы в обучении школьников социальному проектированию
4. Нравственное воспитание обучающихся и формирование их социального опыта в условиях школьного киноклуба
5. Традиция празднования рождества и святок у забайкальских казаков: история и современность
6. Образовательные экскурсии в практике преподавания региональной истории
7. Классный час «У Монумента Славы тишина…»
8. Компьютер – друг, враг или…»
9. Урок-игра «Зоркая прогулка»
10. Геометрический турнир. Из опыта работы клуба «Юный математик»
11. Интеллектуальная игра для 3 класса «Россия – наша родина»
12. Тематическая экскурсия-викторина «Эра космонавтики»
13. Конкурсная программа, посвящённая Дню Космонавтики, «Полёт к звёздам»